Понятие материи в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:27, доклад

Краткое описание

Следует указать, что первоначальные представления о материи возникли уже в глубокой древности. Опираясь на повседневный опыт и наблюдения, древние материалисты высказывали предположения о том, что все явления имеют какую–то первооснову, неизменную и неуничтожимую вещественную субстанцию.

Вложенные файлы: 1 файл

история материи.docx

— 21.01 Кб (Скачать файл)

Осмысления  того, кто создал мир, что лежит  в основе мира всегда волновали человека. Отвечая на эти вопросы, философы образовали два главных философских  направлений:

«материализм» те, которые считают, что мир существует в силу эволюции природы, и «идеализм», которые считают, что первоначально  существовали идеи, а мир воплощение этих идей.

на  сегодняшний день одной из актуальных проблем является «понятие материи» т.к. она является одним из руководящих методологических принципов естественнонаучного исследования.

Понятие материи  в древности

В каждую историческую эпоху содержание понятия материи определялось уровнем  развития научного знания о мире.

Следует указать, что первоначальные представления  о материи возникли уже в глубокой древности. Опираясь на повседневный опыт и наблюдения, древние материалисты высказывали предположения о  том, что все явления имеют какую–то первооснову, неизменную и неуничтожимую вещественную субстанцию. В качестве субстанции выступают: вода, воздух, огонь и анейрон (неопределенное вещество).

Древние греки высказывали мысль о неограниченной делимости материи. Так, по мнению Анаксагора, мир представляет собой совокупность бесконечного числа частиц – гомеомерий, каждая из которых, в свою очередь, состоит из неисчерпаемого  количества еще более мелких гомеомерий и т.д. без конца. Считалось, что любая из этих частиц содержит в себе все свойства материального мира.

Необходимо  подчеркнуть, что в древнегреческой  философии складывается и религиозно – идеалистическое понимание  материи. Так, объективный идеалист Платон разделил действительность на мир идей и мир чувственных вещей. Истинной субстанцией, первопричиной мира, по его мнению, выступает «мир идей» т.е. мировой разум - Бог. Материя же – это косная, пассивная масса, которая порождается и приводится в движение высшим духовным началом, составляющий его сущность.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

В материалистической философии также  существуют разные представления о  материи. Правда, для всех философов-материалистов  характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали  какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое  они считали первоосновой всего  существующего в мире. Такой подход к определению материи может  быть назван субстанциальным, ибо его  суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества - земля, камни и т.д. - есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей.

Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим".

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов  находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в  качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (V в. до н.э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа "семян" - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном - белое, в тяжелом - легкое и т.д. Жизнь мира, - подчеркивал Анаксагор, - есть процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм.

Атомистический  материализм связан с именами  древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н.э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами. По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, - учил Демокрит.

     Взгляд на материю как на  бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений,  сохранялся в различных школах  философского материализма вплоть  до начала ХХ века. Отождествление  материи с веществом (и с  неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских  материалистов XVIII века, и для  Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм.

Отметим, что в XII-XIII вв. складывается новое  понимание материи, от пассивных  представлений древних. В этот период от философии откалываются и получают развитие в качестве самостоятельных  отраслей математические, естественные и общественные науки. Во взглядах на материю преобладают атомистические представления. Материя отожествляется с веществом, состоящим из неделимых  атомов. Материи приписывается такие  свойства, как протяженность, непроницаемость, инерция.

Метафизическое  понимание материи было подвергнуто  критике основоположниками диалектического  материализма. На недопустимость отожествления  материи с веществом и на бесплодность поиска первоосновы всех конкретных предметов указывал в частности, Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы». Атомы, считал он, не являются простейшими, мельчайшими частицами вещества, они имеют сложную структуру. Материя подчеркивал Энгельс «есть нечто иное, как совокупность вещества, из которого абстрагировано это понятие, а такие слова как материя и движение , суть не более как сокращения, в которых мы охватываем, своеобразно их общие свойства, множество различных чувственно воспринимаемых вещей»

     В.И. Ленин дал научное определение материи, которое является результатом обобщения основных достижений естествознания того периода «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» В.И. Ленин, прежде всего, подчеркивает объективность существования материи, ее независимость от ощущений человека и сознания вообще.  Совершенно очевидно, что ленинское понимание сущности материи принципиально отличается от метафизического. Материя не сводится В.И. Лениным только лишь к вещественным явлениям и процессам, которые воспринимаются органами чувств человека непосредственно или же при помощи приборов; она охватывает собою всю объективную реальность без каких-либо ограничений, т.е. не только уже известные явления действительности, но и те, которые могут быть обнаружены и исследованы в будущем.

      Тезис о том, что в связи  с новыми открытиями физики  материя исчезла, был правомерно  оспорен В. И. Лениным, защищавшим  философский материализм. Характеризуя  подлинный смысл выражения "материя  исчезла", В. И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а  тот предел, до которого мы  знали материю, что то исчезновение  материи, о котором говорят  некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому  представлению о материи, ибо  нельзя смешивать философское  понятие (термин) материя с естественнонаучными  представлениями о материальном  мире. С развитием естествознания  происходит смена одного научного  представления о мире (материи)  другим, более глубоким и основательным.  Однако такая смена конкретных  научных представлений не может  опровергнуть смысл и значение  философского понятия (категории) "материя", которая служит для  обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях  и существующей независимо от  них.

Ленинское определение материи сыграло  важную роль в критике «физического»  идеализма и метафизики. Будучи основой  научного мировоззрения, оно раскрывает действительную природу материального  мира, вооружает нас научными представлениями  о нем, является фундаментом для  обобщения научных данных, показывает несостоятельность современного идеализма, метафизики, агностицизма, служит орудием  в борьбе против них. В этом заключается  мировоззренческое значение ленинского определения материи.

Рассматривая  материю, как философскую категорию, обозначающую объективную реальность, В. И. Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии. В его определении нет подведения категории "материя" под более  широкое понятие, ибо такого понятия  просто не существует. В этом смысле Отнятия "материя' и "объективная  реальность" - синонимы. Материя противопоставляется  сознанию, при этом подчеркивается объективность, как независимость  ее существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне  и независимо от сознания определяет смысл назначения философско-материалистического  представления о материи. Философская  трактовка материи обладает признаком  всеобщности и обозначает всю  объективную реальность. При таком  понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.


Информация о работе Понятие материи в древности