Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Вложенные файлы: 1 файл

Невербальное общение.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Невербальная  коммуникация

 

 

Невербальная  коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией  между индивидами без помощи речевых  и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие  средства невербального общения  как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

 

Знание  языка жестов и телодвижений позволяет  не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как  он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

 

 

Существуют  две проблемы понимания невербального  общения:

 

- во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

- во-вторых, во многих научных работах  существует путаница в понятиях  «невербальное общение», «невербальная  коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как  синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

 

 

Так же невербальное общение можно использовать осознанно , путем подстройки к человеку состоянием раппорта.  
Раппорт – состояние достаточно обыденное , но часто находящееся за пределами сознания человека и , следовательно , за пределами его влияния. Существует масса примеров «интуитивного раппорта» . Например , при совершении группой людей каких либо совместных действий (перетягивание каната, передвижение больших тяжестей и т.д.) очень важно , что бы группа людей действовала согласованно (одновременно прикладывала силу к какому либо предмету). Для этого издавна используется счет , типа : «И-раз, и-два!» , или песни , наподобие «Дубинушки» («Э-эх, ухнем!») Ходить строем также гораздо проще под общую строевую песню, так как при этом совпадает дыхание всего строя и , следовательно , легче соотносить скорость движения и ширину шага. В командной гребле эту функцию выполняет человек , который сам не гребет, зато отвечает за раппорт всей команды.

 

Раппорт легко устанавливается  между людьми, достаточно долго существующими  вместе (члены семьи, близкие друзья), так как за долгое время общения они выработали свой эффективный стиль взаимодействия. Наблюдая за людьми, находящимися в раппорте, вы можете заметить, что многие их поведенческие паттерны (жесты, позы, дыхание, голосовые характеристики и др.) совпадают. Известно, что иногда после долгих лет совместной жизни муж и жена становятся похожими друг на друга. Что же касается индивидуумов, которые могут легко и быстро входить в раппорт с незнакомыми людьми, то раньше мало кто мог дать точное сенсорное описание алгоритма их поведения в этот момент. Таких людей называли прирожденными эффективными коммуникаторами и считали их умение быстро входить в контакт скорее врожденным качеством, чем развиваемой способностью.

 

В результате наблюдений за эффективными коммуникаторами было замечено, что, начиная разговор, они неосознанно  повторяли некоторые элементы поведения  своего партнера. Через несколько  минут уже трудно было понять, кто из партнеров повторяет действия другого, а кто является инициатором этих действий. Беседа же при этом становилась достаточно легкой, наполнялась взаимопониманием и доверием. Трудно сказать, что же возникает в самом начале между партнерами по эффективной коммуникации: синхронизация их поведения или доверие и взаимопонимание (то есть раппорт).

 

 

Подстройка. В связи с тем, что установление раппорта сопровождается синхронизацией ряда элементов у партнеров по коммуникации, то первое, что можно сделать, - это не ждать, пока синхронизация наступит сама, а влиять на этот процесс. Для этого можно избрать несколько путей. Более жесткий из них как-либо "заставить" вашего партнера синхронизироваться с вами или ждать, пока он сделает это сам.

 
Такая ситуация похожа на ту, как если бы вы приезжаете в другую страну для заключения интересующей вас сделки и ждете от вашего партнера, чтобы он изучил для общения с вами ваш родной язык. В подобных ситуациях человек редко легко идет на контакт. Другой путь - это использовать подстройку.

 

При этом вы берете активную роль на себя и позволяете вашему партнеру оставаться самим собой, чем сильно облегчаете начало общения. Вы начинаете сами синхронизироваться с партнером, то есть подстраиваться под его "параметры" общения. Это  дает вам сразу несколько позитивных результатов. С одной стороны, ваш партнер бессознательно воспринимает такое поведение как ваш шаг ему навстречу. С другой стороны, он бессознательно начинает видеть (слышать) в вас "свое отражение", а кому человек доверяет больше, чем себе? Итак, таким путем вы сможете достаточно легко синхронизироваться с вашим партнером, а это означает, что вы оба будете взаимодействовать как единая система из двух элементов. 
 
Если вам удалось хорошо синхронизироваться с вашим партнером и объединиться в единую систему, то, по законам систем, при изменении одного элемента в системе для сохранения ее целостности должны измениться и другие ее элементы. Поэтому если на этапе ведения вы измените что-нибудь в своем поведении, то ваш партнер последует за вами, чтобы сохранить синхронизацию (резонанс ваших физиологий). В итоге вы сможете повести вашего партнера в выбранном вами направлении, причем таким путем, что ему это будет удобно и легко.

 

Прим. Подстройки :

 
  - подстройка по позе.

 

  Гуляя вдоль Темзы, Шерлок Холмс и доктор Ватсон увидели прелестную леди, которая         барахталась в воде, размахивая руками. Как истинные джентельмены, они помахали   руками в ответ.

 

-подстройка по невербальным  признакам - -прямое отзеркаливание.

 

Заика в трамвае спрашивает сидящего напротив него пассажира:

- Мо-мо-мо-мо-жете в-в-в-вы м-м-м-м-мне  с-с-сказать, к-к-к-когда будет  во-во-вок-зал?

- Сидящий напротивчеловек никак  не реагирует, вид у него  безразличный и подавленный. Заика  начинает снова: 
- По-по-пожалуйста, с-с-скажите ж-ж-ж-же м-м-м-мне, ко-ко-ко-гда б-б-б-будет во-во-во-вокзал?

Снова никакой реакции. Вмешивается  какая-то женщина:

- Я скажу вам, когда будет  вокзал.

Прежде , чем выйти , заика дает пощечину пассажиру, не оказавшему ему помощь. Женщина комментирует: 
- Это он заслужил.

- Я-я-я-я б-б-бы за-за-за-за-служил  в-в-в лю-любом случае.


Информация о работе Невербальное общение