Проблема происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:48, доклад

Краткое описание

Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по философии.docx

— 14.86 Кб (Скачать файл)

 

Проблема происхождения  человека

Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии  и в других науках о человеке.

Первые идеи о происхождении  человека возникли задолго до философии  в мифах и легендах древних  народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной  из самых распространенных считается  идея сотворения человека Богом, который  наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного  мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного  развития живого, высказал идею о происхождении  человека от одной из пород древних  приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении  человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния  на возникновение человека. Ф. Энгельс  выдвинул и обосновал гипотезу о  решающей роли социального фактора  и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации  высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем  и в современного человека.

Большинством мыслителей единодушно высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека и относящихся ко всем представителям человеческого рода: наличие сознания, интеллекта; способность к труду  и материально-производственной деятельности; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; нравственность; творчество и т.д.

В античной Греции первым создателем учения о человеке был Сократ, который  сосредоточил внимание на том, что он считал главным признаком человека — его способность к духовно-нравственной жизни. У Платона, ученика Сократа, главенствующей у человека выступает  только душа, а тело рассматривается  как враждебная душе материя, "временная  темница" души. Человек — это  не творец, а лишь "восприниматель" идей, существующих в потустороннем мире. Аристотель рассматривает человека как необходимое единство души и тела, как результат естественного развития. Для него человек — это политическое животное.

Для иррационалистических направлений  современной философии (экзистенциализм, персонализм, фрейдизм и т.д.) сущность человека связывается с необъяснимыми  научно внутренними мотивациями  побуждений, инстинктов, озарений, интуиции и т.д.

Рационалистическая диалектико-материалистическая теория человека исходит из подхода  к нему как биологическому и социальному  существу, которое сформировалось на основе и в ходе материально-производственной деятельности, связанной с изготовлением  и применением орудий труда, что  привело к выделению человека из животного мира и объединению  людей в различные социальные формы общности: семья, род, племя, народность, нация, селение, государство. К. Маркс  полагал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность всех общественных отношений.

В понимании сути биологического и  социального в человеке существуют различные подходы. В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался многими мыслителями (Монтескье, Гельвеций, Дидро и др.) как фундамент, определяющий все основные свойства, способности, потребности и действия людей, а  через них общественные отношения, законы, учреждения и т.п. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.

Со второй половины XIX в. в философии  и социологии значительное распространение  получают разновидности теории социального  дарвинизма, согласно которым возникновение  и развитие человека и общества обусловлено  непосредственно законами живой  природы, в частности, законами естественного  отбора и борьбы за существование, выживания  наиболее приспособленных. Почти все, что происходит в обществе: социальные болезни, угнетение, социальное неравенство, войны, несправедливость и т.д., признается детерминированным биологическими причинами.

В настоящее время в науке  все больше утверждается идея о биосоциальной  природе человека. Биологическая  основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой  природы, с которой каждый индивид  связан многими нитями. Биологическую  сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему  как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность  жизни, возрастные периоды, специфические  этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность.

Только гармоническое единство биологического и социального в  человеке обеспечивает его нормальное существование и развитие.

В ряду проблем, рассматриваемых в  учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и  в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни  является одной из фундаментальных  философских тем.


Информация о работе Проблема происхождения человека