Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:51, реферат
Ролз - один из выдающихся и влиятельных политических философов ХХ в. - известен преимущественно благодаря своей фундаментальной теории справедливости. Его работы "Theory of Justice", "Political Liberalism", "Justice as Fairness" широко известны и изучены; они содержат основные положения данной теории. Предметом настоящего исследования служит более поздняя работа Ролза "The Law of Peoples" («Право народов»), где автор продолжает свой дискурс теории справедливости и пытается приложить ее основные принципы к теории международных отношений. Концепция справедливости в международных отношениях Ролза представляет собой практическое приложение его основной теории к сфере международных отношений.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«Южный федеральный университет»
Юридический факультет
Реферирование статьи «Право народов»
Джона Ролза и концепция справедливости
в международных отношениях» Д.В. Потапова
Выполнила Дарджаниа М.Г.
Ростов-на-Дону - 2012 г
Ролз - один из выдающихся и влиятельных политических философов ХХ в. - известен преимущественно благодаря своей фундаментальной теории справедливости. Его работы "Theory of Justice", "Political Liberalism", "Justice as Fairness" широко известны и изучены; они содержат основные положения данной теории. Предметом настоящего исследования служит более поздняя работа Ролза "The Law of Peoples" («Право народов»), где автор продолжает свой дискурс теории справедливости и пытается приложить ее основные принципы к теории международных отношений. Концепция справедливости в международных отношениях Ролза представляет собой практическое приложение его основной теории к сфере международных отношений.
Многие понятия этой статьи требуют уточнения.
Начнем с терминов народы и общ
Большое внимание следует уделить рассмотрению термина право народов. Ролз проводит четкое различие между ним и международным правом, подчеркивая первичность права народов. Это право включает в себя систему политических концепций и принципов права, справедливости и общего блага, оно обеспечивает содержание и принципы, которыми оценивается международное право. Таким образом, право народов рассматривается как некая основополагающая система, синтезирующая политическую практику, моральные нормы и нормы права. Данная система является источником международного права, определяет содержание политических концепций, регулирующих деятельность обществ.
Право народов развивается Ролзом именно из идеи политической справедливости. Ролз считает справедливость первой добродетелью общественных институтов. Это для него «главнейший и бескомпромиссный нравственный критерий». В работе «Право народов» этот факт вполне естественно принимается за основу, более не требующую доказательств. Справедливость является универсальной этической категорией, которая может использоваться для построения доктрины или концепции построения любой социальной системы. Вот почему право народов, выведенное из концепции справедливости, претендует на основополагающую роль в системе международных отношений.
Суть построения права народов заключается в том, что главные идеи своей основной теории справедливости Ролз переносит на международную сферу. Это объясняется тем, что центр данной концепции представляет собой определенный механизм, подстраиваемый под различные виды субъектов, будь то внутриполитические институты или внешнеполитические элементы международных отношений. Принципы этой основной доктрины, используемой Ролзом, могут быть использованы в качестве оснований деятельности любых политических субъектов, и нет причин не распространять их и на сферу международных отношений.
Поясним основные принципы теории справедливости Ролза. Их в общей сложности три: принцип равной свободы, принцип равенства возможностей и принцип различия. Смысл принципов - обеспечивать всем членам общества равный доступ к основным свободам и правам и равные шансы в достижении общественно значимых позиций. В целом эти идеи должны воплотиться в праве народов, однако они не принимаются в качестве принципов, лежащих в основе этого права, так легко, как можно было бы сделать это внутри либерального общества. Общая теория справедливости Ролза является выражением либеральной идеи, включая некоторые утилитаристские элементы, например, принцип различия, который требует максимального блага для наименее преуспевающих членов общества. Народы же, составляющие хорошо установленное международное сообщество, могут и не принимать либеральные доктрины, и поэтому своей задачей Ролз ставит доказать тот факт, что данное обстоятельство не мешает либеральным принципам справедливости стать универсальными и использоваться в качестве фундамента для построения права народов.
Необходимо сказать еще об одном важном пункте в теории Ролза - предлагаемой им классификации народов. Во-первых, он выделяет общества «хорошо организованные» - призваны не только обеспечивать благосостояние своих членов, но и регулироваться в соответствии с концепцией справедливости, разделяемой всеми членами. Еще один фактор - стабильность, она, в свою очередь, обусловлена рациональностью составляющих общество субъектов. Либеральные общества могут быть хорошо организованы в соответствии с либеральными политическими концепциями.
Нелиберальные общества могут быть хорошо организованы по каким-либо другим нелиберальным доктринам, в том числе религиозным. Для таких народов Ролз предлагает использовать термин «иерархические общества», в связи с тем, что политические институты хорошо организованного иерархического общества составляют рациональную консультативную иерархию, которая выступает в подобном обществе механизмом репрезентации интересов его членов. Одно из требований, которое должно выполняться иерархическим обществом, чтобы это общество было хорошо организованным, заключается в мирных средствах ведения политики. Кроме того, такое общество должно основываться на концепции справедливости, пусть и не либеральной, но принимающей во внимание интересы всех членов общества. И наконец, оно обязательно должно обеспечивать основные права человека.
Еще один вид обществ - это «режимы вне закона». Такие народы отказываются соглашаться по поводу разделяемых всеми принципов справедливости и права народов. Они представляют собой системы, основанные в самом крайнем случае на насилии и терроре, в более общих случаях - на балансе сил и не ограничиваемой власти, осуществляющие, как правило, экспансионистскую политику.
Существуют также обремененные общества - те, которые не в состоянии в силу исторических, геополитических или иных причин достичь условий, необходимых для их успешного развития до уровня хорошо организованных.
Таким образом, мы имеем несколько видов обществ, и поскольку мировая система требует их взаимодействия и согласия, принципы либеральной теории справедливости Ролза должны распространяться на все виды. Ролз показывает, как это возможно, и при этом выделяет в своей концепции две части.
Первая часть - идеальная теория, рассматривающая исключительно хорошо организованные народы - как либеральные, так и иерархические и то, как право народов и концепция справедливости усваиваются и используются в их сообществе.
Вторая часть - неидеальная теория. Она работает с двумя другими видами обществ и в случае с режимами вне закона представляет собой теорию несогласия. Случаи с обремененными народами описывает теория неблагоприятных условий.
Сфера международных отношений представляет собой наиболее общую сферу политических отношений, соответственно, и концепция справедливости, регулирующая его деятельность, будет более обобщающей и производной из концепции справедливости, применимой к внутриполитической сфере. Ролз идет именно от теории справедливости внутри общества к теории справедливости между народами, мотивируя это тем, что при концепции справедливости, уже достигнутой внутри либеральных обществ, историческая логика заставляет двигаться дальше к сообществу этих народов, объединяя и те общества, которые урегулированы нелиберальными доктринами. Международная сфера отличается условностью систем и мотивов поведения, поэтому опора на идеальную часть концепции Ролза выглядит привлекательно.
Важно отметить принципы прав народов, которые она устанавливает при построении концепции справедливости для международных отношений. Как подчеркивает ряд исследователей, эти принципы частично отвечают теории справедливой войны и традициям сложившейся практики международных отношений. Особого упоминания заслуживает тот факт, что народы не имеют права на войну, кроме как в целях самозащиты, и что народы должны соблюдать принцип невмешательства во внутренние дела государства. То есть на первый взгляд любой вариант интервенции, даже с гуманитарными целями, окажется противоречащим ролзовской концепции справедливости в международных отношениях. Однако этот вопрос остается все-таки открытым, потому что в отношении государств-изгоев принцип невмешательства не работает, как Ролз констатирует в дальнейшем. Кроме того, следует помнить, что принципы применяются, прежде всего, по отношению к народам, а не традиционно понимаемым национальным государствам, поэтому принцип невмешательства может трактоваться достаточно многосторонне, например, по отношению исключительно к народам, но не к государственному суверенитету, который теряет свое традиционно главенствующее значение.
Следующий важный пункт в праве народов касается прав человека. Приоритет прав человека является, помимо всего прочего, и фактором, оправдывающим интервенцию в случае их грубого нарушения; права человека призваны определять границы государственного суверенитета. Кроме того, соблюдение прав человека является непременным требованием к любому обществу в рациональном сообществе народов, и хотя народы и полагаются в соответствии с принципами свободными, равными и независимыми, именно права человека накладывают на них некоторые обязательства и ограничивают разнообразие их организационных форм.
Права человека представляются одним из основных определяющих факторов в концепции справедливости в международных отношениях у Ролза. Они же являются тем самым фактором, который ограничивает пределы толерантности со стороны хорошо организованных государств по отношению к другим субъектам права народов.
Само же право народов в той же степени становится критерием соответствия любого режима условиям либеральной политической концепции справедливости, взятой Ролзом за основу. Вся система взглядов Ролза говорит за то, что наиболее целесообразным было бы использовать именно либеральную концепцию, потому что она организует общество наиболее эффективным способом, понимая субъектов как рациональных и стремящихся выбрать наилучший вариант из возможных. Это не значит, однако, что право народов применимо исключительно к западным либеральным обществам. Оно требует от нелиберальных обществ только то, что они могут принять. Таким образом, право народов является универсальным, в том числе и как руководимое универсальной доктриной справедливости.
Право народов и выражаемая им концепция справедливости в международных отношениях в высшей степени отвечает сложившейся практике международного взаимодействия, международного права и политики. Отражая основные принципы, требуемые для достижения консенсуса на глобальном уровне, являя собой возможную основу для построения мировой системы, концепция Ролза представляет собой базис для развития системы международных отношений в новом ключе, основываясь на моральных ценностях.