Немецкая классическая философии - (конец 18 - середина 19 века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

Вложенные файлы: 1 файл

Немецко-классическая философия 4.docx

— 22.14 Кб (Скачать файл)

В. Немецкая классическая философии - (конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и  Америке энергично и последовательно  принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие

техники:

1784 г. - появляется универсальная  паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта  изобретает  химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный  телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель  и т.д.

2. В естествознании механика  утрачивает свою прежнюю доминирующую  роль:

-к концу 18 века сформировалась  химия как наука о качественных  превращениях

природных веществ;

-формируются биология  и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические  изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие  от Франции и Англии того  периода оставалась экономически  и политически отсталой страной,  раздробленной на 360 самостоятельных  государств («Священная Римская  империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой  строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический  порядок канцлера Бисмарка оставлял  единственную сферу для индивидуального  самовыражения, свободы творчества, независимость духа:

сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций  в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие  основных философских позиций,  немецкая классическая философия  является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических  традиций (через обращение к античному  наследию). Если у Канта диалектика  имеет ещё негативное значение  «софистики» чистого разума, то  у последующих философов, и  в особенности у Гегеля, она  возвышается до целостной системы  логических категорий.

3. Переход от объективного  и трансцендентального идеализма  (Кант) к объективному идеализму  на основе диалектической методологии  (через Фихте и Шеллинга к  Гегелю).

4. Критика традиционной  «рассудочной» метафизики и стремление  представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории  как философской проблеме и  применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия  представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского  университета, субъективный идеалист.

В его философском учении  отчётливо проявляются два этапа: докритический

и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую  теорию естественного образования  солнечной системы из диффузной  газопылевой материи, в результате  вихревых вращательных процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого  разума», «Критика практического

разума»,  «Критика способности  суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого  познания и установление его  границ

-Процесс познания - активный  творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии  рассматривалась не структура  познаваемой субстанции, а специфика  познающего субъекта - как главный  фактор, определяющий и способ, и  предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия  познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека  определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его  видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического  применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой  является убеждение в том, что  всякая личность -

самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя

общего блага).

-Главный закон этики  Канта - категорический императив:  Поступок только тогда может  считаться нравственным, когда он  мог бы стать законом для  других.

Поступок

-не является моральным,  если в его основе лежит  стремление  счастью, любви, симпатии  и т.д.;

-является моральным, если  он основан на следовании долгу  и

уважении морального закона.

В случае конфликта между  чувствами и нравственным законом  Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным,

производным от практически-деятельного  отношения к предмету.

2. Сознание само порождает  себя. Оно никогда не завершено,  всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не  только себя, но и весь мир  - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного,  отношения сознания к миру  Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и  другие категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для  него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа  и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

7. Главная форма жизни  - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие  диалектики не только на сознание, но и на природу:

-Природа - не средство  для реализации нравственных  целей

человека, не «материал» для  человеческой деятельности.

-Природа - это форма  бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще  вся деятельность человека не  получат объяснения, если не признать  природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может  только философ или поэт в экстазе  гениального вдохновения (иррационалистически).

г)  Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого  идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»,

«Философия права», «Лекции  по истории философии», «Лекции по философии истории»

и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа»  рассмотрел эволюцию человеческого  сознания от первых его проблесков  до сознательного овладения наукой  и научной методологией

(феноменология - учение  о явлениях (феноменах) сознания  в их историческом

развитии).

2. Построил философию  в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит  в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её  собственном лоне, в «стихии чистого  мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга  логических категорий;

2) Развитие идеи в форме  «инобытия», т.е. в форме природы  -

философия природы; природа  не развивается, а служит лишь внешним

проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную

сущность;

3) Развитие идеи в мышлении  и истории - принимающая форму Абсолютного духа -

Философия духа. На этом этапе  Абсолютная идея вновь возвращается к самой

себе и постигает своё содержание в различных видах  человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух  (личность)

2-я - объективный дух  (семья, гражданское общество, государство)

3-я - абсолютный дух  (тремя ступенями развития, которого  является

искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии  выпадает честь сказать последнее  и решающее слово не

только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии  Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё  разумное - действительно».

3. Создал диалектику как  науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию  и идеализм, назвав последнею  рационализированной

религией.

2. Субъект в системе  Л. Фейербаха - это не познающее  мышление и не «Абсолютный

дух», а реальный человек  в единстве телесных, духовных и  родовых

характеристик.

3. Человек тесно связан  с природой. Природа - основа духа. Она же

должна явиться основой  новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Выводы:

Немецкая классическая философия:

1. Показала людям роль, место и значение философии  в осознании своей эпохи,

её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии  для

осмысления будущего.

2. Ею были развиты соответствующие  современной науке методы познания -

диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности

позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.

3. Философия впервые предстала  в виде целостной научной системы,

позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.


Информация о работе Немецкая классическая философии - (конец 18 - середина 19 века)