Монадология Г.В. Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:47, лекция

Краткое описание

Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.
С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога.

Вложенные файлы: 1 файл

Монадология Г.docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

Монадология Г.В. Лейбница

   

Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и  изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.

С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный  им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчиненности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.

В учении о монаде как  частице, связанной единством с  бесконечным миром. Лейбниц сформулировал  диалектическую идею, т.к. в природе все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром.  

Монады - это простые субстанции. В мире нет ничего кроме монад. О бытии монад можно заключить  из существования сложных вещей, о котором известно из опыта. Но сложное  должно состоять из простого. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами». Простота монад означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Монады «не имеют окон», т. е. изолированы и не могут реально воздействовать на другие монады, а также испытывать воздействие от них. Правда, это положение не распространяется на Бога как высшую монаду, наделяющую существованием все другие монады и гармонизирующую между собой их внутренние состояния. В силу «предустановленной гармонии» между монадами каждая из них оказывается «живым зеркалом универсума». Простота монад не означает отсутствия у них внутренней структуры и множественности состояний. Состояния, или перцепции монад в отличие от частей сложной вещи не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей «малости». Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Лейбниц констатировал далее, что состояния монад претерпевают постоянные изменения. Эти изменения могут быть обусловлены только внутренней активностью монад. Несмотря на то, что Лейбниц пришел к системе монадологии во многом в результате размышлений над природой физических взаимодействий, моделью монады для него выступает понятие человеческой души. При этом человеческие души как таковые занимают лишь один из уровней мира монад.

«Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

  • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
  • данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");
  • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
  • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
  • по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
  • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
  • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
  • "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
  • монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
  • монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
  • высшая монада - Бог.

Выше них находятся  животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума, природа  которого состоит в ожидании сходных  случаев. Следующей ступенью мира монад  являются человеческие души. Кроме  перечисленных выше способностей, человек  наделен также сознанием, или  «апперцепцией». С апперцепцией связаны  и другие высшие способности, рассудок и разум, позволяющие человеку отчетливо  постигать вещи и открывающие  ему сферу вечных истин и моральных  законов. Лейбниц был уверен, что  все монады, кроме Бога, связаны  с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его «свертывание», так же как рождение - «развертывание». Тело - это государство монад, идеальным  правителем которого является душа. При  этом Лейбниц отрицает реальное существование  телесной субстанции, т. е. материи.

Чем выше класс монады, тем  больше ее разумность и степень свободы». Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно  различным человеческим личностям  субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.

Учение Т. Гоббса

Английский мыслитель  Т.Гоббс (1588—1679 гг.) обратился к внутреннему  миру человека. Проблемы этики и  политики он рассматривал в сочинении: "Левиафан, или Материя, форма  и власть государства церковного и гражданского".

Гоббс утверждает эгоистического индивида, ориентированного на власть и пользу. Вытекающий отсюда вывод, что мораль (наряду с политикой, религией) является более или менее целесообразным соглашением, договором между людьми, заключает в себе сильный социальный заряд. Антропология, этика и политика Гоббса являются предпосылкой и основой  просветительских общественных теорий последующего столетия.

Гоббс механистически понимает человека; речь идет о том, чтобы  рассматривать человека, исходя из его собственной деятельности как  общественного существа. Механистическую  антропологию он истолковывает как  окончательный поворот к объективному пониманию человеческого поведения, как конец раболепства перед  фетишами права, политики и морали.

Гоббс исходит из тезиса, что законы человеческого поведения  столь же строги и необходимы, как  те естественные силы, которые заставляют камень падать на землю. Ему принадлежит  идея естественных законов социального  поведения человека - не отдельного индивида, а человеческого рода, «искусственного человека», каковым  является государство.

При рассмотрении этики Гоббса обычно все внимание уделяется ее наиболее яркой особенности —  характеру человека, ориентированному на насилие и господство, оценке естественного состояния индивидов  как состояния войны всех против всех. Когда Гоббс говорит, что  человек человеку — волк, он точно  описывает то изменение в общественных нравах, которое связано с классовым  строем вообще, с появлением на исторической арене буржуазии в особенности. Гоббс применяет к учению об обществе, этике и психологии новое, добытое механикой понятие бытия. Источником, из которого Гоббс выводит свою общественную теорию, является натуралистический истолкованный индивид.

Социальные отношения  — это договор, который неизбежен  с точки зрения живого, движимого  потребностями субъекта. По мнению философа, все общественное здание состоит из двух элементов: эгоистических  индивидов, рассматриваемых в качестве социальных атомов, и отношений этих индивидов.

Мораль — это не изначальная  субъективная способность, не вещественная субстанция в субъекте. Она не является также самодовлеющим требованием, бытием трансцендентных идей. Проявление ценности, которую мы придаем друг другу, есть то, что обычно называется уважением и неуважением, говорит Гоббс.

Морально ценным является все то, что вызывает уважение, а  уважение выступает как социальное выражение власти. Достоинство Гоббс  расшифровывает как ту цену, которая  дается человеку государством. Любить или бояться также сопряжено с признанием власти. Не являются в этом отношении исключениями бережливость, справедливость и т.д. Вся мораль является системой установлений выражающих реальные отношения полезности.

Подводя итог, можно сказать, что Т. Гоббс в своей теории попытался найти компромисс, гармонию между индивидуальными возможностями человека (его эмоциями, страстями, разумом, вдохновляющими и стимулирующими его в жизни) и упорядочивающей, властной функцией государства, которая без насилия обойтись не может. Правда, модели насилия могут быть различны: от авторитарной модели до договорной, построенной на принципе соглашения.

Джон Локк.

Джон Локк (1632-1704) является английским философом-материалистом. Исследования Локка были основаны на использовании эмпирического метода познания, этот философ заложил основы либерализма.

Джон Локк соглашался с  ранее существовавшими идеями народного  суверенитета, естественного права  и неотчуждаемых свобод личности, возможности народа на законных основаниях восстать против тирана, а также  разделял идею общественного договора. Однако ранее известные учения были дополнены этим философом.

Джон Локк разработал доктрину раннебуржуазного либерализма. Локк говорил о неких естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены кем-либо (право на жизнь, свободу и собственность).

Образовавшееся путем  общественного договора государство  призвано гарантировать неотъемлемость этих прав и быть способным обеспечить безопасность каждому гражданину. Общественный договор определяет форму государства, а также структуру правления (в  качестве предпочтительной Локк выделял конституционную монархию).

"О государственном  правлении" - основная работа Джона  Локка, которая посвящена политико-правовой  тематике. Точнее, этот философ создал  учение о социальном компромиссе.  Его суть была заложена Локком  в "Двух трактатах о государственном  правлении" (1690 год). Первый трактат  о государственном правлении  поддает критике то суждение, что абсолютная царская власть  имеет божественное право. Второй  трактат о государственном правлении  включает в себя теорию конституционной  парламентарной монархии. Этот трактат  подвергал обоснованию тот политический  строй, который был утвержден  в Англии поле 1688 г. В этом  труде философ сделал вывод  о том, что произошедшая революция  (направленная против монархического  деспотизма) является верхом справедливости  и гражданского разума. Конечно,  социально-политические вопросы  волновали Джона Локка и раньше. Уже в 1667 году появляется его  труд "Опыт о веротерпимости, который  пронизан прогрессивным для своего  времени учением об общественном  договоре. Но лишь в "Двух  трактатах о государственном  правлении" непосредственно сформировалась  концепция Локка о возникновении  государства как результат заключения  общественного договора.

Цель государства заключается  в обеспечении естественных прав человека. Государство по Локку возникает  в результате соглашения людей как  гарантия защиты личности и собственности, свободы и равенства. Необходимость  образования государства связана  с тем фактом, что в естественном состоянии отсутствуют органы, которые  были бы способны назначать наказания  для тех, кто нарушил имеющиеся  законы. Именно государство призвано беспристрастно разрешать возникшие споры. Совокупность людей, объединяется в одно целое под эгидой государства, которое руководствуется общим для всех законом. При этом целесообразным представляется создание некой судебной инстанции, в компетенции которой и должно быть право нахождения компромисса между людьми и подвержения преступников наказаниям. Таким образом, государство наделяется политической властью. При составлении общественного договора люди отказываются от некоторых своих прав, например, от права на самостоятельную самопроизвольную защиту. Обеспечение безопасности каждого гражданина становится привилегией и обязанностью государства.

Естественные права личности представляют собой конституционный  базис правового порядка. Именно права на жизнь, свободу и собственность  делают возможным законодательство в целом. Конституции многих раннебуржуазных государств включали в свой состав как раз предложенную Локком тройственную правовую формулу. Именно эти естественные права человека сыграли роль своеобразной "клеточки", которая дала начало более дифференцированному содержанию "прав человека и гражданина". Три основополагающие права человека не являются внешними друг по отношению к другу - они находятся во взаимодействии. Право на собственность, например, представляет собой некое результирующее право. Право на жизнь и свободу - это предпосылка появления права на свободное распоряжение собственностью.

Человек с рождения наделен  неотчуждаемыми правами. Речь идет о  таких естественных правах, как право  на жизнь, свободу и собственность. А так как эти права не могут  быть отчуждены, то власть государства  в этом плане ограничивается - оно  не всесильно. Более того, основополагающей целью политического сообщества и является возможность каждого  человека реализовывать и сохранять  свои гражданские интересы. Возникает  вопрос: а с помощью каких средств? Ответ на него состоит в следующем: необходимы разделение властей для лучшего обеспечения законности, выбор наилучшей для нации формы правления. Кроме того, народ должен обладать правом на восстание в том случае, если имеется факт злоупотребления властью. Имеются и другие средства. Непременными признаками закона являются долговременность действия и стабильность. Закон становится собственно законом только, если он указывает человеку на то поведение, которое не противоречит интересам конкретного человека и при этом находится в соответствии и с интересами всего общества. Законы провозглашается народом. Тот человек (или группа лиц), находящийся у власти, должен управлять государством только в рамках этих установленных большинством законов. Каждый человек, входящий в состав единого политического организма обязан действовать по решению большинства, которое является окончательным решением.

Информация о работе Монадология Г.В. Лейбница