Общее понятие досократических философских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
милетская школа:
школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского;
элейская школа;
атомысты.

Вложенные файлы: 1 файл

4_Dosokraticheskaya_filos.docx

— 19.47 Кб (Скачать файл)

1. Общее понятие  досократических философских школ.

Первые, досократические  философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

милетская школа:

школа пифагорейцев;

школа Гераклита Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

Характерными чертами  досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;

повышенное внимание к  проблеме объяснения явлений окружающей природы;

поиск первоначала, породившего  все сущее;

гилозоизм (одушевление неживой  природы);

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа  («физики») – Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками – точными  и естественными;

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально  – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих  ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское  наследие:

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был  гилозоистом – одушевлял все  сущее);

допускал наличие множества  богов;

считал центром вселенной  Землю;

точно определил продолжительность  года – 365 дней;

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой  все возникло, все состоит и  в которую все превратиться;

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят  из микроскопических элементов; после  гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о  происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что  все вещества на Земле – результат  различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в  воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели между  душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял божества с  силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и  борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, что весь мир находится  в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти  дважды»);

был сторонником круговорота  веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность  окружающего мира («морская вода грязная  для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот  же поступок человека может быть и  хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой  Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой всех процессов  считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я  половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к  числу и измерить с помощью  числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через  число промежуточным между чувственным  и идеалистическим сознанием);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское  и др.).

5. Элеаты.

Элеаты – представители  элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

изучали проблемы познания;

жестоко разделяли чувственное  познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

были сторонниками монизма  – выводили всю множественность  явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы  – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления  в философии («линия Демокрита» - противоположность  «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

весь материальный мир  состоит из атомов;

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

атом неделим (данное положение  было опровергнуто наукой только в  наши дни);

атомы имеют различную  величину (от мельчайших до крупных), различную  форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

атомы находятся в вечном движении;

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

атомы невозможно «увидеть»  путем чувственного познания


Информация о работе Общее понятие досократических философских школ