Натурфилософия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Содержание

Введение
1. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
2. Теория Николая Коперника
3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Натурфилософия.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Натурфилософия эпохи  Возрождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натурфилософия эпохи Возрождения

 

Оглавление

Введение

1. Возрожденческая трактовка  диалектики. Николай Кузанский и  принцип совпадения противоположностей

2. Теория Николая Коперника

3. Бесконечная вселенная  Джордано Бруно

4. Механистическая картина  мира Галилео Галилея

Список использованной литературы

 

Введение

XV и XVI столетия были  временем больших перемен в  экономике, политической и культурной  жизни европейских стран. Бурный  рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного  производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту  все более отдаленные районы  постепенное размещение главных  торговых путей из Средиземноморья  к северу, завершившееся после  падения Византии и великих  географических открытий конца  XV и начала XVI века, преобразили облик  средневековой Европы. Почти повсеместно  теперь выдвигаются на первый  план города. Некогда могущественнейшие  силы средневекового мира - империя  и папство - переживал глубокий  кризис. В XVI столетии распадавшаяся  Священная Римская империя германской  нации стала ареной двух первых  антифеодальных революций - Великой  крестьянской войны в Германии  и Нидерландского восстания. Переходный  характер эпохи, происходящий  во всех областях жизни, процесс  освобождения от средневековых  пут и вместе с тем еще  неразвитость становящихся капиталистических  отношений, не могли не сказаться  на особенностях художественной  культуры и эстетической мысли  того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением  культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем  и другие европейские страны. Появление  книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения  литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение  между странами способствовало повсеместному  проникновению новых научных  течений, развитию радикально новых  взглядов на мир, на проблемы философии.

1. Возрожденческая трактовка  диалектики. Николай Кузанский и  принцип совпадения противоположностей

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай  Кузанский (1401-1464) . Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

Николай Кузанский, как и  большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У  Платона и неоплатоников, как  мы знаем, единое характеризуется через  противоположность “иному” , не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что “единому ничто не противоположно” . А отсюда он делает характерный вывод: “единое есть все” - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Эта формула неприемлема  для христианского теизма, принципиально  отличающего творение (“все” ) от творца (единого) ; но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со “всем” . Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его “максимумом” ; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая  Кузанского, что делает его одним  из родоначальников новоевропейской  диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим  учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой  философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого  и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь занимает понятие  актуальной бесконечности, которое  и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого  с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов  не только античной философии и средневековой  теологии, но и античной и средневековой  науки - математики и астрономии.

Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица) , вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых Кузанским предпосылок: “... если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности” . Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит  так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась  геометрия греков, Кузанский объявляет  имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка, а  не разума. Вся математика, включая  арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт  деятельности рассудка; рассудок как  раз и выражает своей основной принцип в виде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас  к Зенону с его парадоксами  бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Кузанский - средство созидания знания истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть “умудренное неведение” .

Тезис о бесконечном как  мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии  бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в  приблизительное, то в астрономию эта  новая мера вносит, кроме того, еще  и принцип относительности. И  в самом деле: так как точное определение размеров и формы  мироздания может быть дано лишь через  отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены  центр и окружность.

Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, “начало” и “конец” . Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

2. Теория Николая Коперника

Через всю яркую жизнь  Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних  дней, проходит основная нить - великое  дело утверждения новой системы  мира, призванной заместить в корне  неправильную геоцентрическую систему  Птолемея.

Первый набросок своей  теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским  названием, как “Малый комментарий  Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях” . Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

Эта новая теория исходит  из следующих требований:

• Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

• Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

• Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

• Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

• Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

• То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

• Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко  намечены контуры будущей гелиоцентрической  системы, сущность которой заключается  в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и  вокруг Солнца.

Формулируя тезисы своей  теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о  движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось  тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует  понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

Сформулировав 7 положений  своей теории, Коперник переходит  к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет) . Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением:” Таким  образом всего тридцати четырех  кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет” . Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

3. Бесконечная вселенная  Джордано Бруно

Положения Кузанского противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Кузанский  разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная  Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше, пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Характерная для Николая  Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом  пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600) , создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее “подобной бесконечности” , одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с  бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между  творцом и творением, Бруно разрушает  и традиционную противоположность  формы - как начала неделимого, а  потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть “бог в вещах” .

Информация о работе Натурфилософия эпохи Возрождения