Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:02, контрольная работа
Общественное развитие - сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты:
- история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин.
1. Введение.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
4. Особенности формационного и цивилизационного подходов.
5. Заключение.
6. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Филиал в г. Новороссийске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Философия»
На тему: "Особенности
формационного и
Работу выполнила: Митченко Татьяна Александровна
Проверила: Лосева Ольга Михайловна
Филиал ФГБОУ ВПО КубГУ в г. Новороссийске
Направление: 050100.62 педагогическое образование
Профиль: начальное, дошкольное образование 1 курс ЗФО
Новороссийск 2013г
Содержание.
1. Введение.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
4. Особенности формационного и цивилизационного подходов.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Введение.
Общественное развитие - сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты:
- история рассматривается
как процесс, который
- уже на ранних этапах
осмысления путей и судеб
- во многих учениях
история носит явный или
- стремление проникнуть
в характер движения истории.
Здесь также возникла
- история постигается
как процесс, имеющий свои
- история всегда осмысливалась
под сильным влиянием
Первостепенную роль обычно
играла национально-государственная,
социально-классовая и
Один - монистический, другой
- цивилизационный или
2. Формационный подход
Согласно формационному
подходу, представителями которого
были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
и др., общество в своём развитии
проходит через определённые, сменяющие
друг друга этапы – общественно-
В чём же выражается зависимость
производственных отношений от формы
собственности на средства производства?
Возьмём для примера
Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Например, при феодальной
общественно-экономической
Как отмечалось выше, формационный
подход исходит из того, что развитие
общества, различных стран и народов
идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный
строй, рабовладельческий строй, феодализм,
капитализм и коммунизм. В основе
этого процесса лежат изменения,
происходящие в сфере производства.
Сторонники формационного подхода
считают, что ведущую роль в общественном
развитии играют исторические закономерности,
объективные законы, в рамках которых
и действует человек. Общество неуклонно
движется по пути прогресса, поскольку
каждая последующая общественно-
У формационного подхода
есть свои недостатки. Как показывает
история, далеко не все страны вписываются
в ту “стройную” схему, которую
предложили сторонники этого подхода.
Например, во многих странах не было
рабовладельческой общественно-
3. Цивилизационный подход
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня существует
около 200 определений этого понятия.
Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975),
сторонник теории локальных цивилизаций,
называл цивилизацией устойчивую общность
людей, объединённых духовными традициями,
сходным образом жизни, географическими,
историческими рамками. А Освальд
Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического
подхода к историческому
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации –
это своего рода элементы, составляющие
общий поток истории. Они могут
совпадать с границами
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская, сирийская, минойская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Информация о работе Особенности формационного и цивилизационного подхода к развитию общества