Насилие и ненасилие в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:22, доклад

Краткое описание

Насилие рассматривается как разновидность крайнего принуждения, связанного с ограничениями свободы и жизнедеятельности одного человека другим лицом (физическим, юридическим, социально-политическим и т.п.). Естественно, возникает вопрос о мере насилия как вынужденного принуждения, в особенности, в ситуации противозаконных действий, совершаемых человеком или группой лиц по злому умыслу. В этом случае ограничение их свободы и даже лишение жизни является законным принуждением, т.е. оправданным насилием со стороны общества (государства).

Вложенные файлы: 1 файл

Насилие и ненасилие.docx

— 16.23 Кб (Скачать файл)

Насилие рассматривается  как разновидность крайнего принуждения, связанного с ограничениями свободы  и жизнедеятельности одного человека другим лицом (физическим, юридическим, социально-политическим и т.п.). Естественно, возникает вопрос о мере насилия  как вынужденного принуждения, в  особенности, в ситуации противозаконных  действий, совершаемых человеком  или группой лиц по злому умыслу. В этом случае ограничение их свободы  и даже лишение жизни является законным принуждением, т.е. оправданным  насилием со стороны общества (государства).

В психологическом смысле насилие означает действия, направленные на моральное, физическое и пр. виды унижения личности, ее человеческого  достоинства. Такого рода насилие осуждается как с нравственной точки зрения, так и с позиций закона.

Насилие в буквальном смысле - проявление силы, оправданной или  неоправданной в оценочных категориях, т.е служащее добру, справедливости или нет.

В истории человечества, равно как и в живой природе, вообще, насилие есть реальность, неоспоримый  факт, тогда как ненасилие - абстрактный  идеал, некое желаемое, а на практике едва ли достижимое состояние.

Идея ненасилия особенно широкое распространение получила в индийских философских и  религиозных учениях. Ахимса (санскрит. «непричинение боли или зла») - ключевой принцип в книгах Вед и в Джайна-сутре, в религиозно-философских учениях Будды и Махатмы Ганди. Ахимса означает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу, наделенному душой. В России этику «непротивления злу насилием» последовательно отстаивал Лев Толстой.

В современном обществе, идущему по пути глобализации, господствующее положение занимает идея толерантности  как ненасильного, терпимого поведения и отношения к представителям «иных», «чужих» народов, наций. Толерантность провозглашается общечеловеческим принципом согласного мирного существования.

В общественном сознании насилие  и ненасилие проявляются в  различных формах: как нравственный принцип, социально-политическая концепция  или религиозная идея. Грань между  насилием и ненасилием в реальной жизни достаточно подвижна. Нередко  имеет место инверсия, когда, например, проповедь принципов ненасилия  оборачивается насилием или уготовлением к насилию. В социальных учениях  природа насилия и ненасилия  объясняется на основе общественных отношений как результат взаимодействия людей с противоположными интересами. При этом в механизме осуществления  исторической необходимости решающая роль отводилась насилию.

Насилие - исторически более  развитое явление по сравнению с  ненасилием. В социальной философии  оно определяется как тип отношений  господства и подчинения, как способ разрешения конфликтов путём уничтожения  друг друга. Наиболее общим определением насилия является его определение  как принуждения, подавления или  подчинения воли и действий человека, его физических и моральных возможностей условиями существования.

Как особый тип отношений  между людьми насилие представляет собой многокачественное явление. Оно и материально, и идеально, и социально, и индивидуально, различно по содержанию, формам, причинам и поводам. Наиболее общими формами насилия выступают: экономическое, социальное, политическое и духовное насилие. Экономическое насилие - это способ социального принуждения с использованием непосредственных экономических санкций против тех или иных субъектов в целях приобретения или сохранения материальных привилегий или прав. Осуществляется оно посредством ограничения экономических прав социальных субъектов, экономических санкций, налоговой политики, экономической блокады и т.п. Социальное насилие представляет собой способ подавления интересов и действий различных социальных групп с целью охранения, изменения или упразднения системы присвоения условий существования человека. Тесно примыкает к социальному насилию политическое, которое есть способ реализации социально-классовых интересов с применением мер политического принуждения. В зависимости от используемых средств политическое насилие может выражаться посредством вооружённого насилия, либо невооружённого (политические забастовки, демонстрации, ограничение политических прав, дипломатическое давление и др.). Духовное насилие отличается тем, что ему присуще подчинение, присвоение сознания и воли человека. Оно проявляется в таких формах, как идеологическая борьба, психологическая война, цензура, религиозная или атеистическая пропаганда, борьба с инакомыслием. 

Насилие в современном  мире отличается не только своим многообразием. Оно всё более становится непрямым, косвенным, но всеобъемлющим, охватывающим все стороны бытия человека. Причины  роста насилия видятся в нарастании масштабов человеческой деятельности, средства которой далеко не всегда адекватны поставленным целям. Остановить насилие с помощью науки, техники  и цивилизации сегодня уже  нельзя. Нужна иная ценностная ориентация, в качестве которой выступает  ненасилие.

В современной социально-философской  мысли сложились следующие трактовки  понятия ненасилия. Во-первых, ненасилие - это совокупность философских, моральных  и религиозных принципов, провозглашающих  человека и жизнь высшими ценностями; во-вторых, ненасилие рассматривается  как способ разрешения конфликтов; в-третьих, ненасилие видится как  социально-политическая концепция  будущего общественного устройства, основанного на любви и справедливости.

Ключевыми для понимания  сущности и содержания ненасилия  являются философские, моральные и  религиозные принципы ненасилия. К  ним относятся следующие принципы: во-первых, ненасилие как метод  сопротивления. В данном принципе, взятом на вооружение ненасильственными движениями, ненасилие рассматривается как метод сопротивления злу, способ борьбы с ним, как опосредованное насилие, утратившее свою разрушительную силу. Во-вторых, конечной целью ненасильственной борьбы является не победа над противником, а построение общества, достойного человека. В-третьих, ненасилие в своих действиях направляется против зла, а не против конкретных людей, которые его осуществляют, т.е. ненасильственные действия в первую очередь имеют своим объектом структуры, поддерживающие социальную несправедливость. В-четвёртых, духовное насилие недопустимо так же, как и физическое. Наконец, в-пятых, ненасилие содействует утверждению справедливости, а тем самым восполняет пробелы в общественном устройстве.

Принципы ненасилия нашли  свою реализацию в современной истории, поэтому иногда ненасилие называют социальным изобретением нынешнего  века. Действительно, опыт ненасильственной борьбы индийского народа под руководством Махатмы Ганди за своё освобождение от господства англичан, борьба негров США против расовой сегрегации, ненасильственное смещение диктатуры Маркоса на Филиппинах - всё это яркие примеры, подтверждающие превращение ненасилия в огромную общественную силу в нашем мире. Ненасилие несёт в себе зачатки новой истории, основанной на свободе воли человека и его ответственности, на справедливом общественном порядке.


Информация о работе Насилие и ненасилие в общественной жизни