Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:05, лекция
Философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысячи лет назад, и сейчас. Философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов.
Связанные философские мысли образовывали философские учения. (Сколько существует философов, столько и философских учений. Философские учения объединяются базовыми принципами). Философская мысль развивалась в тесной связи с историческими условиями (Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом). Отсюда возникает понятие историко-философского процесса. Философская мысль двигается вперед, развитие ее на протяжении истории образует историко-философский процесс. Однако попытки свести всю философию к одному какому-либо учению не увенчались успехом. Вряд ли это станет возможным, так как философия – стремление человека ответить на вечные неразрешимые вопросы бытия.
Философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысчи лет назад, и сейчас. Философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов.
Связанные философские мысли образовывали философские учения. (Сколько существует философов, столько и философских учений. Философские учения объединяются базовыми принципами). Философская мысль развивалась в тесной связи с историческими условиями (Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом). Отсюда возникает понятие историко-философского процесса. Философская мысль двигается вперед, развитие ее на протяжении истории образует историко-философский процесс. Однако попытки свести всю философию к одному какому-либо учению не увенчались успехом. Вряд ли это станет возможным, так как философия – стремление человека ответить на вечные неразрешимые вопросы бытия.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ (греч. tipos - отпечаток, форма, образец и logos - слово, учение) - метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного).
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ
ПРИНЦИПУ:
1. В зависимости от способа решения основного
вопроса философии, как мы уже установили,
образовались и постоянно соперничают
друг с другом два основных направления
- материалистическое и идеалистическое,
каждое
из которых представлено своими историческими
школами, имеющими собственные истоки
и традиции.
2. Другая линия типологизации определяется
отношением мыслителей к основным формам
и видам познания: чувственного и рационального
(разумного, рассудочного). Философы, настаивающие
на главной роли чувств, ощущений в процессе
познания, получили в истории философии
название СЕНСУАЛИСТОВ (от лат. сенсус
- ощущение, чувство). Противоположность
сенсуалистическому направлению в гносеологии
- РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда
чувственные знания не отвергаются, но
рассматриваются они как "темные",
несовершенные, неспособные постичь сущность
вещей.
3. Еще один водораздел в истории философии
проходит по линии противостояния иррационализма
рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают
или даже полностью отрицают роль разума
в процессе познания, отводят ее внерациональным
формам психики: мистической интуиции,
откровению, сверхчувственному созерцанию
и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,
алогичности самого бытия, не поддающегося,
по их мнению, ни разумному обоснованию,
ни объяснению.
4. философские учения различаются
и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,
так и современное состояние мысли может
быть отнесено (по преимуществу) к одной
из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической философией
(со времен Гегеля) стали называть ту, которая
пыталась дать однозначное, завершенное
изображение мира в готовых, сложившихся
понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна
и вечна, они неподвижны. Вывести их из
состояния покоя, придать им движение
может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет
место в обычной, ньютоновской механике).
Диалектический метод исходит из признания
подвижности, текучести философских понятий.
При этом источник движения и развития
находится не вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом
явлении. В мире, считают диалектики, нет
готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.
Можно назвать иные критерии типологизации
философских учений. Они могут быть религиозно-идеалистическими
и атеистическими (по отношению к религии),
сциентическими (от лат. сциентиа - наука)
и антисциентическими (по отношению к
науке) и т.д.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ:
Для того же, чтобы высветить изменчивый
характер самого процесса философского
творчества, его обусловленность объективными
факторами духовного производства вообще,
есть смысл провести типологизацию по
временному принципу и ввести понятие
"исторический тип философствования".
Он объединяет не единомышленников, а
современников, т.е. философов разных взглядов
и убеждений, но сформировавшихся в едином
пространстве и времени культуры. Поэтому
каждая крупная эпоха знает свой исторический
тип философствования (и свой характерный
тип философа).
В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ
ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и соответственно
- созерцательный социально-психологический
тип личности философа). Это вполне соответствовало
тем условиям, в которых протекал тогда
процесс духовного производства; жесткому
отделению и противопоставлению умственного
и физического труда, когда единственно
достойным занятием для гражданина полиса
признавался только труд умственный (абстрактно-духовный).
Высшими ценностями, идеалом свободного
человека считались безмятежность, невозмутимость
духа, спокойное созерцание вечной истины.
При этом социальная роль философа сводилась
к объяснению уже прошедших событий.
Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ
ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, ориентированный
на иррациональные и сверхрациональные
источники познания (интуицию, откровение).
Он особенно характерен для религиозной
и религиозно-мистической философии Поздняя
античность, средневековье, русский религиозный
ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель
его - выход за пределы чувственно-воспринимаемого
мира, нахождение интимной связи между
верой и знанием, религией и наукой.
Марксистская философия знаменует собой
становление и утверждение социально-преобразовательного,
ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель
и смысл которого - изменение мира. Правда,
и до Маркса были философы, мечтавшие о
радикальных социальных переменах. Однако
только марксизм нашел конкретный субъект
социального действия - народные массы,
рабочий класс.
Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП
ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф. Федорова
о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского
о ноосфере, теоретические заключения
Римского клуба) предполагает уже не изменение,
а СОХРАНЕНИЕ мира.
Итак, изучение истории философии начнем
с созерцательного типа философствования,
характерного для древних цивилизаций.
В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации
- в Китае, Индии и Греции - практически
одновременно возникает философия. Ее
рождению предшествовал длительный процесс
перехода от мифологического мировоззрения
к мировоззрению, опиравшемуся на знание,
обретенное в интеллектуальном поиске.
Становлению философии способствовали
развитие производительных сил (замена
бронзы железом), появление товарно-денежных
отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств,
рост научных знаний и усиление критического
духа. Общность генезиса (от греч. генесиспроисхождение,
возникновение) однако не исключает своеобразия
философского мышления в каждом из названных
очагов цивилизации.
В Индии, несмотря на контакты с другими
древнейшими культурами, мысль с самого
начала развивалась более или менее самостоятельно.
Предпосылки и начальные формы философского
мышления здесь постепенно кристаллизовались
в цельные философские системы, развитие
которых можно проследить на длительных
временных отрезках. Индийская философская
традиция никогда полностью не прерывалась.
Она существовала в обществе как устойчивый
элемент вечно живого культурного наследия.
Древнекитайскую философию также нельзя
отделять от развития духовной жизни китайского
общества в целом. Она развивалась самостоятельно.
Можно только говорить о существенном
влиянии буддизма (сущность учения см.
ниже), но следует иметь ввиду, что он в
течение ряда веков был приспособлен к
местной традиции. Так что китайскую философию
можно характеризовать как единое целое,
способное интегрировать в себе новые
внешние влияния.
1. Классификация наук есть законная задача
философии: так как классификация предполагает
сравнительный обзор различных областей
знания по их содержанию и по их методу,
то, очевидно, установление ее не может
быть делом никакой специальной науки.
Как понятие самой философии, так и содержание
этой особенной ее задачи изменяются в
ходе времени. В древности классификация
наук вполне совпадала с систематическим
делением философии, так как тогда философия
и наука вполне еще сливались друг с другом.
Таких попыток систематического подразделения
философии до нас дошло две. Они лежат
в основании двух величайших и влиятельнейших
систем древности, платоновской и аристотелевской, и могут рассматриваться
в качестве плана, по которому происходило
разделение труда в школах этих философов.
Эти подразделения прямо не проведены
самими философами; они частью лежат в
основании расположения материала в их
сочинениях, частью дошли до нас через
их школы.
Из этих двух первых классификаций науки классификация Платона является оригинальной, аристотелевская же в существенных чертах есть ее дальнейшее проведение. Установленный Платоном принцип, сохранившийся с удивительным постоянством до новейших времен, — принцип разделения научных отраслей соответственно различию духовных способностей, которые принимаются в существенных чертах во внимание при различных научных проблемах. Таких духовных способностей три: познание в понятиях, совершающееся путем беседы, διαλέγεσθαι, или в форме диалога, или в форме вопросов, которые задает себе мыслитель, и ответов, которые он на них находит; чувственное восприятие, посредством которого воспринимаются объекты природы; и, наконец, воля и желание, которые служат источником человеческого действова-ния с его продуктами. Отсюда вытекают три части науки: диалектика, физика и этика. Это деление в таком виде точно проведено учеником Платона, Ксенократом; однако, и важнейшие платоновские диалоги не
трудно подвести под эту схему: диалоги «Теэтет», «Парменид», «Софист» относится к диалектике; «Тимей», а также «Федон», ибо понятие души у Платона принадлежит к области природы — к физике; «Государство», «Политик», «Филеб» и «Горгий» — к этике. Указанные три области, однако, не координированы друг с другом; диалектика, как принадлежащая высшей духовной способности, мыслящему разуму, главенствует над другими. Поэтому диалектика входит также в другие две науки, так как только она может доставить совершенное познание как природы, так и норм человеческих поступков. Такое отношение между частями философии можно представить в следующей схеме:
Диалектика (разум) |
||
Физика (чувственное восприятие) |
Этика (воля и желание) |
Без сомнения, такое подразделение науки уже и по отношению разделения труда среди платоновской академии неполно. Однако, если в данной классификации астрономия не выделяется из физики, то это может быть оправдано тем, что в физике Платона космологические вопросы стояли вообще на первом плане. Этика и политика у Платона также образуют постольку одну область, поскольку индивидуальная добродетель приобретает свое содержание главным образом через отношение к государственной жизни. Неполнота рассматриваемой нами системы более, кажется, сказывается в том, что в ней не отводится никакого места математике, которая между тем вместе с астрономией была любимейшим предметом в платоновской академии. Однако, с одной стороны, математика по своему содержанию образует существенную составную часть физики, так как космос у Платона мыслится вполне подчиненным математическим законам; с другой стороны, математический метод может рассматриваться вообще как применение диалектического метода.