Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:57, творческая работа
Причины атеизма в мировоззрении ученых коренятся прежде всего в социальных условиях и господствующих идеях вре¬мени, в которое живет и творит ученый. Во времена Коперника, Нью¬тона, Галилея церковь представляла собой могучую силу, располагавшую огромной властью над умами и жизнью людей. Общественная и личная жизнь человека была пропитана религиозным духом, религиозные традиции сопровождали его от рождения и до смерти. Любое выступление против церковных догм грозило костром или пыткой. Не всякий ученый рисковал открыто высказывать свои взгляды, если они противоречили религиозным установлениям. Да и сами данные, которыми располагала в те времена наука, не могли еще объяснить многие явления природы и тем более общества, исключить идею творца из всех областей знания.
Наука покоряет одну за другой еще неизведанные силы природы, занимает с течением времени все большее место в жизни людей, несет им все новые материальные и духовные блага.
В этих условиях в наше время усилия
богословов всех мастей направлены к тому,
чтобы любыми средствами «доказать» совместимость
науки и религии, прикрыть, хотя бы внешне,
ту зияющую пропасть, которая образовалась
и постоянно растет между гибнущими религиозными
суевериями и развивающимися научно-атеистическими
представлениями. Одни стремятся достичь
этого путем извращения данных современного
естествознания, другие - аллегорическим
истолкованием «священных» книг, которое
должно подогнать древние мифы под научные
представления, третьи - ссылкой на религиозность
видных естествоиспытателей. Последний
прием стал в наши дни излюбленным для
доказательства гармонии науки и религии.
Богословы пытаются спекулировать на
именах учёных-атеистов Ньютона и Кеплера,
Планка и Эйнштейна. Они не стесняются
объявить апологетами религии и великого Галилея, всю жизнь
преследуемого инквизицией, и Николая Коперника,
чей гениальней труд несколько столетий
числился в индексе запрещенных книг как
«ложный и целиком противный священному
писанию».
Однако в деле примирения науки и религии
ссылка на религиозность выдающихся ученых
при всей своей внешней убедительности
является совершенно несостоятельным
аргументом.
Во-первых, совместимость науки и религии доказывается в данном случае не внутренней непротиворечивостью их теоретических основ (ведь это доказать Невозможно), а сосуществованием научных положений и религиозных суеверий в голове того или иного ученого.
Во-вторых, при подобном «доказательстве» стремятся распространить авторитет ученого, основанный на его открытиях в какой-либо области естествознания, на другие области знания, где он не может быть вполне компетентным, в частности на область философии. Каждому школьнику известны в наше время имя Ньютона и открытые им законы, но истолкование Апокалипсиса, данное великим ученым, ни для кого не представляет интереса. Авторитет выдающихся ученых основан на их естественнонаучных открытиях, а не на их религиозных заблуждениях.
Ссылаясь на «верующих» ученых, богословы тем не менее никогда не анализируют их «веру». И это не случайно. Ведь религиозные наслоения, имеющиеся в мировоззрении некоторых выдающихся ученых, противоречат религиозным догматам.
«С богом никто не обращается хуже, чем верующие в него естествоиспытатели,- писал Энгельс.- …Чего только не пришлось вытерпеть богу от своих защитников!.. Ньютон оставил ему еще «первый толчок», но запретил всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему. Патер Секки, хотя и воздает ему всякие канонические почести, тем не менее весьма категорически выпроваживает его из солнечной системы, разрешая ему творческий акт только в отношении первоначальной туманности. И точно так же обстоит дело с богом во всех остальных областях… Что за дистанция от старого бога - творца неба и земли, вседержителя, без которого ни один волос не может упасть с головы!»
Продолжая список «верующих» ученых, обращавшихся с богом весьма свободно, следует сказать, что Макс Планк запретил ему творить чудеса, а Альберт Эйнштейн, создав теорию относительности, лишил всевышнего не только божественного первотолчка, но и вообще какой-либо деятельности во вселенной. Даже в своей «космической религии» Эйнштейн обходится без присутствия бога. Не менее бесцеремонно обращается с всемогущим творцом и известный современный немецкий физик Вейцзекер, тоже зачисленный богословами в апологеты религии. «…Каждый естествоиспытатель, - пишет он, - должен, конечно, видеть свою цель в том, чтобы в своей области сделать гипотезу бога излишней. Бог и прочие надуманные, полурелигиозные термины, которыми в последнее время его обозначают, претендуя на роль естественнонаучных гипотез для объяснения отдельных фактов, неизменно указывают на малоисследованные вопросы науки и находятся поэтому в постоянном и позорном отступлении перед прогрессом познания».
Так постепенно, с развитием науки естествоиспытатели лишали творца его божественных функций, изгоняли из одной области знания за другой. Фактически «верующие» ученые уничтожают идею бога, выбрасывают из нее то, что делает ее приемлемой для религии. А ведь религия без бога невозможна. Следует также учитывать, что многие ученые весьма вольно обращаются с религиозными терминами, часто вкладывая в них совсем нерелигиозное содержание. Так, Эйнштейн понимает под религиозностью выход за рамки узколичных интересов и на этом основании объявляет религиозным даже Маркса, Планк превращает бога из сверхъестественного существа в законы природы, уничтожая тем самым основной признак религии - веру в сверхъестественные, надматериальные силы.
Рассмотренные выше факты позволяют сделать вывод о полной несостоятельности «доказательства» гармонии науки и религии при помощи ссылки на авторитет «верующих» ученых. Религиозные наслоения в мировоззрении выдающихся естествоиспытателей находятся в вопиющем противоречии с их научной деятельностью и открытиями и к тому же весьма далеки от представлений современных религий.
Причины атеизма в мировоззрении ученых коренятся прежде всего в социальных условиях и господствующих идеях времени, в которое живет и творит ученый. Во времена Коперника, Ньютона, Галилея церковь представляла собой могучую силу, располагавшую огромной властью над умами и жизнью людей. Общественная и личная жизнь человека была пропитана религиозным духом, религиозные традиции сопровождали его от рождения и до смерти. Любое выступление против церковных догм грозило костром или пыткой. Не всякий ученый рисковал открыто высказывать свои взгляды, если они противоречили религиозным установлениям. Да и сами данные, которыми располагала в те времена наука, не могли еще объяснить многие явления природы и тем более общества, исключить идею творца из всех областей знания.
Влияние общественных условий является решающим фактором религиозности некоторых естествоиспытателей в капиталистическом мире и в настоящее время. Вся обстановка современного общества с его неустойчивостью, кризисами, войнами, господствующими в нем волчьими законами создает предпосылки для поисков людьми иллюзорного убежища, каким и является религия. Большинство естествоиспытателей незнакомы с законами общественного развития, не имеют цельного научного мировоззрения. Поэтому они и попадают зачастую под влияние антинаучной идеалистической философии. Отрицательное значение имеют религиозные традиции и привычки, проникнутая религиозным духом система образования.
Некоторые современные богословы стремятся изобразить дело так, будто все или, по крайней мере, подавляющее большинство ученых в мире являются защитниками религии и церкви. Это грубая ложь. Факты нашего времени говорят о падении религиозности ученых в нынешнем обществе, о распространении среди них идей атеизма и материализма.