Общая характеристика русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:19, реферат

Краткое описание

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика русской философии.docx

— 61.95 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика русской  философии  

1. Общее понятие и  характерные черты русской философии.

Русская философия – феномен  мировой философской мысли. Ее феноменальность  заключается в том, что русская  философия развивалась исключительно  автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма  и др. В то же время русскую  философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых  проблем, порой непонятных для Запада.Характерными чертами русской философии являются:

1.сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

2.специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой)

целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной  проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

большая роль проблем морали и нравственности;

конкретность;                                                                 

широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии  составляли:

проблема человека;

космизм (восприятие космоса как  единого целостного организма);

проблемы морали и нравственности;

проблемы выбора исторического  пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая  проблема русской философии);

проблема власти;

проблема государства;

проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской  философии и раннехристианской  философии Руси;

философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

философия XVIII в.;

философия XIX в.;

русская и советская философия XХ в.

2. Ранняя русская философия  (период ее зарождения и раннего  христианства).

Период зарождения древнерусской  философии и раннехристианской  философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии  были:

моральные и нравственные ценности;

объяснение христианства, попытки  соединить его с язычеством;

государство;

право;

природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский  морально-нравственный кодекс, где  даются поучения потомкам, анализируются  проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

3. Русская философия XII – XVII вв.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления  и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в  истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. 

Главными темами, характерными для  данного периода философии, являлись:

сохранение русской духовности;

христианство;

борьба за освобождение;

устройство государства;

познание.

Среди видных философов данного  периода:

Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;

Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал  морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом  монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о  народе и справедливость;

Андрей Курбский (1528 – 1583) – был  идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение  деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов  и возвышение Церкви на уровень еще  одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;

Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

 

4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

философию эпохи петровских реформ;

материалистическую философию  середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана  Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии  была социально-политическая:

вопросы устройства монархии;

императорской власти, ее божественности и нерушимости;

прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

войны и мира.

Также философы данного направления  занимались и иными вопросами  – познания, нравственных ценностей  и др.

Основными представителями материалистического  направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии  был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута  атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой  все вокруг предметы и материя  в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу –  деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с  другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется  большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

5. Основные направления  русской философии XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

декабристское;

монархическое;

западническое и славянофильское;

революционно-демократическое;

атеистическое;

теологическое;

философию космизма.

Более подробно данные направления  рассматриваются в вопросе 29.

6. Основные направления  русской философии ХХ в.

Русская (и советская) философия  ХХ в. представлена, главным образом:

философией марксизма-ленинизма;

философией космизма;

естественно-научной философией;

философией «русского зарубежья».

Более подробно русская философия  ХХ в. рассматривается в вопросе 30.

Философия просвещения в России XVIII в. 

 

 

  XVIII в. стал заметной вехой  в истории русской философской  мысли и культуры, наук и ремесел.  Во многом это было обусловлено  реформаторской деятельностью Петра  Великого, который прорубил «окно»  в Европу и тем самым открыл  шлюзы для интенсивного взаимодействия  русской и европейской культур.  В это время был учрежден  Московский Университет, а в  нем основан философский факультет.  Философия стала обретать светский  характер, а наибольшие влияние  на нее развитие в то время  оказывали французские и немецкие  мыслители. В философии все  больше утверждался европейский  тип мышления рациональный по  своей сути.

Значительную роль в идейном  обосновании петровских реформ, сыграли  такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Контемир, И.Т. Посошков, которых называли «ученой дружиной» Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиции науки в общественно жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и  философии, основал новые отрасли  научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков  образованного в 1755 году первого  в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался  идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов  характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит  тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и  противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются  все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иным «первичными» свойствами. К числу же «вторичных» свойств  Ломоносов относил тепло и  холод, цвет, запах и вкус, которые  выражают определенные состояние тел. Материальным телам присуще также  движение - вращательное, поступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон  сохранения материи и движения. При  сжигании металл в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции  не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем  же. Этот же вывод ученый распространил  и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, - писал он, - происходят так, что если к чему- либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому - либо телу, стока же теряется у другого ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Ломоносов рассматривал движение как  проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело  начала и никогда не будит завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир  в целом. Планета Земля тоже никогда  не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости  мира. В 1761 году им было обнаружено наличие  атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться  как данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое  значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые  стимулируют поиск истины.

Творчество В.М. Ломоносов оказало  большое влияние на последующее  развитие русской науки, философии  и образования. С его именем можно  связывать формирование в России философии естествознания.

Информация о работе Общая характеристика русской философии