Проблема сознания в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

В архаическом обществе, когда мир еще не знал деления на материальный и духовный, а характеризовался как видимый и невидимый, сознание (то, что мы сегодня так называем) сводилась к сферы невидимого, на которое влияли материально-практическими действиями. Люди верили, что душа можно накормить обычной пищей.
В античном мире, уже не существовало таких представлений о духовном, но оно мыслилось как особое произведение внешнего бытия (материи), то есть истоки сознания находились за пределами человека. Демокрит считал, что мы видим вещи (окружающий мир) благодаря своеобразному «истечению» из каждой вещи тончайших атомов. Платон объяснял бытия вещей через существование к ним идей, а затем то, что мы воспринимаем в мышлении, есть не что другое, как до бытия.

Содержание

Проблема сознания в истории философии……………………………..3
Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности……………………………………………………….4-5
Социальная природа сознания. ………………………………………5-9
Сознание и язык………………………………………………………..9-14
5.Список литературы………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

                        Содержание

  1. Проблема сознания в истории философии……………………………..3
  2. Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности……………………………………………………….4-5
  3. Социальная природа сознания. ………………………………………5-9
  4. Сознание и язык………………………………………………………..9-14

       5.Список литературы………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема сознания в истории философии

В архаическом обществе, когда мир еще не знал деления на материальный и духовный, а характеризовался как видимый и невидимый, сознание (то, что мы сегодня так называем) сводилась к сферы невидимого, на которое влияли материально-практическими действиями. Люди верили, что душа можно накормить обычной пищей. 

В античном мире, уже не существовало таких представлений о духовном, но оно мыслилось как особое произведение внешнего бытия (материи), то есть истоки сознания находились за пределами человека. Демокрит считал, что мы видим вещи (окружающий мир) благодаря своеобразному «истечению» из каждой вещи тончайших атомов. Платон объяснял бытия вещей через существование к ним идей, а затем то, что мы воспринимаем в мышлении, есть не что другое, как до бытия. 

В средневековую эпоху, когда  доминировало геоцентрическое мировоззрение, сознание толковали как что-то среднее  между высшим уровнем — нерефлективным блаженством. Начиная с Платона, Августина, сознание рассматривается как что-то вторичное, а потому, ненастоящее, невысокое, что есть в духовном опыте человека.  

И только в Новое время, сознание перестает быть второстепенным понятием и приобретает новое  качественное измерение. Впервые было употреблено Р. Декартом и термин«сознание» как особая способность души. Он считал, что сознание — это интеллектуальная деятельность субъекта, который проектирует мир. 

У Гегеля сознание человека — это субъективная форма существования духу, культуры, которую он свел к знанию. Разные формы культуры (искусство, религия, наука) возникают у него лишь как формы проявления истины, то есть фактически сводятся к знанию

Сознание - функция  человеческого мозга, высшая форма  отражения действительности.

 

Сознание — высшая форма  отражения объективной действительности и целенаправленного регулирования  взаимоотношений человека с окружающей средой.

Материальный мир существует вне сознания, независимо от того, осознается он человеком или нет. Такая характеристика материи и сознания четко указывает  на вторичность сознания. Недаром  К. Маркс рассматривал сознание как  осознанное бытие.

Способность осознавать свое бытие, в процессе целенаправленной практической деятельности качественно  отличает человека от животных. Для выявления этих качеств обязательным является наличие функционирующего человеческого мозга. Однако сознание не является только врожденной функцией мозга человека. Врожденной является лишь возможность возникновения сознания у человека ввиду определенной структуры его нервной системы. Эта возможность переходит в действительность, т. е. развивается в сознание, только в условиях общественной жизни. Это философское положение подтверждается практикой. Так, известно много случаев, когда маленькие дети, похищенные дикими животными и выросшие среди них, вновь возвращались к людям через несколько лет. Это были жалкие, звероподобные существа, все попытки привить им человеческие качества кончались неудачей, хотя биологически эти существа ничем не отличались от обычных людей и структура их нервной системы была человеческой. Эти факты ярко подтверждают основной тезис Маркса о том, что мозг является органом сознания, но способность мозга мыслить формируется лишь в условиях соц. жизни. Поэтому сознание и есть продукт деятельности мозга в условиях общественной жизни.

Важнейшим условием для возникновения   сознания   у   человека   является труд и речь (язык). Язык — материальная форма проявления сознания, возникшая как средство общения между людьми. В языке отразилось все богатство человеческой культуры и науки. В процессе речевой деятельности происходит накопление званий, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало и накопило до него человечество.

Сознание дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе путем практической деятельности воздействовать на мир.


 

  1. Социальная природа сознания.

Раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия показывают, что человек выступает как  субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно  воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается  к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную среду в соответствии со своими потребностями  и интересами. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе взаимосвязей «человек - мир». В этой связи важное значение приобретает раскрытие сущности и структуры общественного сознания.

Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности  человека непосредственно связан с  вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия.

В истории философской  мысли вопрос о происхождении  сознания решался на разных этапах истории по - разному. Преимущественно обращалось внимание на выяснение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально - деятельностной сущности человека.

Можно сказать, что потребности  и интересы определяют характер и  направленность отношения человека к миру, и именно тот угол зрения, под которым человека воспринимает его. Поэтому осознание человеком  своего отношения к миру проявляется, с одной стороны, как осознание  своих потребностей и интересов, а с другой - как осознание самой  действительности, ее сущности, роли, условия  удовлетворения потребностей, условия  обеспечения жизнедеятельности.

Эмпирический и рациональный уровни осознания отношения к  действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание действительности связано непосредственным чувственным  взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно - эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как  специфические показатели наличия  тех или иных потребностей, необходимости  их удовлетворения, а также степени  удовлетворения или неудовлетворения потребностей. В зависимости от характера  реакции человека на его взаимодействие с окружающей действительностью  формируются две основные группы эмоций - положительные и отрицательные. Многообразие потребностей и форм связей человека с внешним миром находит  свое проявление во множестве конкретных форм эмоций. Эмоции, как звенья, опосредующие связь человека с внешним миром, выражают личностное оценочное отношение  к действительности. Они выполняют  очень важную регулятивную функцию, направленную на обеспечение жизнедеятельности.

Рациональный уровень  осознания бытия выступает в  форме абстрактного, логического  мышления, выраженного в понятиях, категориях, теориях, системах идей закрепленного  в языке. Логическое мышление приобретает  относительную самостоятельность  по отношению к предметам, явлениям, процессам, отражением которых является, оно объективируется, становится неким  внешним феноменом по отношению  к тому или иному индивиду, может передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной исторической эпохи к другой.

Эмпирический и рациональный уровни сознания неразрывно связаны  между собой, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга.

Эмпирический и рациональный уровни сознания охватывают весь процесс  отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют степень  проникновения человека в сущность действительности, а также выражают оценочное отношение человека к  миру и к себе. Однако эмпирический и рациональный уровни осознания  действительности еще не раскрывают содержательной стороны общественного  сознания.

Удовлетворение потребностей человека осуществляется в сложном  процессе его взаимодействия с природой и социальной средой. Зависимость  удовлетворения потребностей от социальных условий жизни находит свое отражение  в системе интересов. Среди множества  интересов можно выделить несколько  групп, играющих определенную роль в  отношениях человека с действительностью. Среди них особое место занимают:

1. интересы, выражающие зависимость, жизнедеятельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно создать орудия труда и преобразовывать предметы природы в средства удовлетворения потребностей;

2. интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их отношения к средствам производства, от всей системы общественных отношений;

3. интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их взаимного отношения друг к другу и к обществу во всех сферах жизни;

4. интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от уровня развития, характера эстетических потребностей и степени эстетического освоения действительности;

5. интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от стихийных сил природы и общества, оказывающих влияние ни их отношение к действительности, друг к другу, к себе;

Общественное сознание, возникнув, сформировавшись как результат  реального процесса жизни, оказывает  активное воздействие на общественное бытие. Воплощаясь в целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как  нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность  общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально  было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления  и развития человека оно приобрело  значение особой сферы жизнедеятельности  людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны  деятельности его как социального  субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся  своей внутренней структурой. Овладевая  массами, идеи превращаются в силу, используя которую люди преобразуют  мир и самих себя.

Идеи способны поднимать  огромные массы людей, воодушевлять их на активные действия, они могут  вызвать оптимизм и уверенность  в положительных результатах  своей деятельности, веру в осуществимость идеалов социальной справедливости, свободы. Но идеи могут породить в  человеке пессимизм, неверие в смысл  своего бытия, могут привести к трагическому завершению своей жизни и не только своей. Поэтому, говоря об общественном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма детерминации его содержания и структуры. Необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его места и роли в духовной жизни общества.

Сознание и  язык.

Язык так же древен, как  и сознание: «Один только человек  из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями  при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.)

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как он делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Что значит воспринять и  понять высказанную мысль? Сама по себе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего.

Взаимное понимание наступает  лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего образа — значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип общения носит название принципа намекания, согласно которому мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании  они предполагают друг друга, как  внутреннее, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем речь в соответствии с логикой нашей мысли. «Образ мира, в слове явленный», — эти слова Б. Пастернака емко характеризуют суть единства мысли и слова. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность не только подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект, но главное, передать их. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, — очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Информация о работе Проблема сознания в истории философии