Проблема человека в философии и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы
1. проблема человека в философии и науке. Человек как космобиопсихосоциодуховное существо.
2. Проблема антропогенеза и варианты ее решения в философии и науке
3. Индивид, индивидуальность, личность.
4. Гуманистическая направленность современной философской антропологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной работы №25

Проблема человека в философии и науке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пынтикова Марина Михайловна

                                                                              Группа № 382373, ИСиТ

 

Адрес: Могилевский р-н, д.Межисетки,

ул. Молодежная, дом 10, 213136

 

 

Вопросы

  1. проблема человека в философии и науке. Человек как космобиопсихосоциодуховное существо.
  2. Проблема антропогенеза и варианты ее решения в философии и науке
  3. Индивид, индивидуальность, личность.
  4. Гуманистическая направленность современной философской антропологии.

 

Введение

Человек всегда стремился понять окружающий его мир и составить некую целостную картину об окружающем его мире, понять и объяснить различные явления природы.

Философия создает представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы. Это представление о мире, как упорядоченном целом, естественное для современного образованного человека, рождается в античной философии.

Философия в первом приближении − это переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования, изменение отношения человека к миру. Результатом этой работы мышления является построение такой картины мира, которая в наибольшей степени соответствует изменившимся человеческим требованиям к миру. Философия строит такой мир, в котором человек мог бы жить.

 

 

 

1. проблема человека в философии и науке. Человек как космобиопсихосоциодуховное существо

Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологи и т.д. В искусстве все большее место стала занимать идея преломления природных и социальных явлений сквозь призму видения их человеком. Повышение интереса к философскому анализу проблемы человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и мн.др. проблемами.

Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира.

Проблема человека в науке отличается своеобразным редукционизмом: через связь человека с неким феноменом объясняется все человеческое бытие в целом. Наука максимально отвлекается от решения важнейших мировоззренческих проблем: она ориентирована лишь на эмпирический уровень человеческого бытия. Философия же стремиться абстрагироваться от действительности, чтобы понять не только то, что есть, но и как должно быть.

В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить об основных образах тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). Одновременно с этим человеческое тело определяется не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как совесть, стыд, смех, плач и т.п.

Душа рассматривается как интегративное начало, промежуточное звено, соединяющее тело и дух, придающее человеку целостность. Для современной философии душа – наиболее сложная и противоречивая тема, рассматриваемая в двух основных ракурсах:

– во-первых, как жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (в связи с признанием существования или несуществования души в философии возникали вопросы о смерти и бессмертии, бытии и небытии);

– во-вторых, как индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.

Понятие душа тесно связано в человеческом существовании и его осмыслении с понятием дух. Дух воплощает в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Он выступает как родовая человеческая способность, соотносящаяся с разумом, сознанием и социальностью. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности», как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через воплощение социально значимых качеств.

Однако, человека нельзя упрощенно представить как диаду (тело – дух) или триаду (тело – дух – душа). Человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.

 

2. Проблема  антропогенеза и варианты ее  решения в философии и науке

Антропогенез – происхождение человека. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская концепция. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».

Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Генетически закрепленными признаками нового вида стали прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга.

Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры.

Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека – игровая модель. Хейзинга предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и т. п., исходя из принципа игры. Все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, но игре, порождая в своей совокупности органично-условный континуум духовной культуры.

 

3. Индивид. Индивидуальность. Личность

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон.

Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей.

Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные, так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.

Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

    1. физическая личность или физическое «Я» - это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического «Я» во многом определяется духовной стороной жизни человека.
    2. социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.

3) духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.

Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.

Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.

Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

Смысл жизни – понятие, выражающее отношение человека к своей жизни, к обществу. Смысл и цель жизни – не одно и то же. Цель жизни заключается в вопросе – к чему стремиться; смысл жизни – в вопросе, зачем, ради чего стремиться. В единстве друг с другом они наиболее важны для человека.

Стремление познать смысл жизни составляет нравственную основу личности, моральную и социальную ценность.

 

 

4. Гуманистическая  направленность современной философской  антропологии

Большинство современных философских систем имеет антропологический характер. Они объединяются общей особенностью: наличием общего подхода к определению главной философской проблемы, а именно проблемы человека. Антропологизм проявляется в попытках определять основы и сферы человеческой личности и субъективности, рассматривать человека как "меру всех вещей", из нее и благодаря ей пытаться понять как ее саму, так и окружающую среду (природу, общество), а также культуру.

Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека.

Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение потребностей человека, раскрытие его потенциала, всех его возможностей и способностей. В этом смысле понятие гуманизм совпадало по своему значению с понятием человечности, человеколюбия. Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр в своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» категорически заявлял: «Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности». А человек — это центр и создатель этого мира. В мире нет иного законодателя и устроителя, кроме человека.

С позиций гуманизма человек — это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества.

Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. В этом смысле человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается полная реализация всех его потенций, достигается гармония в социально-экономической и духовной жизни. Реализация принципов гуманизма означает проявление в различных сферах общественной жизни общечеловеческого начала.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке