Проблема смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:14, статья

Краткое описание

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Вложенные файлы: 1 файл

проблема смысла жизни.docx

— 16.40 Кб (Скачать файл)

Рассматривая вопрос, уместно  выявить, как эта проблема рассматривалась  в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма  и эвдемонизма, сегодня, как и  много веков назад, утверждают в  качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что  достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые  средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей  человеческой природе". Если Бог  есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким  же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все  более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается  источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл  жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская  категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и  личную ценность задачу, реализующуюся  в ее социальной деятельности. Эта  задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для  всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто  специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому  человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в  зависимости от исторических условий  бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в  зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами  нашего бытия придаем ей смысл  и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в  своей книге "Время человеческого  бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни - это самостоятельный  осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления  о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными  качествами.


Информация о работе Проблема смысла жизни