Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:23, доклад

Краткое описание

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития — напряженного, очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные мыслители. Каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии как относительно едином, целостном образовании? И все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных принципов, которые преемственны для всего этого этапа в развитии философии. Они-то и позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.docx

— 18.98 Кб (Скачать файл)

Немецкая классическая философия.

 Иммануила Канта  (1724-1804) считают родоначальником  немецкой классической философии  — грандиозного этапа в истории  мировой философской мысли, охватывающего  более чем столетие духовно-интеллектуального  развития — напряженного, очень  яркого по своим результатам  и чрезвычайно важного по своему  воздействию на человеческую  духовную историю. Он связан  с поистине великими именами:  наряду с Кантом это Иоганн  Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм  Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770-1831) — все в  высшей степени оригинальные  мыслители. Каждый настолько своеобразен,  что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить  о немецкой классической философии  как относительно едином, целостном  образовании? И все-таки это  возможно: при всем богатом разнообразии  идей и концепций немецкую  классику отличает приверженность  ряду существенных принципов,  которые преемственны для всего  этого этапа в развитии философии.  Они-то и позволяют рассматривать  немецкую классическую философию  как единое духовное образование. 

 Первая особенность  учений мыслителей, причисляемых  к немецкой классике, — сходное  понимание роли философии в  истории человечества, в развитии  мировой культуры. Философии . они  вверяли высочайшую духовную  миссию — быть критической  совестью культуры. Философия, впитывая  живые соки культуры, цивилизации,  широко понятого гуманизма, призвана  осуществить по отношению к  человеческой жизнедеятельности  широкую и глубокую критическую  рефлексию. Это была очень смелая  претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении  несомненного успеха. Гегель сказал: "Философия есть... современная  ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой философской  классики действительно удалось  запечатлеть ритм, динамику, запросы  своего тревожного и бурного  времени — периода глубоких  социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и  к человеческой истории как  таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось  разработать философию весьма  широкого проблемного диапазона  — охватить мыслью существенные  особенности развития мира природы  и человеческого бытия. При  этом через все проблемные  разделы красной нитью была  проведена единая идея высочайшей  культурно-цивилизующей, гуманистической  миссии философии. Кант, Фихте,  Шеллинг, Гегель еще и потому  так высоко возносят философию,  что мыслят ее как строгую  и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению  и с естествознанием, и с  дисциплинами, более или менее  конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается  живительными истоками научности,  ориентируется на научные образцы  и стремится (да и должна) строить  себя как науку. Однако философия  не просто опирается на науку,  подчиняясь критериям научности,  но и сама дает науке и  научности широкие гуманистические  и методологические ориентации.

 Вместе с тем,  было бы неверно представлять  дело так, будто другие области  человеческой жизнедеятельности  и культуры только от философии  обретают саморефлексию. Критическое  самосознание — дело всей культуры.

 Вторая особенность  немецкой классической мысли  заключается в том, что ей  выпала миссия придать философии  облик широко разработанной и  значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы  дисциплин, идей и понятий,  системы сложной и многоплановой,  отдельные звенья которой увязаны  в единую интеллектуальную цепь  философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.

 Итак, немецкая  классическая философия представляет  единство также и в том отношении,  что ее представители Кант, Фихте,  Шеллинг, Гегель строят свои  очень сложные и разветвленные  учения, системы, включающие философскую  проблематику весьма высокой  обобщенности. Они прежде всего  философски рассуждают о мире—о  мире в целом, о закономерностях  его развития. Это так называемый  онтологический аспект философии  — учение о бытии. В тесном  единстве с ним строится учение  о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается  и как учение о человеке, т.е.  философская антропология. Вместе  с тем, классики немецкой мысли  стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой  деятельности, в том числе социальную  жизнедеятельность человека. Они  размышляют об обществе, общественном  человеке в рамках философии  права, нравственности, всемирной  истории, искусства, религии —  таковы были в эпоху Канта  различные области и Дисциплины  философии. Итак, философия каждого  из представителей немецкой классики  — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных  с предшествующей философией  и новаторски преобразующих философское  наследие. Всех их объединяет  еще и то, что проблемы философии  решаются ими на базе весьма  широких и фундаментальных мировоззренческих  размышлений, всеобъемлющего философского  взгляда на мир, человека, на  все бытие. 

 Еще задолго  до Канта такое широкое и  фундаментальное размышление охватывалось  понятием "метафизика". Немецкая  классическая философия критикует  и в то же время преобразует  метафизику, давая образцы "метафизической", т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, "сплачиваемой" метафизическим  подходом. Немецкой классической  философии была присуща метафизика  в смысле целостного мировоззренческого  подхода, но отнюдь не в смысле  отличного от диалектики метафизического  (или механического) метода.

 Напротив, третья  особенность немецкой классической  философии как раз и заключается  в том, что благодаря ей господство  метафизического — недиалектического  — метода было поколеблено.  Именно немецкая классическая  философия проложила путь новому  по отношению к метафизике  методу мышления и познания  — методу диалектическому, разработала  целостную и разветвленную диалектическую  концепцию развития, приложимую  к исследованию всех областей  человеческой жизни: мира природы,  общества и человека, познания, науки,  культуры, нравственности. Тем самым  открылись поистине грандиозные  возможности применения диалектического  метода. 

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Хотя самую, пожалуй, развитую форму  диалектическому методу, идеям диалектики придал Гегель, у истоков диалектической мысли — в форме порой и  более интересной, чем гегелевская, — лежали размышления именно Канта.

 Четвертый момент, который нельзя обойти, характеризуя  немецкую классическую философию  как относительно единое образование,  — это некоторые общие принципы  в подходе к проблеме исторического  развития. Несмотря на довольно  существенные различия в трактовке  развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем,  главное состоит в том, что  к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа"', мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

 И наконец,  последнее, что объединяет немецкую  классику в единое целое: в  своем рассмотрении человека  и истории эта философия четко  и ясно сконцентрирована вокруг  принципа свободы и других  гуманистических ценностей. При  этом она не просто прокламирует  гуманистические принципы (что само  по себе было несомненной заслугой  мыслителей в те времена, когда  только началось освобождение  народов Западной и Центральной  Европы от крепостного права), но и пыталась проанализировать  противоречия и трудности, которые  возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов. 

 Немецкая классическая  философия остается непреходящим  достижением философской мысли,  к которому примыкают и многие  другие философские достижения  человечества после немецкой  классики. Она потому имеет общечеловеческое  значение, сходное со значимостью  искусства и науки, что пыталась  ответить на вопросы, которые  человечество задавало себе с  самого начала развития философии,  на те вопросы, которые оно  задает себе и сегодня. То  был временем, эпохой обусловленный  ответ, но ответ, который выходит  за пределы эпохи. Он обращен  и к нам, людям сегодняшнего  дня. В немецкой классике есть  очень много проблем, которые  весьма актуальны. Есть много  вопросов, которые не могут не  проникнуть в сердце современного  человека, в наше сердце, потому  что они — общечеловеческие  вопросы. И немецкие классики  по большей части предлагают  на них общечеловеческий тип  ответов. 

 Философия немецкой  классики и в наши дни продолжает  свою жизнь как относительно  единое образование. Но немецкая  классическая философия — созвездие,  которое состоит из ярчайших  звезд. На всю последующую жизнь  человечества они зажглись на  небосклоне немецкой, европейской,  мировой культуры. И одна из  самых ярких звезд — Иммануил  Кант. Жизнь и поистине бессмертные  идеи Канта станут предметом  наших дальнейших размышлений.  Пусть разговор о Канте, неспешный,  постепенный, основательный, систематический,  поможет отвлечься от суеты,  бешеных скоростей современной  жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя  и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом  вдумчивый читатель наверняка  обогатит свое понимание вечных  для человечества проблем.


Информация о работе Немецкая классическая философия