Монистические и плюралистические концепции бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:37, шпаргалка

Краткое описание

Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 13.82 Кб (Скачать файл)

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете  одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного  развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.

Плюрализм - философская  позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых  и несводимых друг к другу начал  или видов бытия (плюрализм в  онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм  противоположен монизму и имеет  различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.

Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы  у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.

Философия Д. Юма.

Теория познания Юма сложилась  в результате переработки им субъективного  идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления  внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения  бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости  простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение  в сознании объективных закономерностей  бытия, Юм толковал образование сложных  идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

С убеждением Юма в причинном  характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его  гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования  каузальных (причинных) связей, Юм решал  её агностически: он полагал, что эта  проблема недоказуема, т. к. то, что считают  следствием, не содержится в том, что  считается причиной, и не похоже на неё. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном  существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии следования во времени  события Б после А, а также  регулярности появления Б после  А; эти факты принимаются за свидетельство  необходимого порождения следствия  причиной; эта ошибка перерастает  в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление  А повлечёт за собой появление  Б.

Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Юм использовал этот вывод для  критики понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связка или  пучок... различных восприятий, следующих  друг за другом...» Критика духовной субстанции перерастала у Юма  в критику религиозной веры, которой  он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную  религию».

В основе этики Юма - концепция  неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование  приносит ему не знания, но привычки. Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. В поисках мотивов, которые заставили  бы людей следовать требованиям  «общественного блага», он обращался  к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.

 


Информация о работе Монистические и плюралистические концепции бытия