Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 23:20, реферат
Каждый человек имеет свой взгляд на окружающий его мир, с помощью которого он выражает свое отношение к нему и дает ему оценку, но такой взгляд носит индивидуальный характер. Поэтому еще в первобытную эпоху стихийно возникают коллективные воззрения на мир, в которых выражается согласованное мнение различных сообществ людей на устройство мира, отношение и оценку его, закрепляемое и передаваемое будущим поколениям.
1
Наука как основа мировоззрения. Каждый человек
имеет свой взгляд на окружающий его мир,
с помощью которого он выражает свое отношение
к нему и дает ему оценку, но такой взгляд
носит индивидуальный характер. Поэтому
еще в первобытную эпоху стихийно возникают
коллективные воззрения на мир, в которых
выражается согласованное мнение различных
сообществ людей на устройство мира, отношение
и оценку его, закрепляемое и передаваемое будущим
поколениям. Одной из древнейших форм
мировоззрения является мифолог
Элементы научного мировоззрения впервые формируются
в античном обществе в связи с критикой
отживших мифологических взглядов и становлением
рациональных взглядов на мир в науке Древней
Греции. С возникновением опытного естествознания
наука становится важнейшим компонентом
современного мировоззрения. Она составляет
вместе с философией его рационально-теоретическую
Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Поэтому знакомство с ними составляет важнейшую задачу как современного образования, так и формирования научного мировоззрения личности.
Наука как производительная сила общества. Открывая объективные
законы природы, наука создает реальные
возможности для их практического использования
обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение
достижений науки носило спорадический
характер: использовались отдельные научные
изобретения и открытия, совершенствовались
технологические процессы в некоторых
отраслях промышленности. С возникновением
таких технических дисциплин, как технология
металлов, сопротивление материалов, теория
механизмов и машин, электротехника и
других, использование достижений как
фундаментальных, так и прикладных науки
приобрело более целенаправленный характер.
Наука, особенно прикладная, стала теснее
связываться с производством, лучше и
оперативнее реагировать на его запросы.
Однако только во второй половине XX века
ее достижения стали планомерно и систематически
применяться в технологии и организации
производства. О науке как непосредственной производитель
Наука как социальный фактор развития общества. Вслед за превращением науки в непосредственную производительную силу она постепенно начинает играть все большую роль как социальная сила развития общества. Эту задачу осуществляют прежде всего социально-экономические и культурно-гуманитарные науки, которые играют регулирующие роль в различных сферах социальной деятельности. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. Их усилия в настоящее время должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.
2
Специфика философского знания
1. Основная специфика
философского знания заключаетс
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии
от всех иных наук заключается в
том, чтофилософия является теоретич
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особе
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно
— несет в себе отпечаток личности
и мировоззрения отдельных
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Специфика научного знания.
Наука - вид знания, претендующий
на общность, но и философия, и религия,
и искусство - виды знания, претендующие
на общность. Отсюда возникает вопрос:
чем отличается научное знание от
иных видов знания. Этот вопрос оформился
как "проблема демаркации" (отличения,
разграничения) в позитивизме. Неопозитивисты: принцип верифицируемости (
Соотношение знания и веры в пределах гносеологии и за ее пределами.
Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Оно рассматривается как результат познавательной деятельности. А с глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации или совокупность навыков для выполнения той или иной деятельности. В этом смысле допустимо суждение: «Я знаю, как это делается».
Вера в отличие от знания есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, суждений за истинные. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, нравственную чистоту, мировой порядок, добро.
Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. «Верую, потому что абсурдно», — это высказывание Тертуллиа-на в емкой форме отражает суть религиозной веры. «Слепая» вера ничем не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиции. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. «Credo, ut intelli-gam» — «Верую, чтобы познать» — гласит латинское изречение, основанное на христианском: «Блажен не видящий, но знающий».
Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Так же как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. При помощи веры нельзя решить проблемы физики, химии, экономики. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь субъекта с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с воображением, фантазией, чувственно-образным восприятием мира.
Если вера покидала сферу религии, а религия — это вера в сверхъестественное, то в составе познавательного процесса она обозначала уверенность в истинности научных выводов, в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. В связи с эти весьма примечательно высказывание А.Эйнштейна, который отмечал, что без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерность пространства, необратимость времени, развитие науки. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.
3
Функции науки в жизни общества :
1)Культурная функция науки
2)Функция фактора социальной регуляции,
представляет собой воздействие науки
на потребности общества, становясь необходимым
условием рационального управления. Наука
проявляет себя в функции социальной силы
при решении глобальных проблем современности
(истощение природных ресурсов, загрязнение
атмосферы, экологическая ситуация и т.
д.).
3)Функция науки,
4)Экологическая функция науки, направленная
на сохранение природы и обеспечение максимально
благоприятных и гармоничных экологических
условий для существования человека.