Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:50, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Примерный план
1. Проблема сознания в истории философии.
2. Сущность и структура сознания.
3. Проблема происхождения сознания.
4. Сознание и язык. Функции сознания.
Тема
18. Проблема сознания
Примерный план
1. Проблема сознания в истории философии.
2. Сущность и структура сознания.
3. Проблема происхождения сознания.
4. Сознание
и язык. Функции сознания.
1.
Проблема сознания в истории философии
Проблема
сознания всегда привлекала пристальное
внимание философов, ибо определение
места и роли человека в мире,
специфики его взаимоотношений
с окружающей его действительностью
предполагает выяснение природы
человеческого сознания. Для философии
эта проблема важна и потому, что
те или иные подходы к вопросу
о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Важнейшим
философским вопросом всегда был
и остается вопрос об отношении сознания
человека к его бытию, вопрос о
включенности человека, обладающего
сознанием, в мир, о тех возможностях,
которые предоставляет человеку
сознание, и о той ответственности,
которую налагает сознание на человека.
Известно, что практически-
Если
учитывать эту предпосылку, то сознание
с самого начала является общественным
продуктом. Оно возникает и развивается
в совместной деятельности людей, в
процессе их труда и общения. Вовлекаясь
в эти процессы, люди вырабатывают
соответствующие представления, установки,
нормы, которые вместе с их эмоциональной
окраской составляют содержание сознания
как специфической формы
С
сознанием в широком смысле слова,
конечно, следует связывать и
представление о самосознании. Развитие
сложных форм самосознания происходит
на достаточно поздних этапах истории
человеческого сознания, где самосознание
приобретает известную
Философский
подход к проблеме происхождению
и сущности сознания предполагает рассмотрение
его как целостной структурно-
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.
Объективно-
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций – монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.
Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.
Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.
Субъективный
идеализм абсолютизирует человеческое
сознание как первичное по отношению
к чувственному миру и противоположное
ему. Крайняя форма субъективного
идеализма – солипсизм - базируется
на постулате – «Существую только
я и мои ощущения. Весь мир –
комплекс моих ощущений». Сознание, с
точки зрения солипсистов это
единственно достоверная
Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).
Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.
Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
Диалектический
материализм рассматривает
Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.
В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.
Христианская
трактовка сознания заключалась
в ориентации на внутреннем сосредоточении
человека, на общении его с Богом.
Наряду со знанием о внешнем мире
возникает необходимость
В
Новое время сознание полагалось
в качестве основной инстанции в
структуре духовного опыта, направленной
на предметный мир. Сознание человека
отождествлялось с
С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений.
Экзистенциалистская традиция видит истоки сознания в мире человеческой коммуникации. Основой экзистенциального мышления является социокультурная обусловленность сознания. Представители естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов на фундаментальные вопросы о происхождении мыслящей материи в процессе эволюции и о природе идеального.