Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:27, доклад
Осознание того, что жизнь человека конечна, ставит перед ним вопрос о смысле жизни. Каждый человек в тот или иной период своей жизни задается этим вопросом. Прав Ницше, утверждая, что «тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как…».
У разных людей — разное понимание смысла жизни: одно из них возвышает индивида и вдохновляет на подвиги, помогает преодолевать жизненные трудности, другое — принижает и превращает человека в асоциальное существо. Отсюда, проблема смысла жизни — это первоначально проблема выбора. Именно от выбора целей, ценностей и идеалов зависит, удастся ли жизнь человека.
Проблема смысла человеческой жизни. Философский анализ.
Осознание того, что жизнь человека конечна, ставит перед ним вопрос о смысле жизни. Каждый человек в тот или иной период своей жизни задается этим вопросом. Прав Ницше, утверждая, что «тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как…».
У разных людей — разное понимание смысла жизни: одно из них возвышает индивида и вдохновляет на подвиги, помогает преодолевать жизненные трудности, другое — принижает и превращает человека в асоциальное существо. Отсюда, проблема смысла жизни — это первоначально проблема выбора. Именно от выбора целей, ценностей и идеалов зависит, удастся ли жизнь человека.
Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Безусловно, выбор смысла жизни зависит от многих факторов: условий, сложившихся в обществе, функционирующей в нем политико-правовой системы, господствующего в нем мировоззрения, сложившегося политического режима, состояния войны и мира и т. д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и личные качества человека — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.
Во все времена люди пытались дать ответ на не простой вопрос о смысле жизни.
В античной философии наблюдаются
различные решения данного
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».
Многообразие точек зрения наблюдается на других этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в «воле к власти», английские философы XIX века Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.
В экзистенциальной философии (Кьеркегор. Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс). рассматривается «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность. И с этим трудно не согласиться.
Стоицизм же исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе подчинены строжайшей закономерности т.е. человек ничего не может изменить в порядке вещей. Они считают, что если нас постигнет несчастье, бедность мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то мы должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо. Их идеал – человек безропотно сносящий удары судьбы, сдерживающий свои страсти, способный к любви, привыкший к страданиям.
Но на мой взгляд к страданиям привыкнуть нельзя, а человек не способный страдать, не способен и радоваться в полной мере. Человек привыкший к страданию и постоянно сдерживающий все свои чувства и страсти, превращается с течением времени в серое, посредственное существо. Жизнь – это череда контрастов, череда впечатлений.
Наиболее близким для меня в понимании смысла жизни является суждение Э. Фромма, который выделил две различные установки в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».
Присутствие установки «иметь»
является нормальным состоянием души
и современного человека, так как
жизнь требует обладания
Установка «быть» означает реализацию более высокой программы, отвечающей духовным потребностям человека, его истинной сущности. По учению М.Экхарта: «... ничем не обладать и сделать свое существо открытым и «незаполненным», не позволить «я» встать на своем пути — есть условие обретения духовного богатства и духовной силы. По Марксу, роскошь — это такой же порок, как и нищета, цель человека — быть многим, а не обладать многим».
Смысложизненная программа «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, активизацию и продуктивную реализацию природных данных человека, духовный рост, выход за рамки своего изолированного «я», стремление к «человеческому» в человеке — Добру, Истине, Красоте, Справедливости.
При осуществлении установки «быть» человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как необходимое, полезное звено социального мира.
Невозможно дать универсальное определение смыслу человеческой жизни. Возможно, он заключается в обретении счастья. Но что есть счастье? Быть может, оно состоит из множества радостей маленьких, больших, как жизнь состоит из мгновений, моментов, минут……. А радость каждый из нас находит в чем-то своем. Поэтому выбор смысла жизни у каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим человеком. Смысл жизни зависит от убеждений человека, его принципов, целей, которые являются толчком всей жизнедеятельности.
Информация о работе Проблема смысла человеческой жизни. Философский анализ