Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Обыденное
сознание и факторы его формирования………………………..…3
2. Общественная
психология и идеология ……………………………………………….5
3. Диалектика
общественного и индивидуального
сознания………………....7
4. Проблема
идеологии в контексте современного
общества………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………..11
Введение
Категория сознания употребляется в двух
смыслах: широком и узком. В широком смысле
слова сознание есть высшая форма отражения,
связанная с социальным бытием человека
и являющаяся довольно сложным многоуровневым
образованием. В узком смысле слова сознание
является ядром психической деятельности
человека и связывается с абстрактно-логическим
мышлением. Поскольку анализ структуры
сознания должен быть по возможности всесторонним,
мы, чтобы избежать путаницы, понятие сознание
будем употреблять в широком смысле слова
как синоним высшей формы отражения мира,
свойственный человеку.
Проблема
структуры сознания актуализировалась
в последнее время в связи с интенсивным
проникновением системно-структурного
метода в различные области знания и повышенным
интересом к проблеме сознания со стороны
языкознания, культурологи, этнографии,
психологии, социологии, политологии и
других наук. Каждая наука акцентирует
внимание на определенных структурных
элементах сознания с точки зрения своей
предметной области, поэтому перед философией
стоит задача интегрирования конкретно-научных
знаний о сознании, сохранения целостности,
нерасчлененности такого сложнейшего
феномена, которым является сознание.
1.
Обыденное сознание и факторы
его формирования
Обыденное сознание - это стихийный способ осознания людьми
своего опыта повседневной жизни. Индивиды
«повторяют» на уровне обыденного сознания
содержание своего общественного бытия,
не используя при этом средств и методов
специальной познавательной деятельности.
Поэтому говорить о полной свободе сознания
от общества, об абсолютной уникальности
и неповторимости каждого индивида, по-видимому,
нельзя. Жить в обществе и быть свободным
от него невозможно.
Обыденное
сознание пронизывает сферу классовых,
национальных, религиозных, профессиональных
и т.д. отношений. Люди, принадлежащие к
той или иной социальной группе, вынуждены
как бы автоматически принимать и «правила
ее игры». Стихийно сформированное содержание
обыденного сознания выполняет роль своеобразной
«смазки», которая облегчает движение
механизма общественного бытия. Содержание
этого сознания соответствует содержанию
бытия, поэтому люди воспринимают последнее
как норму.
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных
связей и закономерностей общественного
бытия и находит свое выражение в науке
и других своих формах, поскольку последние
также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю
сторону действительности, требующую
опосредованного теоретического познания.
В реальной
жизни теоретическое и обыденное сознание
плотно связаны между собой, взаимно воздействуют
друг на друга, но для философского анализа
их следует выделить и обособить. «Научное
понятие в житейской ситуации окажется
так же несостоятельно, как житейское
понятие в научной ситуации». Теоретическое
сознание видоизменяет, модифицирует,
окультуривает обыденное сознание, но
и без последнего обойтись невозможно.
Но в то же время его выводы не всегда будут
справедливыми, потому что его возможности
ограничены эмпирическими обобщениями.
Обыденное
сознание является массовым, коллективным
сознанием и формируется оно в сознании
определенных групп. Определение массового
сознания представляется довольно сложным.
Одни утверждают, что это разновидность
обыденного сознания, другие, что это сознание
различных типов и видов масс (сознание
больших социальных групп, общечеловеческое
сознание), третьи интерпретируют общественную
психологию как массовое сознание. Это
связано с тем, что в действительности
массовое сознание является очень сложным
духовно-социальным феноменом. Оно представляет
собой совокупность психических, гносеологических
и социальных по природе духовных образований,
включающих элементы всех уровней и форм
общественного сознания. Оно выражает
реальное состояние сознания больших
масс людей, со всеми его противоречиями,
особенностями и различием наполняющих
его компонентов.
Обыденное
сознание есть низший по сравнению с теоретическим
уровень сознания, но это вовсе не уменьшает
его значения и важности для повседневной
жизни. Однако если рассматривать с позиции
обыденного сознания вопросы, которые
могут быть правильно решены только с
научно-теоретических позиций, то в общественном
сознании возникают иллюзии и заблуждения.
В любом случае общественная наука должна
оставаться на теоретическом уровне, чтобы
не потерять свой научный статус.
Разделение
на обыденный и теоретический уровни основано
на противопоставлении жизненно-практического,
несистематизированного (хотя и не полностью
стихийного) и в то же время целостного
жизнепонимания, а с другой стороны - того
состава идей, которые подверглись творческой
разработке и рациональной систематизации.
Есть мнение, что обыденное сознание -
это нечто «неполноценное», «варварски»
стихийное, не имеющее никаких других
объективных причин для своего существования
и развития, кроме низкой культуры масс.
Однако на деле подавляющее большинство
населения любого государства больше
интересует то, что может быть полезным
и надежным именно в обыденной жизни.
Цельность сознания - это один из главных показателей его
жизнестойкости. Можно не владеть ни одной
теоретической системой, не быть знакомым
с философскими построениями и не испытывать
тем не менее серьезных психологических
неудобств, если обыденное сознание внутренне
бесконфликтно и гармонично. Обыденное
сознание ближе к повседневной реальности,
чем его теоретические формы, поэтому
в нем полнее отражена специфика ситуации.
Опыт обыденного сознания - это то богатство,
из которого черпают свое содержание частные
науки, философия и искусство.
2.Общественная психология и идеология
Общественное сознание каждой
исторической эпохи (исключая первобытно-общинный
строй) имеет два уровня: психологический
и идеологический.
Общественная психология есть
совокупность чувств, настроений, обычаев,
традиций, побуждений, характерных для
данного общества в целом и для каждой
из больших социальных групп (класса, нации
и т. д.). Общественная психология вырастает
непосредственно под влиянием конкретно-исторических
условий социального бытия. И поскольку
эти условия для каждой из больших групп
различны, неизбежно различаются между
собой и их социально-психологические
комплексы. Эти специфические черты особенно
ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических
комплексах противоположных классов имеются
в каждой стране и общие черты, связанные
с ее историческими особенностями, национальными
традициями, культурным уровнем. Не случайно
мы говорим об американской деловитости,
немецкой пунктуальности, российской
необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических
взглядов, отражающая степень познания
обществом мира в целом и отдельных его
сторон, и, как таковая, она представляет
более высокий по сравнению с общественной
психологией этап, уровень общественного
сознания — уровень теоретического отражения
мира. Если при анализе психологии социальных
групп мы пользуемся эпитетом «общественная»,
ибо существуют еще психология возрастная,
профессиональная и т. п., то понятие «идеология»
в таком дифференцирующем эпитете не нуждается:
нет идеологии индивидуальной: она всегда
носит общественный характер. Необходимо
иметь в виду, что понятие «идеология»
употребляется в социальной философии
в еще одном, более узком смысле — как система
теоретических взглядов одной большой
социальной группы, прямо или опосредованно
отражающая ее коренные интересы. Таким
образом, если в первом случае доминирует
познавательный аспект, выясняется уровень
общественного сознания, то при втором
варианте применения акцент смещается
в сторону аксиологического (ценностного)
аспекта, причем оценка тех или иных социальных
явлений и процессов дается с узкогрупповых
позиций.
Если общественная психология
формируется стихийно, непосредственно
под воздействием тех жизненных обстоятельств,
в которых находится класс, то идеология
преимущественно выступает как продукт
теоретической деятельности «особо уполномоченных»
данного класса — его идеологов, которые,
по выражению Маркса, теоретически приходят
к тем же самым выводам, к которым класс
в целом приходит практически. Очень важно
отметить, что по своему социальному положению
идеологи класса могут и не принадлежать
к данному классу, но, выражая на языке
идеологии интересы класса, идеологи служат
ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной
психологией и идеологией предопределено
тем, что первая является эмоциональным,
чувственным, а вторая — рациональным
уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание
вообще есть недостаточный (поверхностный),
но необходимый этаж сознания, поскольку
только благодаря ему наш мозг может получить
первичную информацию о мире и из нее синтезировать
знание о сущности вещей. Общественная
психология есть то непосредственное
отражение внешних проявлений социальной
действительности, которое составляет
своеобразный базис для возникновения
соответствующей идеологии. Идеология
проясняет то, что смутно схвачено психологией,
глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией
и общественной психологией весьма сложно.
С одной стороны, формируясь, идеология
базируется на определенных чертах психологии
данной социальной группы. С другой стороны,
идеология не есть простое пассивное отражение
особенностей общественной психологии.
Появившись на свет, она способствует
усилению одних психологических черт
своего класса и ослаблению, сведению
к минимуму других.
В философской и исторической
литературе очень часто встречаются понятия
«обыденное сознание» и «массовое сознание».
И хотя, как следует из названий, понятия
эти предназначены для характеристики
разных сторон общественного сознания
(в первом случае нас интересует степень
«онатученности» сознания, во втором же —
степень его распространенности в обществе),
до настоящего дня они в самой значительной
степени совпадают по своему объему и
могут быть синкретно определены как эмпирическое,
стихийно возникающее в процессе повседневной
житейской практики и характерное для
основной массы членов общества сознание.
Сложнее выглядит их соотношение с общественной
психологией и идеологией. Нередко можно
встретиться с попыткой свести все содержание
обыденного и массового сознания исключительно
к социально-психологическому. В особенности
это неверно по отношению к современному
обществу, обыденное и массовое сознание
членов которого уже заметно теоретизировано
и идеологизировано.
На всех этапах исторического
развития социально-психологический фактор
играет активную роль. Можно, например,
четко проследить закономерности психологического
вызревания социальных революций, равно
как и те психологические факторы, которые
позволяют стабилизировать послереволюционное
общество. Так, при анализе перехода от
рабовладения к феодализму Энгельсом
была прослежена обратная связь психологического
фактора и социально-экономического переворота.
«Рабство, — отмечал он, — перестало окупать
себя и потому отмерло. Но умирающее рабство
оставило свое ядовитое жало в виде презрения
свободных к производительному труду.
То был безвыходный тупик, в который попал
римский мир: рабство сделалось невозможным
экономически, труд свободных считался
презренным с точки зрения морали. Первое
уже не могло, второй еще не мог быть основной
формой общественного производства»[120]. Таким образом, переход к новым
производственным отношениям («выбор»
их) определяется не только экономическим
фактором (уровнем производительных сил),
но и фактором психологическим: насколько
тот или иной уклад морально правомерен
или осужден в глазах общества.
3.
Диалектика общественного и индивидуального
сознания
Наиболее
общим основанием структурирования сознания
является выделение в нем общественного индивидуального сознания,
возникающих как отражение разных типов
бытия. Как известно, сознание зарождается
в глубинах психики конкретного человека.
Здесь происходит оформление системы
понятий, определенных форм мышления,
свойственных сознанию как таковому. Но
деятельность сознания порождает и феномены
сознания – мир ощущений человека, его
восприятий, эмоций, идей и т.д., которые
в свою очередь формируются под воздействием
многих факторов. К ним относятся природные
данные, условия социальной среды, личная
жизнь человека, обстановка трудовой деятельности,
возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности
люди постоянно обмениваются мнениями,
суждениями, опытом. В результате этого
вырабатываются общие для определенных
социальных групп взгляды, понимание,
оценки явлений, а также общие интересы
и цели. Они влияют и на сознание отдельных
людей.
Таким образом,
индивидуальное сознание существует только
во взаимосвязи с сознанием общественным.
При этом они образуют противоречивое
единство. Действительно, источником формирования
как общественного, так и индивидуального
сознания является бытие людей. Основой
их проявления и функционирования выступает
практика. Да и способ выражения – язык
– тоже один. Однако это единство предполагает
существенные различия. Во-первых, индивидуальное
сознание имеет «границы» жизни, обусловленные
жизнью конкретного человека. Общественное
же сознание может «охватывать» жизнь
множества поколений. Во-вторых, индивидуальное
сознание находится под воздействием
личных качеств индивида, уровня его развития,
личного характера и т.д. А общественное
сознание в каком-то смысле надличностно.
Оно может включать в себя то общее, что
характерно для индивидуального сознания
людей, определенную сумму знаний и оценок,
передающихся из поколения в поколение
и изменяющихся в процессе развития общественного
бытия. Другими словами, общественное
сознание свойственно обществу в целом
или входящим в него различным социальным
общностям, но оно не может быть суммой
индивидуальных сознаний, между которыми
имеются существенные различия. И в это
же время общественное сознание проявляется
только через сознание отдельных индивидов.
Поэтому общественное и индивидуальное
сознание взаимодействуют между собой,
взаимно обогащают друг друга.