Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:18, реферат
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть, отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не - я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
Испокон веков “описанием” вариативных явлений сознания людей занимаются многочисленные научные дисциплины. Предметом философского анализа становится изучение природы сознания, проблемы сущности его происхождения, исследование удивительных возможностей созидательной силы сознания, а так же деятельности человеческого разума в познании и преобразовании окружающего мира.
В целом, сознание есть высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Неоспорим тот факт, что человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется он лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретается только через общение с другими людьми, а так же через навыки предметных действий. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознание. Без понимания и знания, которое несет с собой общественно-историческую деятельность и человеческую речь, нет и сознания.
В истории
философии проблема сознания имеет два
уровня своего решения: 1) описание способов
данности вещей в сознании (описание феномена
сознания); 2) объяснение возможности самого
сознания, т.е. самого феномена. Начиная
с философии античности до Нового времени
указанные уровни не различались, а потому
считалось, что если описаны способы, каким
вещи существуют в сознании, то тем исчерпан
вопрос о природе сознания. В XX веке философы
выделили вопрос о возможности сознания
в самостоятельный. Представления о сознании
тесно связано с господствующими мировоззренческими
установками, а потому античный космоцентризм,
средневековый теоцентризм и антропоцентризм
Нового времени сформировали различное
понимание сознания.
В истории
философии сложилось несколько подхода
к философскому анализу феномена сознания:
субстанциональный, натуралистически-
Исторически
первой трактовкой сознания
Еще на заре
человеческого общества люди задумывались
над характером психических процессов,
над природой собственной душевной деятельности.
Таким возникло представление о “душе”
как сверхъестественном двойнике человеческого
тела. Считалось, что душа бессмертна и
способна покидать тленное, смертное тело,
путешествовать и перемещаться в пространстве,
по ту сторону видимого мира. Представление
о том, что каждой конкретной вещи, которая
чувственно воспринимается, приписывается
наличие души, называется анимизмом. Анимизм
выступает основой всех религиозно-мифологических
взглядов на сознание и психологическую
деятельность человека. Близок анимизму
гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности
мира. В последующем идеи анимизма и гилозоизма
стали предпосылкой идеалистических учений
о природе и человеке, согласно которым
сознание есть проявление некой нематериальной
субстанции – «души», обладающей самостоятельным
существованием и не зависящей от материи (в
Так, согласно
античному философу Платону, сознание
представляет собой совокупность сигналов,
поступающих от органов чувств, его задачей
является сравнение этих сигналов, установление
сходства и различия между ними, противопоставление
индивидуального и нахождение общего
для приведения их к одной форме. В своих
произведениях Платон аллегорически описывает
соотношение мира и человеческого сознания
("теория пещеры"3): человек блуждает в потёмках пещеры
и видит лишь объективированные тени идей,
имеющих реальное бытие где-то вне пещеры
- таким образом, в философ стремится показать
соотношение между "первичным" миром
идей (предметы, носимые вне пещеры), "производным"
физическим миром (тени вещей в пещере)
и человеческим сознанием, способным воспринять
лишь тени, но не "истинные" идеи.
В средние века сознание трактуется как
надмировое начало (Бог), которое существует
до природы и творит ее из ничто. В рамках
субстанционального подхода в философии
Нового времени сознание предстает в качестве
замкнутой в себе субъективности, особой
субстанции. В целом, исторические формы
субстанциолизма варьировались в зависимости
от понимания природы идеального, но общим
положением здесь является представление
об универсальном, объективном, всеобщем
характере идеального, существующем до
индивидуального сознания и полностью
определяющем его опыт.
Наряду
с субстанциональным, распространение
в истории философии получил так же натуралистически-
Согласно
метафизическому материализму (Ж. Ламетри,
П. Гольбах, П. Кабанис), опиравшемуся на
достижения физиологии и медицины, сознание
– это особая функция мозга человека,
благодаря которой он оказывается в состоянии
познавать окружающий мир и самого себя.
В рамках натуралистического подхода
к пониманию сознания впервые была поставлена
психофизиологическая проблема, однако
ограниченность этого подхода выразилась
в том, что не были учтены связи человеческого
сознания с миром культуры, его социальная
обусловленность и т.п.
Одним из
наиболее авторитетных неклассических
подходов к пониманию сознания в современной
философии становится экзистенциально-
И феноменологию, и экзистенциализм объединяют упреки в адрес предшествующей философии в невнимании к реальному опыту человеческой жизни, к реальному многообразию и полноте жизни сознания индивида. Феноменология и экзистенциализм продолжают начатую Ф. Ницше (философия жизни) критику классического рационализма. Классическому проекту они противопоставляют программу исследования человека в качестве конечного, конкретного, единичного существования, переживающего мир в доступных ему непосредственных формах.
Феноменологические исследования (Э.Гуссерль) предлагают новый метод изучения сознания - редуцирование (очищение сознания, а точнее опыта сознания от всего того, что существует как внешнее по отношению к нему, от всяческих суждений о мире); такая феноменологическая редукция призвана осуществить «наиболее радикальный род интроспективного знания о чистом явлении сознания».
Французский экзистенциализм в лице Ж.-П. Сартра и А. Камю использует и развивает гуссерлевский метод внутреннего анализа сознания для исследования индивидуального реального человеческого опыта бытия в мире. Сознание ими понимается как действенное пространство личности в совокупности мыслительного, эмоционально-чувственного, волевого и др. состояний. Так как сознание получило самостоятельный статус существования, его вполне можно охарактеризовать как самоопределяющуюся и самоинтерпретирующуюся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек, переживая, постигая и осмысливая мир, другого и себя самого, осуществляется как особое, уникальное существо. Речь идет о возможностях человека получать, интерпретировать и накапливать впечатления; извлекать из них опыт, перерабатывая их содержание в субъективно и объективно значимую информацию (знание); на этой основе самостоятельно определять свое место в бытии, свой способ существования и свое отношение к миру; проектировать свою деятельность, полагая ее цели и определяя (выбирая и изобретая) средства их достижения; прогнозировать возможные последствия этой деятельности.
Наряду с вышеназванными основными подходами к трактовке сознания, можно выделить так же психоаналитический. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека.
Наряду с перечисленными традициями, постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. Сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный передавать сообщения по каналам коммуникации.
Опыт сознания являет нам, с одной стороны, естественную целостность и органичность, которую трудно расчленить на те или иные отдельные элементы, полностью осознаваемые и контролируемые. С другой стороны, наш разум подчас вступает в конфликт с чувствами, воля – с опытом и памятью, при этом без механизмов самоконтроля и самопознания едва ли возможно говорить о подлинном существовании личности. Тем самым опыт сознания может характеризоваться как единство тотальности и структурированности, стихийности и организованности. В зависимости от выделенных природно-психических, индивидуально-личностных и социокультурных проекций анализа сознания можно говорить и о его основных структурно-функциональных характеристиках.
Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре ХХ в. стала предложенная З. Фрейдом модель психики, рассматриваемая последнюю в единстве таких составляющих, как «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Феномен сознания «Я» образуется за счет пересечения импульсов бессознательного «Оно» и нормативных установок культуры и общества «Сверх-Я». Если для Фрейда природное и культурное пересекались лишь в фокусе «Я», становящегося при этом сферой не столько их единства, сколько борьбы, то современная психология делает акцент на «сквозной» функциональной и генетической зависимости всех трех компонентов. Бессознательное представляет собой не просто энергетический комплекс чисто природных инстинктов, но в не меньшей степени детерминировано социальной средой, культурными и языковыми программами. Одновременно на уровне общественного сознания можно говорить о существовании многообразных социально-психологических интенций, репрезентирующих бессознательное.
Фрейдовская схема описывает не только сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. Вместе с тем представляется возможность структурировать также «внутренний» опыт сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве первичной конструкции здесь можно говорить о выделении следующих уровней сознания: чувственно-эмоционального, связанного с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивного, предполагающего интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; интуитивно-волевого, акцентирующего не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания.
Информация о работе Проблема сознания и основные подходы к фиософскому анализу