Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:18, доклад
Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.
Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.
Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:
1. сходное понимание роли и
назначения философии как
2. вера в то, что философию
можно выстроить как строгую
систематическую науку, четко
дифференцированную по
3. общие методологические
4. концентрация внимания на
В характеристике немецкой классической
философии как единого течения
важны две особенности –
Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям:
1. идея познавательной
2. обоснование моральной и
3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);
4. принцип единства
5. систематика принципов и
6. идея исторической
7. принцип историзма в
Впоследствии эти новации
Карл Маркс и младогегельянцы[п
Среди тех, на кого повлияли учения Гегеля, была группа молодых радикалов, называвших себя младогегельянцами. Они были непопулярны из-за своих радикальных взглядов на религию и общество. Среди них были такие философы, как Людвиг Фейербах, Бруно Бауэр и Макс Штирнер.
Карл Маркс развивал интерес к гегельянству, французскому социализму и британской экономической теории. Все три он сформировал в одно — Das Kapital. Книга включала в себя критику политики. Марксизмвпоследствии оказал влияние на весь мир.
Фридрих Ницше
Будучи по образованию классическим филологом, Фридрих Ницше стал нетипичным представителем философии того времени — он сознательно отказался от академического способа изложения своих мыслей, полного развёрнутой аргументации и логических обоснований, выбрав взамен афористичный стиль философствования. Это позволило ему выражать мысли непосредственно увиденными, а не обязанными соответствовать однажды выбранной теории-системе. Вследствие этого философия Ницше не поддаётся однозначной интерпретации, однако принято выделять из неё основные идеи, которые, с одной стороны, красной нитью проходят через все его произведения, с другой, вписываются в исторический контекст развития философии. В первую очередь, это идеи воли к власти,вечного возвращения и сверхчеловека, показывающие соответственно чем определяется сущее, как действует и к чему устремлено. Предшествующую метафизику Ницше подвергнул глубокому переосмыслению, обнаружив в ней признаки ресентимента, а с ними и причины нигилизма. Олицетворением этого кризиса стала его известная мысль о смерти Бога. Мартин Хайдеггер расценивал творчество Ницше как замыкание всей западной метафизики. Помимо этого, Ницше можно рассматривать как создателя самобытной этической системы, основанной на особенном отношении к жизни,истории и морали.
Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам, Германская империя — 22 октября 1915, Гейдельберг, Гер
В них философские системы
Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.
Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:
Вильгельм Дильтей (нем. Wilhelm Dilthey; 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне —
Психическая жизнь признается единым
непрерывным потоком, сущность её заключается
в иррациональности, подсознате
Жизнь, по Дильтею, — в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, — ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно постоянные общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений.
История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Дильтей хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Дильтей применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй — особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем — к идеализму.
Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert; 25 мая 1863, Данциг, Пруссия — 25 июля 1936, Гейдельберг, Третий рейх) — немецкий философ, один из основателей баденской школынеокантианства. Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:
Как философа Зиммеля обычно относят
к академической ветви «философии жизни»,
в его работах есть также черты неокантианства (его
диссертация посвящена Канту). Автор работ
по философии истории, этике, в последний период работал над трудами
по эстетике и философии культуры.
В социологии Зиммель — создатель теории социального взаимодействия.
Зиммеля относят к основоположникам конфликтологи
По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний,
но сами эти переживания культурно-исторически
обусловлены. Как процесс непрерывного
творческого становления, жизненный процесс
неподвластен рассудочно-механическому
познанию. Только через непосредственное
переживание событий истории, многообразных
индивидуальных форм реализации жизни
в культуре и интерпретацию на основе
этого переживания прошлого можно постичь
жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю,
подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует
закон причинности. В этом понимании специфики
гуманитарного знания Зиммель близок
выдвинутым Дильтеем методологи
Чистая (формальная) социология изучает
формы обобществления, которые существуют
в любом из исторически известных
обществ, относительно устойчивые и
повторяющиеся формы
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического
процесса Шпенглер предлагает заменить
более богатой содержанием
Информация о работе Основные особенности немецкой классической философии