Основной вопрос философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия. Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:
материя и сознание
материальное и идеальное
объективное и субъективное
Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.21 Кб (Скачать файл)

Введение.

Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.

Основной вопрос философии –  это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о  соотношении двух противоположностей, сторон бытия.

Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:

материя и сознание

материальное и идеальное

объективное и субъективное

Объективное – это всё то, что  не зависит от воли и желания субъекта.

Субъективное – всё то, что  зависит от воли и желания субъекта.

Противоположности (в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые  взаимно предполагают и взаимно  исключают друг друга.

Бытие существует в нескольких формах:

Бытие первой природы. 
Это весь тот природный мир, который существует в дальнем космосе, а также существовал в ближнем космосе и на Земле до появления человека.

Бытие второй природы. 
Природный мир Земли и пространство ближнего космоса, сложившиеся после появления человека на Земле.

Бытие человека в мире вещей. 
Это телесное существование, тело – с одной стороны, а с другой – сознание человека, отражающее окружающую действительность.

Социальное бытие. 
Это существование общества на данном этапе его развития, данный уровень развития культуры.  
Культура – система надбиологических форм действия.

Индивидуализированное духовное бытие. 
Это сознание человека в данном социальном бытие. Данное бытие создаёт идеи.

 

Основной вопрос философии.

«Великий основной вопрос всей, в  особенности новейшей, философии,—  подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «...что является первичным: дух или природа...» В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали  за исходное, определяющее, они составили  два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.

Изучающим философию, а порой и  тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко  понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального  и духовного является для философии  основным и так ли это на самом  деле. Философия существует более  двух с половиной тысяч лет, и  в течение долгого времени  этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как  правило, не ставился философами. Для  осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное — духовное»  потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и  заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII—XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после  этого философы далеко не всегда формулируют  соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает  сейчас своим важнейшим делом  решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях  выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного  долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который  считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит  ли жизнь труда быть прожитой, или  она не стоит этого,— значит ответить на основной вопрос философии».

Но может ли рассматриваться  в качестве основного вопрос, который  вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factum (задним числом) в целях классификации  философских направлений и позиций? Одним словом, особое место в философии  вопроса об отношении духовного  к материальному не очевидно, его  нужно пояснить, теоретически обосновать.

По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия  не находится в одном ряду с  многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько  вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской  мысли. Важно понять, что полярность «материальное — духовное», «объективное — субъективное» входит во все  философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного  философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она  разрастается в целое множество  взаимосвязанных между собой  и охватывающих все поле философской  мысли вопросов.

Противостояние и вместе с тем  сложное взаимодействие бытия и  сознания, материального и духовного  вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе  охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный  характер, составляют его предельно  общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок  человеческого существования, как  пояснил К. Маркс, должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей —  с другой. Все же остальное предстает  как производное, как результат  практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три  основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.

В свое время И. Кант сформулировал  три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии  в самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу знать? Что  я должен делать? На что я могу надеяться?

Эти три вопроса как раз и  отражают три указанных типа отношений  человека к миру.

 

 

Роль и значение философии, ее основные функции.

 Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно- го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так- же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло- не чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

 

Предмет философии и  ее функции.

Философия - общая теория мира и  человека в нем. Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место  человека в нем. В формировании мировоззрения  особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет  функцию познания человеком окружающего  мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего  мира, философия же ориентирована  на раскрытие общих принципов  устройства мира и важнейших его  характеристик. Она не стремится  ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие  вопросы. С помощью философии, мировоззрение  достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху  Возрождения, основной направленностью  философии было осмысление места  человека как центра вселенной. Кроме  того мировоззрение и философия  решают проблемы человека в различных  аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет  назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы  она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии  были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и  других философских проблем, поэтому  философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и  самого человека. Философии свойственно  стремление к максимальному обобщению  результатов познания. Она изучает  не мир в целом, в мир как  целое.

Философия органично вплетена в  ткань общества и имеет большое  воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие  функции:

1. она выполняет мировоззренческую  функцию, т.е. помогает сформировать  целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция.  В этом смысле она формулирует  правила познания для всех  частных наук.

3. функция социальной критики.  Она осуществляет критику существующего  в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она  означает способность отвечать  на вопрос о том, что должно  быть в будущем. Взгляд и  предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие  философии в выработки идеологии  как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения  культуры. Философия является стержнем  духовной культуры общества. Она  формулирует наиболее значимые  идеалы своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Большая роль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрения находит свое отражение  в возможности определить само понятие  «мировоззрение» (или «философия») через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное, как  система развернутых ответов  на мировоззренческие вопросы. И  если сами проблемы своеобразны, то своеобразны  и ответы на них.

Если бы дело обстояло так, что, к  примеру, проблемы универсального развития складывались бы как механическая сумма  проблем биологического, космологического, социального развития, то такая универсальность  проблемы не была бы философско-мировоззренческой, да и комплекс ответов на соответствующие  вопросы не выходил бы за рамки  знания об отдельных частях или сторонах мира на уровень мира в целом. Но, сформулировав проблему на уровне всеобще-мировоззренческом  в виде вопроса «Что такое развитие вообще?», философы соотносят проблему развития с материей как субстанцией  и с атрибутами материи, прежде всего  с движением. В этом ракурсе выявляются критерии развития, формы развития, соотношение развития и мирового круговорота и т.п. Ни одна из этих сторон не изучается какой-либо частной  наукой, хотя без данных частных  наук не может быть составлено подлинное  научно-философское представление  о развитии. Из этого следует, что  если проблемы мировоззрения специфичны, несводимы к проблемам частных  наук, то и философско-мировоззренческое  знание специфично и несводимо к частнонаучному.

 

 

Список  литературы.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.

 

Борн М. Моя жизнь и взгляды. - М., 1973.

 

Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М., 2002.

 

Философия под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.

 


Информация о работе Основной вопрос философии