Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:43, контрольная работа
Назовите и кратко охарактеризуйте:
Основные формы бытия.
Единство, включающее в себя множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных процессов называется всеобщим бытием. Формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, их можно представить так:
Бытие вещей (тел) и процессов. В нем, в свою очередь, выделяют:
Бытие природы как целого (бытие «первой природы») - существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее)
ПКЗ «Философия»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
Студент |
Андриянова Любовь Васильевна |
Группа |
______________________________ |
Дата |
09.11.2012 |
Подпись |
______________________________ |
Преподаватель |
______________________________ |
Дата |
______________________________ |
Оценка |
______________________________ |
Подпись |
______________________________ |
Новосибирск 2012
Тема 2. Онтология.
Назовите и кратко охарактеризуйте:
Единство, включающее в себя множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных процессов называется всеобщим бытием. Формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, их можно представить так:
Бытие природы как целого (бытие «первой природы») - существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее)
Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа. Материальное бытие, произведенное человеком или, как его еще называют «вторая природа» – это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни.
2. Человеческое. Основные формы бытия человеческого это:
Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существует среди них.
Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.
3. Духовное. Основные формы бытия духовного это:
Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер.
Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).
4. Бытие социальное, в котором выделяют:
Реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений.
Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.
Решение вопроса о единстве или дуальности природы мира предполагало два варианта ответа в увязке с отношением к понятию субстанции. Первое решение – монистическое. Второе решение – дуалистическое.
Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Суть монизма — в признании единого, свободного и разумного начала, сотворившего мир и управляющего им. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность монизма — дуализм.
Дуализм (от лат. dualis—двойственный) — философское учение, считающее в противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализм в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Дуализм возник в религиях Древнего Востока как религиозно-нравственное учение, согласно которому мир есть арена борьбы двух противоположных, но равномощных сил: материи и духа, света и тьмы, добра и зла. Дуалистической религией является, например, зороастризм — учение пророка Заратустры, изложенное в книгах Зенд-Авесты. Оно сводит мировой процесс в борьбе двух одинаково вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света - с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака — с другой. Христианство, будучи последовательно монотеистической религией, отвергает дуалистические представления о равномощности сил добра и зла, хотя подобные взгляды встречаются в учениях некоторых христианских сект (гностицизм, манихейство).
Этимология слова «материя» происходит от латинского materia — вещество. Тем не менее, содержание понятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии.
Выделяют следующие этапы
Первый этап охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов, и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.
Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, например с протяжностью или массой (Р. Де карт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, совершенные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома, открытие электрона сняло тезис о его неделимости, открытием рентгеновского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это настолько расходилось с обычными представлениями о свойствах физических тел, что некоторые естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, например, радиоактивный распад атомов как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. В действительности материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, которые присущи отдельным ее видам.
Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.
Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.
При всей ограниченности взглядов
на сущность материи философов
древнего мира, они были правы в том, что
признавали неразрывность материи и
движения. У Фалеса изменения первичной субстанции
воды вели к образованию
различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных
изменениях огня;
Демокрит и другие атомисты исходили
из того, что атомы непрерывно движутся
в
пустоте.
Позднее, в условиях господства
метафизических и механических воззрений
в
философии, хотя и поверхностно, но признавалась
неразрывность материи и
движения. Именно английский философ Д. Толанд
в XIII в. высказал убеждение,
что "движение есть способ
существования материи". Эта мысль
была подхвачена и
развита французскими материалистами.
Всякое движение связано с каким-нибудь
перемещением — перемещением небесных
тел, земных масс, молекул, атомов или частиц
эфира и состоит во взаимодействии притяжения и отталкивания.
Чем выше форма движения, тем незначительнее
становится это перемещение. Но движение
возможно лишь в том случае, если каждое
отдельное притяжение компенсируется
соответствующим ему отталкиванием в
другом месте, ибо в противном случае одна
сторона должна была бы получить с течением
времени перевес над другой, и, следовательно,
движение, в конце концов, прекратилось
бы.
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuitat) и "пунктуальность" (отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий.
В современной науке
выделяются три основные
Движение – более простое свойство материи, которое обнаруживается в любых актах изменений. Развитие – более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений. Развитие включает движение, движение – наиболее абстрактная сторона развития.
Существует несколько трактовок развития.