Проблема сознания в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Проблема сознания в истории философии……………………………..4
2.Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности…………………………………………………………….6
3.Социальная природа сознания. Сознание и язык……………………..11
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

контрошка.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Проблема сознания в истории  философии……………………………..4

2.Сознание - функция человеческого  мозга, высшая форма отражения  действительности…………………………………………………………….6

3.Социальная природа сознания. Сознание и язык……………………..11

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………...22

 

Введение

 

Сознание с трудом поддается  изучению. Сознание другого человека нельзя наблюдать и изучать само по себе со стороны. С областью сознания связаны такие явления, как сон, гипноз, бессознательные поступки, которые также долгое время казались загадочными и необъяснимыми.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому себе, который  представляет собой единство психических  процессов, активно участвующих  в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия  и определяется не непосредственно  его телесной организацией (как у  животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов  предметов, являющихся ощущением или  представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как  совокупности ощущений, запечатленных  в памяти, и обобщений, созданных  в результате высшей психической  деятельности, мышления и языка. Таким  образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

 

1.Проблема сознания в  истории философии

Проблема  сознания всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей его действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что  те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и  управления взаимодействием человека с действительностью.Такое понимание  сознания предполагает очень широкий  спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и  естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее  время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных  аспектов сознания в рамках этих дисциплин  всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был  и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о  включенности человека, обладающего  сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые  сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление  обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую  фактуру бытия, которая выходит  за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно  выходит за пределы сознания как  идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. сознание природа философия

С сознанием  в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление  о самосознании. Развитие сложных  форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого  сознания, где самосознание приобретает  известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно  только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Философский подход к проблеме происхождению  и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через  противопоставление материальному. В  более узком смысле – через  соотнесение с головным мозгом как  материальной субстратной основой. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи –  головного мозга, как высшей формы  отражения действительности.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и  сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения  и сущности сознания обусловлено  сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для  конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний  мир. Античный человек не выделял  себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в  структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.

Важнейшим свойством сознания, как  уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в  античную эпоху. Заслуга целостной  постановки этой проблемы принадлежит  Платону, выделившему идеальное  как особую сущность, противоположную  материальному миру (миру вещей).

 

2.Сознание - функция человеческого  мозга, высшая форма отражения  действительности.

 

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках возникновения  сознания в природе, а точнее - в  неживой природе, в самом фундаменте материи. Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а  материя породила дух, то наши оппоненты  вправе спросить нас: а есть ли на самом  фундаменте материи, в неживой природе  какие-либо основания для порождения сознания? Эта проблема стояла и  перед старым материализмом, однако не была решена им. Одна часть материалистов  просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле- материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и  по существу снимала вопрос о возникновении  сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи? Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма. Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного бытия. Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.

 

3.Социальная природа  сознания. Сознание и язык

Раскрытие сущности человека, сущности мира и  его бытия показывают, что человек  выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно  и целенаправленно воздействуя  на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует  природную и социальную среду  в соответствии со своими потребностями  и интересами. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе  взаимосвязей «человек – мир». В  этой связи важное значение приобретает  раскрытие сущности и структуры  общественного сознания.

Вопрос  о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно  связан с вопросом о природе и  сущности человека, о природе и  сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса  философии, как отмечалось, связано  разделение философов на материалистов  и идеалистов. Если идеализм исходит  из признания идеального как предельного  основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания  первичности материи, акцентирует  внимание на вопросе об обусловленности  сознания бытием, о происхождении  сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и  личности.

В истории  философской мысли  вопрос о происхождении сознания решался на разных этапах истории по – разному. Преимущественно обращалось внимание на выяснение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Социальная природа сознания долгое время оставалась не раскрытой. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально – деятельностной сущности человека.

Характер  и направленность отношения человека к условиям своего бытия обусловливается  прежде всего характером и направленностью  потребностей и интересов. Потребности, возникнув как состояние, выражающее противоречие между необходимостью существования, функционирования и  ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения, отражается в голове человека в чувстве неудовлетворенности  и обусловливает необходимость  поиска объекта, средств, условий для  разрешения этого противоречия.

Само  проявление и реализация, удовлетворение жизненных потребностей человека, их воспроизводство осуществляется в  его непосредственной взаимосвязи  с условиями существования. Причем эта связь проявляется как  по отношению к природе, так и  по отношению к общественной жизни. Вместе с тем удовлетворение потребностей обусловливается не только непосредственной связью человека с действительностью, но и системой опосредования их удовлетворения процессом материального производства и системой общественных отношений. Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни выражается в интересе.

Можно сказать, что потребности и интересы определяют характер и направленность отношения  человека к миру, и именно тот  угол зрения, под которым человека воспринимает его. Поэтому осознание  человеком своего отношения к  миру проявляется, с одной стороны, как осознание своих потребностей и интересов, а с другой – как  осознание самой действительности, ее сущности, роли, условия удовлетворения потребностей, условия обеспечения  жизнедеятельности.

Осознание человеком своего отношения к  действительности и к себе осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и рациональном,  включающем в себя обыденное и теоретическое сознание. Способом существования сознания является знание, которое представляет собой систему отраженных в голове человека и закрепленных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания – обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком результатов отражения действительности в голове человека, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воздействие на характер отношения человека к действительности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире.

Эмпирический  и рациональный уровни осознания  отношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание  действительности связано непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно – эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как специфические  показатели наличия тех или иных потребностей, необходимости их удовлетворения, а также степени удовлетворения или неудовлетворения потребностей. В зависимости от характера реакции  человека на его взаимодействие с  окружающей действительностью формируются  две основные группы эмоций – положительные  и отрицательные. Многообразие потребностей и форм связей человека с внешним  миром находит свое проявление во множестве конкретных форм эмоций. Эмоции, как звенья, опосредующие связь  человека с внешним миром, выражают личностное оценочное отношение  к действительности. Они выполняют  очень важную регулятивную функцию, направленную на обеспечение жизнедеятельности.  

С возникновением общества происходит не только значительное усложнение системы эмоций и чувств, но и подъем их на качественно новый  уровень развития. У человека естественные эмоции, унаследованные от животного, приобретают очеловеченный характер. Качественное изменение эмоций и  чувств у человека связано с возникновением социальных условий жизни и нового, деятельностно – преобразовательного отношения человека к действительности.

Информация о работе Проблема сознания в истории философии