Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 14:36, реферат
Основы британского эмпиризма (от греч. эмпейриа - опыт) были сформулированы Фрэнсисом Бэконом. Его учение об опытном источнике человеческих знаний, а также разработанный им индуктивный метод послужили источниками для последующего формирования и развития этого направления.
Первым задачу систематического исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ Джон Локк (1632-1704). В своем главном философском произведении "Опыт о человеческом разуме". Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Начал он с критики теории "врожденных идей" (разделяв шейся рационалистами, Декартом и Лейбницем).
Основы британского эмпиризма
(от греч. эмпейриа - опыт) были сформулированы
Фрэнсисом Бэконом. Его учение об опытном
источнике человеческих знаний, а также
разработанный им индуктивный метод послужили
источниками для последующего формирования
и развития этого направления.
Первым задачу систематического
исследования происхождения, достоверности
и объема человеческого знания поставил
перед собой английский философ Джон Локк
(1632-1704). В своем главном философском произведении
"Опыт о человеческом разуме". Локк
задался целью всесторонне обосновать
положение об опытном происхождении всякого
человеческого знания. Начал он с критики
теории "врожденных идей" (разделяв
шейся рационалистами, Декартом и Лейбницем).
Локк категорически отвергает возможность
существования такого рода идей. Сторонники
теории "врожденных идей" обычно
ссылались на всеобщее согласие людей
по тем или иным вопросам. Но те или иные
идеи, по мнению Локка, одобряются людьми
не в силу своей врожденности, а вследствие
своей полезности. Так, например, идея
Бога и богопочитания не является врожденной,
поскольку в мире существуют атеисты,
отрицающие бытие Бога, а также целые народы,
у которых нельзя найти понятий ни о Боге,
ни о религии. Появление же и распространение
этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью,
а влиянием воспитания, образования, здравого
смысла и постоянного интереса к имени
Бога.
Своеобразную интерпретацию
идеи Локка получили в работах английского
философа, епископа Д. Беркли (1685-1753). Концептуализм
Локка строился на предположении, что
общее - это не только имя (словесное обозначение,
созданное нашим умом), а представляет
собой мысленное отвлечение общих, повторяющихся
признаков вещей. Д Беркли отрицает это:
"Все, что существует, единично". С
этих позиций Беркли критикует локковскую
теорию абстрагирования, объясняющую
способ образования общих идей.
Его основная направленность
состояла в том, чтобы освободить философию
и науку от обмана слов, очистить сознание
"от тонкой и хитросплетенной сети абстрактных
идей". В качестве "наиболее абстрактной
и непонятной из всех идей" Беркли рассматривал
идею материи или телесной субстанции.
Такие наиболее общие понятия, как материя,
телесная субстанция - это лишь имена вещей,
существующие только в уме, а не в реальности.
На этом положении основывается здание
берклианского субъективного идеализма.
Беркли утверждает, что главной ошибкой
философов до него было то, что они резко
противопоставляли друг другу существование
самое по себе и существование в виде восприятия.
Субъективный идеализм Беркли заключается
прежде всего в том, что он стремится доказать,
что существование как таковое и существование
в восприятии тождественны. "Существовать
- значит быть воспринимаемым". Из этого
логично следует утверждение, что непосредственными
объектами нашего познания являются не
внешние предметы как таковые, а лишь наши
ощущения и представления, и следовательно,
мы в процессе познания не способны воспринимать
ничего, кроме наших собственных.
1, Феноменали́зм — философское уч
Философия Юма считается одним
из самых ярких выражений крайнего скептицизма. Подобно Локку и Беркли, Юм придает чисто субъективный характер психологической связи
представлений и не считает возможным
истолковывать эту связь объективно, как
адекватную объективным, реальным соотношениям
вещей. Иными словами, строгого подтверждения
истинности наших представлений, по Юму,
быть не может. И для него, как для Беркли, существование чего-
2. Другим направлением критики классического детерминизма является отказ от отмеченных выше принципов универсальности и единообразия причинности как метафизических и эмпирически недоказуемых положений. Начал эту критику английский философ Д. Юм, который заявил, что в нашем эмпирическом опыте мы реально не наблюдаем универсальной причинной необходимости. Все что мы можем наблюдать, это то, что, во-первых, существует неоднократное соединение одних событий с другими событиями, во-вторых, смежность этих событий в пространстве, в-третьих, предшествие одних событий другим по времени. Все остальное, а именно, существование неких сил, связывающих причину и следствие, строгую необходимость причинности, мы не наблюдаем, а примысливаем к эмпирически фиксируемым событиям. Если отказаться от этих метафизических по своей сути домысливаний, то обнаруживается, что идея причинной необходимости есть не что иное, как привычное ожидание того, что за сходными причинами будут следовать сходные действия. Итак, согласно Юму, необходимость причинности - это вымысел нашего ума. Соединение событий может наблюдаться, а необходимость - нет.
Крайний детерминизм Спинозы исключает свободу воли; сознание свободы — это иллюзия, вытекающая из незнания причин наших душевных состояний. Детерминизм Спинозы исключает и случайность, представление о которой также является плодом незнания причин того или иного события. Свою этику Спиноза строит на основе строгого детерминизма.
Причинность. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».
На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как «свобода воли». Мнение о свободе воли возникает из мнимого кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик — что он свободно желает мщения, трус — бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо».
3, В основе этики Юма — концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, — существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Юм перешёл к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.
Эстетика Юма сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта.
4, Создание новых социальных моделей ориентировано во французском Просвещении на общественный договор, принципы которого разработал прежде всего Ж.-Ж. Руссо. Уже говорилось о том, что теории общественного договора начинают складываться с XVII в. Следующий, XVIII в. пропускает их сквозь призму концепции гражданского общества. Вспомним: исходным пунктом построения социальных программ для всех просветителей был человек в качестве природного существа, т.е. изолированный, атомизированный индивид. Большинство просветителей полагало, что на первоначальной стадии, в так называемом естественном состоянии, люди жили вне социума и обладали вследствие этого неограниченными правами и абсолютной свободой. Очень скоро, однако, они поняли, что такая свобода им не нужна и что гораздо выгоднее добровольно ограничить свои непомерные притязания, чем вступить в "войну всех против всех" (как выражался Т.Гоббс). Так доводы разумного эгоизма подталкивают людей к заключению общественного договора, когда они переходят на стадию общественного или, выражаясь языком Руссо, гражданского состояния. Эта модель, которую в основном принимают все просветители, нашла свое наиболее адекватное выражение в сочинении Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762). Его идеи оказали огромное воздействие на революционеров, прежде всего якобинцев, а многие его положения обрели реальность как раз в ходе революции. Речь идет, в частности, о праве народа на расторжение несправедливого договора и ниспровержение монархии, о неотчуждаемости народного суверенитета, о правах и обязанностях депутатов, о необходимости культа Верховного существа и наконец о правомерности введения кратковременного диктаторского правления.