Н.Бердяев о личности,о творчестве и о русской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 10:02, реферат

Краткое описание

В широкой панораме философских идей и воззрений XX столетия заметное место занимает отечественная философия. Ее развитие в этом столетии начало разворачиваться в условиях расцвета «серебряного века» русской культуры, занявшего период, растянувшийся с конца XIX в. на два с лишним десятилетия: по мнению одних исследователей, он завершился в октябре 1917 г., по мнению других – в середине 20 - х годов уже в Советской России. Его назвали «серебряным веком» в параллель с «золотым веком» русской культуры пушкинской поры. [1,205]

Содержание

Введение 3
Н.А. Бердяев о личности, творчестве 5
Социальные теории Н.А.Бердяева 9
Н.А. о истории России 11
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_filosofii.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования

и науки РФ

 

 

ФГБОУ ВПО «СГГА»

 

 

 

Кафедра правовых и социальных наук

 

 

 

Реферат на тему:

«Н.Бердяев о личности, о творчестве и о русской истории»

 

 

Выполнил:                                                                                                        Проверил:                                                

Омельчук А.Ю.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

Содержание

  1. Введение                                                                                                                          3
  2. Н.А. Бердяев о личности, творчестве                                                                           5
  3. Социальные теории Н.А.Бердяева                                                                                9
  4. Н.А. о истории России                                                                                                 11
  5. Заключение                                                                                                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В широкой панораме философских идей и воззрений XX столетия заметное место занимает отечественная философия. Ее развитие в этом столетии начало разворачиваться в условиях расцвета «серебряного века» русской культуры, занявшего период, растянувшийся с конца XIX в. на два с лишним десятилетия: по мнению одних исследователей, он завершился в октябре 1917 г., по мнению других – в середине 20 - х годов уже в Советской России. Его назвали «серебряным веком» в параллель с «золотым веком» русской культуры пушкинской поры. [1,205]

Характеризуя процессы,  происходившие в тот период в отечественной культуре, ее современный исследователь А.И. Новиков, отмечает: «На рубеже XIX и XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре – стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни. Это был подленный Ренессанс – Возрождение, преодоление устаревших традиций, когда искусство, изолированное от философии и нравственности, превращалось либо в унылую копию быта,  либо в словесную игру, а религиозное сознание все более облекалось в церковные обрядовые формы и, естественно, от него отдалялись целые поколения интеллигенции. [1,205]

 

Новый этап русской культуры рубежа веков и явился объективно-независимо от того, осозновали или нет сами творцы культуры – грандиозной попыткой преодолеть этот пагубный для культуры разрыв». [1,205]

 

Реализуя учение В.С.Соловьева о всеединстве, философы «серебряного века» стремились синтезировать искусство, религию и философию. Центрами богатой духовной жизни той поры стали философско-художественные и литературно-философские салоны. В частности, такой салон действовал на квартире у писателя Д.С. Мережковского и поэтессы З.Гиппиус, где проходили религиозно-философские собрания. Большую известность получил также аналогичный салон, проходивший у поэта и философа Вячеслава Иванова – его знаменитые «среды».[1,205]

 

Мыслители «серебряного века» черпали отправные идеи для своего творчества не только во взглядах В.С. Соловьева, но и у славянофилов, а также в произведениях великого русского писателя Ф.М. Достоевского, пронизанных проблемами, связанными с духовно-нравстенными исканиями личности, где в центре внимания: Бог и человек, смысл жизни, добро и зло, рассудок и мораль, свобода и ответственность, влечение и долг. Наиболее видными представителями философской мысли той поры были Н.А. Бердяев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н Булгаков. [1,205]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А. Бердяев о свободе, творчестве, личности

 Крупнейший представитель русской философии первой половины XX столетия – Николай Александрович Бердяев. В студенческие годы он распространял нелегальную литературу, участвовал в антиправительственных демонастрациях, являлся членом киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», дважды арестовывался и некоторое время провел в тюрьме. Примыкал к «легальному марксизму», состоял в переписке с одним из лидеров германской социалдемократии и, II Интернационала Карлом Каутским, который возлагал на Бердяева большие надежды как на будущего теоретика марксизма. Однако начинающий философ вскоре отшел от марксизма и проявил себя в качестве его обстоятельного критика. [1,206]

Бердяев некоторое время состоял в партии кадетов. Был соавтором сборников, выражающих взгляды русских философов-идеалистов: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) год, «Из глубины» (1918). [1,206]

Он стал активным поборником «нового религиозного сознания» - веховства. «Веховство», названное так по сборнику статей «Вехи», вышедшему в свет тремя изданиями в 1909 году, претендовало на «обновление» русской интеллигенции, ее «духовное возрождение». Осуществление этой программы оно связывало с критикой «давящего господства народолюбия и пролетаролюбия», то есть народничества и марксизма. По словам одного из авторов сборника, русская радикальная интеллигенция не заключала в себе никаких культурно-осознанных стремлений и идеалов, кроме «метафизической абсолютизации ценности разрушения» (С.Л. Франк). «Школе Чернышевского» веховство противопоставило «настоящую русскую философию» - от Чаадаева до Соловьева и Толстого, объявив это направление русской мысли «конкретным идеализмом», не имеющим ничего общего ни с социализмом, ни с политикой. [1,206]

В послереволюционное время Бердяев организовал Волбную академию духовной культуры в Москве, преподавал философию в Московском университете. В 1922 году Бердяева выслали за границу. Вначале он жил в Берлине, а с 1924 – во Франции. [1,206]

В дальнейшем Бердяев, находясь во Франции, создал философские воззрения, ставших одной из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма, а также развивавшие религиозный персонализм. Еще накануне первой мировой войны Бердяев, живя в России, положил начало философии экзистенциализма, выдвинув параллельно с Л.И. Шестовым критические оценки рационалистических воззрений как построенных на отрыве от конкретного живого опыта человеческого существования в мире и сосредоточении внимания на познающем субъекте как «органе объективного познания».[1,207]

В числе важнейших работ Бердяева – его произведения: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX –XX века» (1946). [1,207]

Бердяев принадлежит к той группе мыслителей, которая стремится развить христианское мировоззрение. Их деятельность представляет собой наиболее оригинальное выражение русской философской мысли. Ее развитие началось от основателей движения славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова, но самостоятельность обрела она значительно позднее, под влиянием Владимира Соловьева. После него появилась целая плеяда религиозных философов: С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Н. Федоров, В.Эрн, Н.Арсеньев,  Е. Спекторский. [1,207]

Согласно Бердяеву, основной противоположностью,  с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность: природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная длительность, неподвижность. К царству природы относится все, что объективно и субстанциально. Познание духом достигается посредством опыта. Все философские системы, не основанные на духовном опыте, являются натуралистическими: они суть отображения безжизненной природы. [1,207]

Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются в рациональном доказательстве существования  Бога. В своей сокровенной сущности божество иррационально и сверхрационально. [1,207]

С точки зрения Бердяева, духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Свой взгляд он противопоставляет дуалистическому теизму и пантеизму, рассматривая эти теории как результат натуралистической религиозной философии. [1,208]

Связь между Богом и вселенной раскрывается в учении о свободе. Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и наконец свободу, проникнутую любовью Бога. Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», их которого Бог сотворил мир. Это «ничто» не есть пустота: это первичный принцип, предшествующий Богу и миру и не содержащий никакой дифференциации, то есть никакого деления на какое-либо число элементов. [1,208]

Бердяев пишет: «Из божественного Ничто рождается святая Троица, Бог-Творец». Сотворение мира Богом-Творцом есть вторичный акт. «С этой точки зрения, можно сказать, что свобода не создается Богом: она коренится в Ничто извечно. Бог- Создатель не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Человек есть детище бога свободы – ничто, небытия». Отсюда следует, что Бог не обладает властью над свободой, которая им не создается. «Бог –Создатель является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой». Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обуславливает возможность как добра, так и зла. С точки зрения Бердяева, действия какого-лиюо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. [1, 208]

Бердяев отвергает всемогущество и всеведение Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают из ничто, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия, к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога…В результате это приводит к распаду в сфере материального и естественного бытия и к рабству вместо свободы. Но, в конечном итоге, происхождение зла остается величайшей и трудно объяснимой тайной. [1,208]

Вторая свобода – это рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведет к обязательной добродетели, то есть снова к рабству. Выход из этой трагедии может быть только трагическим и сверхъестественным. «Миф о грехопадении говорит о бессилии Создателя отвратить зло, вытекающее из свободы, которую Он не создавал. Затем наступает божественный второй акт по отношению к миру и человеку: Бог появляется не в аспекте Творца, а Искупителя и Спасителя, в аспекте страдающего Бога, берущего на себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в первичный хаос, в пучину свободы, из которой появляется зло, так же как и всякого рода добро». Бог-Сын «проявляет себя не в силе, а в жертве. Божественная жертва. Божественное самораспятие на кресте должно покорить порочную меоническую свободу путем просвещения ее изнутри, без насилия над ней, и не отвергая собственного мира свободы». [1,209]

В особенности же Бердяев интересовался проблемой личности. Личность – не часть космоса, напротив, космос – часть человеческой личности. Она не часть какого-либо целого; она не часть общества, напротив, общество – только часть или аспект личности. Личность – не субстанция, она – творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни; поэтому она имеет некое теогоническое, а не только антропологическое  значение. Существует вечная личность в божестве, а это значит, что существует также божество в человеке. [1,209]

Рассмотрение человека, как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Н.А. Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по  себе не есть подобие и образ Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. [3,151]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные теории Бердяева тесно связаны с его религиозной философией. Во многих работах он касается философии истории. Таковы, например, «Смысл истории», «Философия неравенства» и «Новое Средневековье».[1,209]

Согласно Бердяеву, исторический процесс состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: это «драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим я, которое Он любит и для которого Он жаждет взаимной любви ». «Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода.  Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории. В определенные периоды своей истории народы покоряются власти судьбы в особенности; человеческая свобода менее активна, и человек чувствует себя отрешенным от Бога. Это особенно заметно  в судьбе русского и  немецкого народов. Христианство признает, что судьба может быть преодолена, но она может быть преодолена только через Христа.» [1,209]

Когда иррациональная свобода достигает господства,  то реальность начинает распадаться и возвращаться к первоначальному хаосу.  В общественной жизни революция является крайней формой возврата к хаосу. Работы Бердяева содержат много ценных идей о характере революции и ее вождей. «Революциям, -  пишет он, - предшествует процесс распада,  падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни. В результате этого народ теряет свою духовную свободу, становится добычей дьявола».  Руководящую  роль среди народа играют крайние элементы – якобинцы, большевики, люди, которые воображают себя свободными творцами нового будущего, но в действительности являются пассивными «проводниками  бессформенных элементов; на самом деле они обращаются не к будущему, а к прошлому, ибо они рабы прошлого, прикованные к нему злобой, завистью и местью». Поэтому революции ничего не могут создавать;  они только разрушают; они никогда не бывают творческими.  Творчество начинается только в период реакции, которая наступает после революции; тогда появляются новые формы жизни, к которым люди были подготовлены всем их прошлым. Но даже в творческие эпохи истории люди никогда не достигали тех целей, которые они ставили перед собой. «Ни один проект, разработанный в недрах исторического процесса, не был когда-либо успешным».[1,210]

Информация о работе Н.Бердяев о личности,о творчестве и о русской истории