Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины:
физики,
химии,
биологии,

Вложенные файлы: 1 файл

реферат!.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И СПОРТА МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

 

Кафедра товароведения  и экспертизы непродовольственных  товаров

 

 

 

 

ИЗС по дисциплине: «Методология и организация научных исследований»

 

 

 

 

На тему «Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студ. Гр. ТКДН 08 МА

Орловская Л.В.

Проверил

Рыбаченко

 

 

 

Донецк 2012 год

 

Введение

 

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: 

  • физики, 
  • химии, 
  • биологии,
  • Информатики,
  • других разделах науки.

 

Специфика развития

 

Наиболее существенный вклад в разработку методологии  науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.

Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

Особое значение в  становлении методологии науки  имели исследования Буля, Фреге, Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках. Не меньшее значение имело становление электродинамиками, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона.

Открытия Фарадея, Максвелла, Эйнштейна, Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

Все это привело к  бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность бизнеса).

Основная задача методологии  науки заключается в обеспечении  эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию  принципов, методов, правил и норм. Данная система формируется на основе объективных законов и закономерностей действительности. В науке понятие «методология» употребляется обычно в двух значениях:

1) как система принципов  и способов, используемая исследователем  в своей теоретической и практической деятельности;

2) как учение об  этой системе, обеспечивающей  научный поиск ответов на возникающие  перед субъектом познания вопросы. 

Для достижения успеха в  исследовательской деятельности ученый должен овладеть «секретом» метода и  обладать эвристической технологией научного мышления. Далеко не каждый исследователь может создать оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы много последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы.

 

1. Понятия  метода и методологии научных  исследований

 

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного  исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического  уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые  ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы  применения и степени общности различают  методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках  и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые  могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для  родственных наук;

4) специальные – для  конкретной науки, области научного  познания.

Подобную классификацию  методов можно встретить и  в юридической литературе.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика – это совокупность способов и приемов познания.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией.

Каждая наука имеет  свою методологию.

 

2. Понятие  методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности  и типы научного знания.

 

    Один из  характерных признаков современной  науки — возрастание роли в  ней методологии при решении проблем роста и развития специализированного знания.

    Можно указать  на ряд существенных причин, породивших эту особенность науки:

1. Сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы его обоснования и проверки;

2. Тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами;

3. Сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента».

    Исследователи  испытывают постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить ее приемы и методы с применяемыми в других науках.

    Методологический анализ − форма самосознания науки, проясняющая способы совмещения знания и деятельности, строение, организацию, способы получения и обоснования знаний.

    Выявляя условия  и предпосылки познавательной  деятельности, в том числе философско-мировоззренческие,  методологический анализ превращает  их в средства осознанного  выбора и научного поиска.  

 

 

Уровни методологического анализа:

  1. Конкретно-научная методология (имеет дело с техническими приемами, предписаниями, нормативами, формулирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их.)
  2. Общенаучная методология (учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования.)
    • методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент;
    • общелогические методы: анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция и др.
    • формы знания: понятия и законы, гипотезы и теории.
  3. Философская методология (в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и рефлексии, которые при определенных условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности.)

    Единство общенаучного и философского уровней (последних 2-х уровней) познания лежит в основе дисциплины, получившей название методологии научного познания − философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания.

    Назначение — выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику.

    Основывается: на общефилософских принципах и законах.

    Возникла и развивается: на основе гносеологии и эпистемологии, логики, истории, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно смыкается с философскими учениями о языке.

    Наука − не только совокупность теоретических знаний о реальной действительности, но и особый вид общественного духовного производства — производства истинного, систематизированного знания.

    Наука − единство познавательной деятельности и ее результата — научного знания.

3. Специфика научной  деятельности

 

    Она может  быть раскрыта в ходе анализа:

  • компонентов (субъект, объект и средства)
  • этапов
  • методов научной деятельности.

     Гносеологическая система  «субъект — объект» конкретизируется  как «исследователь — средства  исследования — объект исследования». 

 

  Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях:

1. Как индивид — исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый — это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована.

2. Коллектив, научное  сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.).

3. Общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.

 

   Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается прежде всего предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Историк и философ науки Л.М. Косарева отмечала, что «предметом науки являются определенного типа отношения человека к миру и к самому себе, т.е. мир сквозь призму определенного типа деятельности. Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально-гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д.

Информация о работе Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания