Понятие мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

типы мировоззрения.docx

— 28.04 Кб (Скачать файл)

Понятие мировоззрения

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира – мировоззрение.

Мировоззрение –  это система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек  не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении  природе, к миру вообще. Это отношение  упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в  целом и о месте в нем  человека. Такое представление принято  называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина  мира – это определенная сумма  знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл  его жизни, почему существует жизнь  и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе  и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или  менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система  этих решений и ответов формирует  мировоззрение эпохи в целом  и отдельной личности. Отвечая  на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину  мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях  возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек  строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может  обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками  человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может  быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.

Мировоззрение –  это фундамент человеческого  сознания. Полученные знания, сложившиеся  убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания  человеком мира и самого себя. В  реальной жизни мировоззрение в  сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение  – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и  понимание мира, а также программа  поведения и действий человека.

 

 

Исторические  типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что  миф, как он существовал в первобытной  общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую  рассказывают, а реальность, которой  живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а  практическое руководство к действиям  первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф  служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и  поведения. В период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Таким образом, миф  — это не первоначальная форма  знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы  и коллективной жизни. В мифе как  наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово  «познание» здесь имеет смысл  не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и  т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так и убедиться в  своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего  мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная  Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает  в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени  реальным, заслуживающим абсолютного  доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами  общественной жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая роль мифологии. Главное  значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом  и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология  не была единственной мировоззренческой  формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное  сознание, религиозное отношение  к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные  формы на Востоке и Западе, в  разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит  поиск высших ценностей, истинного  пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный  путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и  поступки человека и даже его помыслы  оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует  отметить, что воплощенные в мифах  представления тесно переплетались  с обрядами, служили предметом  веры. В первобытном обществе мифология  находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма  общественного сознания. Но на самых  ранних стадиях развития общества мифология  и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с  точки зрения мировоззренческих  конструкций, мифология и религия  неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия  имеет свою специфику. И эта специфика  заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает  разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую  систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению  особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции  становятся основой формальной регуляции  и регламентации, упорядочения и  сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция  религии состоит в том, чтобы  помочь человеку преодолевать исторически  изменчивые, преходящие, относительные  аспекты его бытия и возвысить  человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия  призвана «укоренить» человека в  трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Информация о работе Понятие мировоззрения