Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Общество как развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Неоплатонизм -- идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Взгляд на общество как некую развивающуюся систему в значительной степени был присущ во все исторические времена. Так, если мыслители античности понимали общество как часть Космоса, то было естественным рассматривать его как продолжение природных и космических закономерностей.

Вложенные файлы: 1 файл

18.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

1.Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

Неоплатонизм -- идеалистическое направление  в философии, которое ставило  своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого  расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

* противопоставляли сложившейся  и чрезмерно систематизированной  схоластической философии новую  философскую систему, основанную  на идеях Платона;

* предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

* не отрицали божественную природу  человека, но в то же время  рассматривали его как самостоятельный  микрокосм;

* призывали к переосмыслению  ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями  неоплатонизма эпохи Возрождения  являлись Николай Кузанский и  Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 -- 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских  для своего времени философских  взглядов. Дал новую трактовку  бытия и познания, согласно которой:

* не существует разницы между  Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная -- одно и то же);

* "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между  собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку  Бог и Его творение совпадают,  то совпадают минимум и максимум;

* исходя из этого, Николаем  Кузанским был выведен закон  совпадения противоположностей: поскольку  противоположности совпадают, то  совпадают форма и материя  (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция)  неразрывны и бытие едино);

* едины идея и материя;

* реально существует (поглощая  все остальное) актуальная бесконечность;

* Вселенная бесконечна, не имеет  начала, не имеет конца, не имеет  центра, Земля не является центром  Вселенной;

* Вселенная -- это чувственно  изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог -- в окружающем мире);

* бесконечность сама по себе  объединяет противоположности, что  доказывается математически (вписанный  в круг квадрат при бесконечном  увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

* бесконечность Вселенной, окружающего  мира приводит к бесконечности  познания;

* невозможно достичь абсолютного  (полного) знания, увеличение знаний  приведет только к учености, но  не истинному знанию ("ученому  незнанию" -- термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений -- Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 -- 1494) попытался объединить все  известные ему религиозные и  философские учения и создал эклектическое  произведение "900 тезисов", главные  идеи которого заключались в том, чтобы:

* возвысить человека и отделить  от окружающего мира, признать  отдельной реальностью ("четвертым  миром" космоса, наряду с  элементарным, небесным и ангельским);

* признать за человеком полную  свободу выбора;

* объединить все философские  учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

Натурфилософское мышление

В период Позднего Возрождения (XVI -- XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

* обосновывали материалистический взгляд на мир;

* стремились отделить философию  от теологии;

* формировали научное мировоззрение,  свободное от теологии;

* выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и  Космос едины, а Земля не  является центром Вселенной);

* считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее  яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас  Везалий, Леонардо да Винчи, Николай  Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 -- 1564) совершил революцию  в философии и медицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение  мира, в центре которого ставил человека.

Везалием  были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 -- 200) -- древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Николай Коперник (1473 -- 1543), опираясь на астрономические  исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

* Земля не является центром  Вселенной (отвергался геоцентризм);

* Солнце является центром по  отношению к Земле (геоцентризм  заменялся гелиоцентризмом), Земля  вращается вокруг Солнца;

* все космические тела движутся  по собственной траектории;

* космос бесконечен;

* процессы, происходящие в космосе,  объяснимы с точки зрения природы  и лишены "священного" смысла.

Джордано  Бруно (1548 -- 1600) развил и углубил философские  идеи Коперника:

* Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

* Вселенная не имеет центра  и бесконечна;

* Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

* звезды -- небесные тела, подобные  Солнцу и имеющие свои планетные  системы;

* число миров во Вселенной бесконечно;

* все небесные тела -- планеты,  звезды, а также все, что имеется  на них, обладают свойством  движения;

* не существует Бога, отдельного  от Вселенной, Вселенная и Бог  -- одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты  католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 -- 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая  Коперника и Джордано Бруно:

* изобрел телескоп;

* с помощью телескопа исследовал  небесные тела;

* доказал, что небесные тела  движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

* обнаружил пятна на Солнце  и разнообразный ландшафт (горы  и пустыни - "моря") на Луне;

* открыл спутники вокруг других  планет;

* исследовал динамику падения  тел;

* доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод  научного исследования, который заключался в:

* наблюдении;

* выдвижении гипотезы;

* расчетах воплощения гипотезы  на практике;

* экспериментальной (опытной) проверке  на практике выдвинутой гипотезы.

 

2.Общство как развивающаяся система.

Взгляд на общество как некую  развивающуюся систему в значительной степени был присущ во все исторические времена. Так, если мыслители античности понимали общество как часть Космоса, то было естественным рассматривать  его как продолжение природных и космических закономерностей. Для религиозных концепций устройство и цель общества божественно предопределены и предполагают процесс очищения, просветления человека для встречи с богом. Идеалистический подход к обществу как развивающейся системе наиболее ярко представлен с философской системе Гегеля, где Абсолютный дух познает себя посредством человеческой истории, растворившись с человеческом материале и затем вместе с растущим сознанием человека, поднимается на новую ступень - этим и определяется направление развития человеческого общества. В основе марксистского понимания общества как развивающейся системы лежит представление об объективных законах общественного развития. По Марксу, из определенной формы материального производства «…вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». Отсюда процесс общественного развития предстает как «естественноисторический процесс», в основе которого лежит действие объективных социальных законов в сочетании с субъективным фактором.

В чем видятся источники развития общества? Представители разных мировоззренческих  систем называют разные источники. Среди  них - мир природы, взаимодействие общества с окружающей природной действительностью, которая является источником практически всех средств для существования человека. Также источником развития общества являются продукты человеческой деятельности и, прежде всего, труда. Развитие общества тесным образом связано с уровнем существующей техники, технологии, средств труда. Источник развития общества усматривается и в духовной сфер, в мире человеческой субъективности, в мире идей, в морально-религиозном, духовном совершенствовании общества.

Итак, под обществом можно понимать определенным образом организованную систему взаимоотношений людей друг с другом и природой, которая исторически сложилась и развивается в результате совместной деятельности и взаимоотношений людей, обусловлена потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируется обычаями, нормами, ценностями.

Общество  в своем развитии проходит качественно  определенные этапы. На каждом из них  действуют и общие законы, характеризующие  именно повторяющееся, устойчивое в  истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественную определенность каждой общественно-экономической формации, показывая ее исторически пре ходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое. А совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.  
Можно сказать, что анализ хода истории показывает, что он не противоречит едва ли не общепризнанной формуле "единство мира в его многообразии". Развитию и эволюции общества присущи две противонаправленные тенденции движение к единству и движение к многообразию. Ученые спорят о том, являются ли эти две тенденции равноправными, но, как правило, сходятся во мнении, согласно которому общественная динамика привела к вызреванию но вой планетарной цивилизации.


Информация о работе Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Общество как развивающаяся система