Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:38, контрольная работа
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.
1. Особенности и главные черты немецкой классической философии
2. Гносеологические и этические проблемы в философии Канта
3. Диалектика Гегеля
4. Материализм Фейербаха
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
Тема: Немецкая классическая философия
Исполнитель: студент гр. ЮрГ-12-1 Кб
Иванова У.К.
Екатеринбург
2013
Немецкая классическая философия
Содержание
Введение
1. Особенности и главные черты немецкой классической философии
2. Гносеологические и этические проблемы в философии Канта
3. Диалектика Гегеля
4. Материализм Фейербаха
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Немецкая классическая философия
представляет собой крупное и
влиятельное течение
1. Особенности и главные черты немецкой классической философии
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Вклад немецкой классической
философии в мировую
1. учения немецкой классической
философии способствовали
2. немецкая классическая
философия значительно
3. рассматривала историю
как целостный процесс, а так
же обратила серьезное
Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Немецкая классическая философия
после Канта разрабатывалась
такими выдающимися философами, как
И.Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854).
Оба стремились преодолеть кантовское
противопоставление феномена и ноумена,
обосновав познавательную активность
в некотором едином принципе - в
абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном
тождестве бытия и мышления (Шеллинг).
Последний дал топкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы
и необходимости, тождества, единого
и многого и др., послужив предтечей
гегелевской объективно-
2. Гносеологические и этические проблемы в философии Канта
Все творчество И. Канта можно
разделить на два больших периода:
«докритический» и «
Разработанная им концепция
происхождения Солнечной
В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия ' вещей самих по себе' на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - 'вещи сами по себе'. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а нереальны. Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен было граничить область знания, чтобы дать место вере. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории - единство, множество, цельность.
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические взгляды И. Канта
отражены в его высказывании: «Две
вещи наполняют душу всегда новым
и все более сильным
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.
Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону. Важную роль в формировании немецкой философии сыгралидостижения естествознания и общественных наук: стали развиватьсяфизика и химия, продвинулось вперед изучение органическойприроды. Открытия в области математики, позволившие понятьпроцессы в их точном количественном выражении, учение Ламаркаоб обусловленности развития организма окружающей средой,астрономические, геологические, эмбриологические теории, а такжетеории развития человеческого общества - все это со всей остротойи неизбежностью выдвигало на первый план идею развития кактеорию и метод познания действительности.
И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом от-дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска-зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
3. Диалектика Гегеля
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит 'мировой разум', 'абсолютная идея' или 'мировой дух'. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме 'инобытия' в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории) ;развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа).На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть 'корень всякого движения и жизненности', составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью -самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено.То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Классики марксизма-ленинизма подвергли острой и всесторонней критике идеализм Гегеля, но вместе с тем дали исключительно высокую оценку тому положительному, что действительно содержалось в его трудах, и в первую очередь его диалектике.
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод - диалектика.
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».
В учении о бытии Г. Гегель
отождествляет бытие и
Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
· субъективный дух - душа, сознание отдельного человека;
· объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
· абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.
Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы - распадается у Г. Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.