Возрождение
- период в культурном и идейном
развитии стран Западной и Центральной
Европы. В Италии эпоха Возрождения
с 14-16 веков, в других странах с 15-16
вв. Большинство исследователей связывают
появление Возрождения с переходом от
средневековья к Новому времени, т.е. от
феодализма к капитализму.
Отличительные
черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная
направленность
2. светский
характер ( против церкви )
3. гуманистическое
мировоззрение
4. обращение
к культурному наследию античности.
Идеологической
основой стали гуманизм, а затем
натурфилософия.
Гуманизм - от
лат. человеческий - признание ценности
человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей.
Утверждение блага человека, как критерия
оценки общественных отношений. В философском
смысле - светское вольномыслие, противостоящее
схоластике и духовному господству церкви.
В эту эпоху происходило своеобразное
обожествление человека - "микрокосмоса",
богоравного существа, создающего и творящего
самого себя. Эти взгляды представляют
собой антропоцентризм. Это философский
термин, укоренившийся во второй половине
19 века для обозначения идеалистических
учений, видящих в человеке центральную
и высшую цель мироздания. Но его основы
были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от
греч. theos, что означает бог. Это религиозные
и философские учения, отождествляющие
бога и мировое целое. Пантеистические
тенденции проявлялись в еретической
мистике средних веков. Пантеизм характерен
для натурфилософии Возрождения и материалистической
системе Спинозы, отождествившего понятие
"бог" и "природа".
Подобное
отношение к человеку знаменовало
возникновение новых форм самосознания
и ренессансного индивидуализма.
Был сделан акцент на этических
проблемах, учении о свободной воли
индивида, направленной к добру и общему
благу. Происходила своеобразная реабилитация
человека и его разума. Оно отбрасывало
средневеково-богословское отношение
к человеку, как к греховному сосуду, обреченному
в жизни на страдания. Целью земного бытия
объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась
возможность гармоничного существования
человека и окружающего мира. Гуманисты
способствовали выработке идеала совершенной,
всесторонне развитой личности, добродетели
которой определялись не благородством
по рождению, а делами, умом, талантами,
заслугами перед обществом. В Гуманизме
с самого начала были заключены натурфилософские
тенденции, получившие особое развитие
в 16 веке. Главная проблема, занимавшая
натурфилософов - соотношение бога и природы.
Рассматривая ее, они стремились преодолеть
дуализм средневекового мышления, понимали
мир как органическую связь материи и
духа. Признавая материальность и бесконечность
мира, они наделяли материю способностью
воспроизводить самою себя, а вместе с
тем и жизнью, создав учение о живом космосе.
Таким образом, в философских системах
эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая
картина мира. Представление о всеобщей
одушевленности вселенной ставили под
сомнение существование сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное
объявлялось естественным, природным,
потенциально познаваемым: стоило его
открыть и объяснить, как оно переставало
быть чудесным. Такие суждения шли вразрез
с церковной догмой. Средневековой схоластике,
опиравшейся на книжные знания и авторитеты,
гуманизм и натурфилософия противопоставили
рационализм, опытный метод познания мира,
базировавшийся на чувственном восприятии
и эксперименте. Вместе с тем, одушевление
космоса приводило к мысли о наличии таинственной
связи между человеком и природой, признанию
оккультных наук. Наука понималась как
естественная магия, астрономия переплеталась
с астрологией, и т.д. В целом, понимание
природы как внутреннего мастера, действующего
самостоятельно, живущего по своим законам,
означало разрыв с устоявшимися средневековыми
представлениями о боге-творце и вело
к зарождению новой естественной религии.
В основе этого идеологического переворота
лежал подъем производительных сил, материального
производства, науки и техники. Все это
привело к прогрессивному развитию Европы.