Пространство и время. Понятие движения, его основные формы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:09, реферат
Краткое описание
В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста.
Философия
как теоретическая дисциплина о мире и
человеке практически одновременно возникает
на Западе и на Востоке. Становление восточного
философствования происходит в двух традициях
- китайской и индийской.
Восточная
мысль во многом сходна с античной. Сравнивая
восточную философию с западной, можно
считать их философствованием различного
типа.
В отличие
от западной (античной), для восточной
философской мысли не характерен полный
отказ от мифологической традиции. Используя
логику и разумную аргументацию для объяснения
всеобщего, восточная традиция не отвергает
истин, отраженных в мифе, а развивает
и усложняет их. Специфична в восточной
традиции и структура философского текста.
Любой философский
памятник многослоен. В нем содержится
напластование имен, образов, идей и концепций.
Он является произведением не одного автора,
но целой школы, время же его создания
измеряется столетиями.
1. Философия
Древнего Китая
Философия
любой страны зарождалась в самой сердцевине
мифологических понятий, и использовала
их материал в своих целях. Не стала исключением
в этом плане и философия Древнего Китая,
однако китайские мифы по сравнению с
мифическими образами других стран имеют
свою уникальную специфику. В качестве
героев здесь предстают реальные золотые
династии прошлых веков. Небольшое количество
материала, представленного китайскими
мифами, отражающее взгляды китайцев на
взаимодействие человека с окружающим
миром, его становление и взаимодействие,
не играет ведущей роли в древнекитайской
философии. Тем не менее, все китайские
натурфилософские учения берут своё начало
в мифологии и примитивной религии.
Религия,
как и философия Древнего Китая неповторима
и уникальна, неслучайно два основных
философских направления – конфуцианство
и даосизм имеют довольно яркие религиозные
предпосылки.
Культуру
древнего Китая, уходящую корнями в глубь
веков, отличает преемственность поколений,
благодаря которой процесс развития этой
культуры не знает сколько-нибудь значительных
разрывов. На протяжении нескольких тысячелетий
сохранились отличительные черты нации,
язык, письменность и культурные традиции,
которые и сегодня составляют принадлежность
каждого китайца, в какой бы части света
он ни жил.
Период китайской
истории, известный под названием «эпохи
Весны и Осени и Воюющих царств», был отмечен
политической нестабильностью и междоусобными
войнами, которые вели правители многочисленных
княжеств и царств на территории Китая.
Однако этот смутный период оказался весьма
плодотворным в развитии древнекитайской
философской и политической мысли. Появились
многочисленные мыслители, проповедовавшие
свои теории и создававшие свои школы.
Сложилась обстановка свободных дискуссий
и соперничества «ста школ». Наиболее
влиятельными были четыре теоретических
направления: учение Конфуция, учение
Моцзы, учение Лаоцзы (теория «Дао», дао-путь)
и легизм. В центре внимания всех философских
школ были проблемы создания хорошо организованного
и процветающего общества.
Наибольшую
популярность приобрели учение Моцзы
и учение Конфуция, их так и называли: «популярные
школы». Основатель первой из них Моцзы
(468 - 376 гг. до н. э.) полагал, что главной
причиной социальной конфронтации является
отсутствие между людьми взаимной любви.
Поэтому он проповедовал любовь каждого
ко всем независимо от степени родства
и знакомства, выступал против проявлений
недоброжелательства и агрессивности,
против войн и захвата других государств.
Моцзы стоял за бережливость, не одобрял
дорогостоящие пышные ритуалы и обременительные
правила этикета; выступал за назначение
чиновников по их достоинствам, а не по
принципу наследования; благожелательно
относился к религии. Сторонники Маоцзы
не одобряли замкнутость семейного быта,
ратовали за то, чтобы разбить семейные
рамки. Однако эта их концепция натолкнулась
на решительное сопротивление сторонников
традиционного сословно-родового уклада
и была отвергнута правителями последующих
поколений.
2. Конфуцианство
Возрождение
философии началось с книги перемен. Вселенная
троична: небо + человек + земля.
Под человеком
понимается император. Земля – квадрат,
в центре которого находится Китай.
Энергия
вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала,
инь и ян.
Конфуций
прокомментировал книгу перемен, его трактат
«десять крыльев». Основная направленность
– в прошлое, внимание уделяется практическим
проблемам – управление государством.
Характеристика благородного мужчины,
который должен обладать человеколюбием,
соблюдать этикет (нормы поведения). Знание
сопоставляется с знанием древних текстов.
Ценится верность, каждый должен знать
свое место.
Конфуций
уделял большое внимание проблемам этики
и политики.
Основными
категориями конфуцианства являются понятия
благородного мужа, человеколюбия и правил
ритуала.
Управлять
государством, согласно Конфуцию, призваны
благородные мужи во главе с государем
- «сыном неба». Благородный муж - это образец
нравственного совершенства, человек,
который всем своим поведением утверждает
нормы морали.
Именно по
этим критериям Конфуций предлагал выдвигать
людей на государственную службу.
Главная
задача благородных мужей - воспитать
в себе и распространить повсеместно человеколюбие.
Человеколюбие включало в себя: попечение
родителей о детях, сыновнюю почтительность
к старшим в семье, а также справедливые
отношения между теми, кто не связан родственными
узами. Перенесенные в сферу политики,
эти принципы должны были послужить фундаментом
всей системы управления.
Воспитание
подданных - важнейшее государственное
дело, и осуществлять его надо силой личного
примера. «Управлять - значит поступать
правильно».
В свою очередь,
народ обязан проявлять сыновнюю почтительность
к правителям, беспрекословно им повиноваться.
Прообразом организации государственной
власти для Конфуция служило управление
в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций
был решительным противником управления
на основе законов. Он осуждал правителей,
делавших ставку на устрашающие правовые
запреты, и выступал за сохранение традиционных
религиозно-моральных методов воздействия
на поведение китайцев. «Если руководить
народом посредством законов и поддерживать
порядок при помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться от наказаний и
не будет испытывать стыда. Если же руководить
народом посредством добродетели и поддерживать
порядок при помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится».
Главную
роль в истории политической и этической
мысли, несомненно, сыграло учение Конфуция,
его основные мировоззренческие взгляды
описаны его учениками в книге «Лунь юй».
Много веков эта книга являлась самым
влиятельным инструментом, воздействующим
на менталитет китайского народа.
Конфуций
проповедовал патриархальную концепцию
государственной власти, государство
представлено в нём как большая семья,
император – отец, а все отношения основаны
на зависимости младших от старших. Проще
говоря, Конфуций ратовал за аристократическую
концепцию правления, в то время как простой
народ к управлению государством не допускался.
Надо отдать
должное великому мыслителю, Конфуций
не призывал к насилию, а убеждал правящий
класс упражняться в добродетели и смирении.
По его мнению,
основная добродетель подданных состоит
в смирении и подчинении правительству.
Конфуций
отрицательно относился к внешним завоеваниям
страны, междоусобным войнам и подчинению
своей власти других народностей. Вместе
с тем, философия Древнего Китая не отвергает
значение законодательства, однако, по
всей видимости, уделяет ей лишь вспомогательную
роль.
Конфуцианство,
сразу же после своего возникновения,
занимает влиятельные позиции в политическом
и этическом учении Древнего Китая, провозглашается
официальной идеологией и остаётся на
правах государственной религии. Философия
Древнего Китая не представляет Конфуцианство
как цельное учение, некоторые его элементы
являются продуктами деспотичного централизованного
Китайского государства.
3. Даосизм
Философия
Древнего Китая не ограничивалась одним
лишь конфуцианскими взглядами, отличной
альтернативой ему стал Даосизм.
В центре
внимания этого учения находятся космос,
природа и сам человек, однако постижение
этих понятий происходит не по типу обыкновенного
логического мышления, а с помощью понятийного
внедрения в истинную природу существования.
Его основатель – Лао Дань, был современником
Конфуция, и Древнекитайская философия
с её взглядами на жизнь были ему отнюдь
не чужды.
Даосизм
– трактат «Книга о Дао и Дэ». Основателем
течения является Лао Дзы – архивариус.
Главная категория – Дао (путь). Под дао
понимается универсальный закон мира,
который является движущей силой всего.
Философский
принцип увой (недеяния).
Принцип
Дао Де – метод философствования. Учение
о бессмертии – культ бессмертия.
Основы даосизма,
философии Лао-цзы излагаются в трактате
«Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре
доктрины - учение о великом Дао, всеобщем
Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это
бесконечное движение. Дао - своего рода
закон бытия, космоса, универсальное единство
мира. Дао господствует везде и во всем,
всегда и безгранично. Его никто не создал,
но всё происходит от него, чтобы затем,
совершив кругооборот, снова в него вернуться.
Невидимое и неслышимое, недоступное органам
чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное
и бесформенное, оно даёт начало, имя и
форму всему на свете. Даже великое Небо
следует Дао.
Каждый человек,
чтобы стать счастливым, должен встать
на этот путь, попытаться познать Дао и
слиться с ним.
Согласно
учению даосизма, человек-микрокосм вечен
так же, как и универсум-макрокосм. Физическая
смерть означает только то, что дух отделяется
от человека и растворяется в макрокосме.
Задача человека в своей жизни добиться,
чтобы произошло слияние его души с мировым
порядком Дао. Каким же образом можно достичь
такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится
в учении Дао.
Пути Дао
присуща сила Де. Именно через силу “У
вэй” Дао проявляется в каждом человеке.
Эту силу нельзя истолковывать как усилие,
а наоборот, как стремление избегать всякого
усилия. “У вэй” - означает «недеяние»,
отрицание целенаправленной деятельности,
идущей вразрез с естественным порядком.
В процессе жизни необходимо придерживаться
принципа недеяния - принципа увей. Это
не бездействие. Это деятельность человека,
которая согласовывается с естественным
ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее
Дао означает, пустую трату сил, и приводит
к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм
учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства
достигает не тот, кто стремится добрыми
делами завоевать расположение Дао, а
тот, кто в процессе медитации, погружения
в свой внутренний мир стремится вслушаться
в самого себя, а через себя вслушаться
и постичь ритм мироздания.
Таким образом,
цель жизни осмысливалась в даосизме как
возвращение к вечному, возвращение к
своим корням.
Нравственный
идеал даосизма - это отшельник, который
с помощью религиозной медитации, дыхательных
и гимнастических упражнений добивается
высокого духовного состояния, позволяющего
ему преодолеть все страсти и желания,
погрузиться в общение с божественным
Дао.
Дао проявляется
через обыденную жизнь и воплощается в
поступках обученных людей, хотя мало
кто из них полностью «идет по Пути». Более
того, сама практика даосизма построена
на сложной системе символики взаимосоответствий
и единения мира общего, космического,
и внутреннего, человеческого. Всё, например,
пронизано единой энергией ци. Ребенок
рождается от смешения изначального ци
(юань ци) отца и матери; человек живёт,
лишь продолжая напитывать организм неким
внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее
состояние с помощью системы дыхательных
упражнений и правильного питания. Всё
по-настоящему «великое» связано с запредельным,
Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется
в вещах, явлениях, поступках. Космическое
здесь постоянно проецируется на человеческое
и проступает в особом витальном «энергетизме»,
энергетической потенции, как самого Дао,
так и людей, которые смогли в полной мере
постичь его. Сам путь Дао воспринимается
как начало энергетическое, одухотворяющее,
например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил
божества и царей, породил Небо и Землю».
На сегодняшний
день Дао – одно из наиболее адекватных
понятий, объясняющих способы и происхождение
всего сущего на планете. Оно проявляется
в истории вещей, но само по себе самостоятельной
сущностью не является, поскольку Дао
источников не имеет. Человек здесь определяется
как часть природы, он должен удерживать
это единство с природой и жить в согласии
с миром, из которого собственно появился.
На этом основывается основное душевное
равновесие и спокойствие человека.
2. Пространство и время. Понятие
движения, его основные формы.
Пространство, филос., необходимая форма,
в которой располагаются все наши ощущения;
оно всегда связано с ощущениями и не отделимо
от них не только в восприятии, но и в представлениях.
Следовательно, П.- неизбежная форма сознания,
возникающая одновременно с ним, почему
и невозможны ни эмпирическое объяснение
его происхождения, ни определение его
сущности. Исследованию подлежат лишь
наши представления о П., их психологический
состав и возникновение. Вопрос о сущности
самого П. отдельными философами решается
различно; наибольшим распространением
пользуются учение критической философии,
по кот. П., как мы его воспринимаем в опыте,
есть наше представление, то есть вполне
субъективно; оно не воспринимается извне,
а налагается самим познающим субъектом
на весь материал чувственного восприятия.
Время, основная (наряду с пространством)
форма существования материи, заключающаяся
в закономерной координации сменяющих
друг друга явлений. Оно существует объективно
и неразрывно связано с движущейся материей.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, философские категории.
Пространство — форма существования материальных
объектов и процессов (характеризует структурность
и протяженность материальных систем);
время — форма последовательной смены
состояний объектов и процессов (характеризует
длительность их бытия). Пространство
и время имеют объективный характер, неразрывно
связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные
свойства времени — длительность, неповторяемость,
необратимость; всеобщие свойства пространства
— протяженность, единство прерывности
и непрерывности.
Пространство и время, всеобщие формы
существования материи. П. и в. не существуют
вне материи и независимо от неё.
Пространственными характеристиками
являются положения относительно др. тел
(координаты тел), расстояния между ними,
углы между различными пространственными
направлениями (отдельные объекты характеризуются
протяжённостью и формой, которые определяются
расстояниями между частями объекта и
их ориентацией). Временные характеристики
— «моменты», в которые происходят явления,
продолжительности (длительности) процессов.
Отношения между этими пространственными
и временными величинами называются метрическими.
Существуют также и топологические характеристики
П. и в. — «соприкосновение» различных
объектов, число направлений. С чисто пространственными
отношениями имеют дело лишь в том случае,
когда можно отвлечься от свойств и движения
тел и их частей: с чисто временными —
в случае, когда можно отвлечься от многообразия
сосуществующих объектов.
Однако в реальной действительности
пространственные и временные отношения
связаны друг с другом. Их непосредственное
единство выступает в движении материи;
простейшая форма движения — перемещение
— характеризуется величинами, которые
представляют собой различные отношения
П. и в. (скорость, ускорение) и изучаются
кинематикой. Современная физика обнаружила
более глубокое единство П. и в. (см. Относительности
теория), выражающееся в совместном закономерном
изменении пространственно-временных
характеристик систем в зависимости от
движения последних, а также в зависимости
этих характеристик от концентрации масс
в окружающей среде.
Для измерения пространственных и временных
величин пользуются системами отсчёта.
По мере углубления знаний о материи
и движении углубляются и изменяются научные
представления о П. и в. Поэтому понять
физический смысл и значение вновь открываемых
закономерностей П. и в. можно только путём
установления их связей с общими закономерностями
взаимодействия и движения материи.
Понятия П. и в. являются необходимой
составной частью картины мира в целом,
поэтому входят в предмет философии. Учение
о П. и в. углубляется и развивается вместе
с развитием естествознания и прежде всего
физики. Из остальных наук о природе значительную
роль в прогрессе учения о П. и в. сыграла
астрономия и в особенности космология.
Развитие физики, геометрии и астрономии
в 20 в. подтвердило правильность положений
диалектического материализма о П. и в.
В свою очередь диалектико-материалистическая
концепция П. и в. позволяет дать правильную
интерпретацию современной физической
теории П. и в., вскрыть неудовлетворительность
как субъективистского ее понимания, так
и попыток «развить» её, отрывая П. и в.
от материи.
Пространственно-временные отношения
подчиняются не только общим закономерностям,
но и специфическим, характерным для объектов
того или иного класса, поскольку эти отношения
определяются структурой материального
объекта и его внутренними взаимодействиями.
Поэтому такие характеристики, как размеры
объекта и его форма, время жизни, ритмы
процессов, типы симметрии, являются существенными
параметрами объекта данного типа, зависящими
также от условий, в которых он существует.
Особенно специфичны пространственные
и временные отношения в таких сложных
развивающихся объектах, как организм
или общество. В этом смысле можно говорить
об индивидуальных П. и в. таких объектов
(например, о биологическом или социальном
времени).
Основные концепции пространства и времени.
Важнейшие философские проблемы, относящиеся
к П. и в., — это вопросы о сущности П. и
в., об отношении этих форм бытия к материи,
об объективности пространственно-временных
отношений и закономерностей.
На протяжении почти всей истории естествознания
и философии существовали 2 основные концепции
П. и в. Одна из них идёт от древних атомистов
— Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые
ввели понятие пустого пространства и
рассматривали его как однородное (одинаковое
во всех точках) и бесконечное (Эпикур
полагал, что оно не изотропно, т. е. неодинаково
по всем направлениям); понятие времени
тогда было разработано крайне слабо и
рассматривалось как субъективное ощущение
действительности. В новое время в связи
с разработкой основ динамики эту концепцию
развил И. Ньютон, который очистил её от
антропоморфизма. По Ньютону, П. и в. суть
особые начала, существующие независимо
от материи и друг от друга. Пространство
само по себе (абсолютное пространство)
есть пустое «вместилище тел», абсолютно
неподвижное, непрерывное, однородное
и изотропное, проницаемое — не воздействующее
на материю и не подвергающееся её воздействиям,
бесконечное; оно обладает 3 измерениями.
От абсолютного пространства Ньютон отличал
протяжённость тел — их основное свойство,
благодаря которому они занимают определённые
места в абсолютном пространстве, совпадают
с этими местами. Протяжённость, по Ньютону,
если говорить о простейших частицах (атомах),
есть начальное, первичное свойство, не
требующее объяснения. Абсолютное пространство
вследствие неразличимости своих частей
неизмеримо и непознаваемо. Положения
тел и расстояния между ними можно определять
только по отношению к др. телам. Др. словами,
наука и практика имеют дело только с относительным
пространством. Время в концепции Ньютона
само по себе есть нечто абсолютное и ни
от чего не зависящее, чистая длительность,
как таковая, равномерно текущая от прошлого
к будущему. Оно является пустым «вместилищем
событий», которые могут его заполнять,
но могут и не заполнять; ход событий не
влияет на течение времени. Время универсально,
одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно
(везде одинаково). От абсолютного времени,
также неизмеримого, Ньютон отличал относительное
время. Измерение времени осуществляется
с помощью часов, т. е. движений, которые
являются периодическими. П. и в. в концепции
Ньютона независимы друг от друга. Независимость
П. и в. проявляется прежде всего в том,
что расстояние между 2 данными точками
пространства и промежуток времени между
2 событиями сохраняют свои значения независимо
друг от друга в любой системе отсчёта,
а отношения этих величин (скорости тел)
могут быть любыми.
Ньютон подверг критике идею Р. Декарта
о заполненном мировом пространстве, т.
е. о тождестве протяжённой материи и пространства.
Концепция П. и в., разработанная Ньютоном,
была господствующей в естествознании
на протяжении 17—19 вв., т.к. она соответствовала
науке того времени — евклидовой геометрии,
классической механике и классической
теории тяготения. Законы ньютоновой механики
справедливы только в инерциальных системах
отсчёта. Эта выделенность инерциальных
систем объяснялась тем, что они движутся
поступательно, равномерно и прямолинейно
именно по отношению к абсолютному П. и
в. и наилучшим образом соответствуют
последним.
Согласно ньютоновой теории тяготения,
действия от одних частиц вещества к Другим
передаются мгновенно через разделяющее
их пустое пространство. Ньютонова концепция
П. и в., т. о., соответствовала всей физической
картине мира той эпохи, в частности представлению
о материи как изначально протяжённой
и по природе своей неизменной. Существенным
противоречием концепции Ньютона было
то, что абсолютное П. и в. оставались в
ней непознаваемыми путём опыта. Согласно
принципу относительности классической
механики, все инерциальные системы отсчёта
равноправны и невозможно отличить, движется
ли система по отношению к абсолютному
П. и в. или покоится. Это противоречие
служило доводом для сторонников противоположной
концепции П. и в., исходные положения которой
восходят ещё к Аристотелю; это представление
о П. и в. было разработано Г. Лейбницем,
опиравшимся также на некоторые идеи Декарта.
Особенность лейбницевой концепции П.
и в. состоит в том, что в ней отвергается
представление о П. и в. как о самостоятельных
началах бытия, существующих наряду с
материей и независимо от неё. По Лейбницу,
пространство — это порядок взаимного
расположения множества тел, существующих
вне друг друга, время — порядок сменяющих
друг друга явлений или состояний тел.
При этом Лейбниц в дальнейшем включал
в понятие порядка также и понятие относительной
величины. Представление о протяжённости
отдельного тела, рассматриваемого безотносительно
к другим, по концепции Лейбница, не имеет
смысла. Пространство есть отношение («порядок»),
применимое лишь ко многим телам, к «ряду»
тел. Можно говорить только об относительном
размере данного тела в сравнении с размерами
других тел. То же можно сказать и о длительности:
понятие длительности применимо к отдельному
явлению постольку, поскольку оно рассматривается
как звено в единой цепи событий. Протяжённость
любого объекта, по Лейбницу, не есть первичное
свойство, а обусловлено силами, действующими
внутри объекта; внутренние и внешние
взаимодействия определяют и длительность
состояния; что же касается самой природы
времени как порядка сменяющихся явлений,
то оно отражает их причинно-следственную
связь. Логически концепция Лейбница связана
со всей его философской системой в целом.
Однако лейбницева концепция П. и в. не
играла существенной роли в естествознании
17—19 вв., т.к. она не могла дать ответа на
вопросы, поставленные наукой той эпохи.
Прежде всего воззрения Лейбница на пространство
казались противоречащими существованию
вакуума (только после открытия физического
поля в 19 в. проблема вакуума предстала
в новом свете); кроме того, они явно противоречили
всеобщему убеждению в единственности
и универсальности евклидовой геометрии;
наконец, концепция Лейбница представлялась
непримиримой с классической механикой,
поскольку казалось, что признание чистой
относительности движения не даёт объяснения
преимущественной роли инерциальных систем
отсчёта. Т. о., современное Лейбницу естествознание
оказалось в противоречии с его концепцией
П. и в., которая строилась на гораздо более
широкой философской основе. Только два
века спустя началось накопление научных
фактов, показавших ограниченность господствовавших
в то время представлений о П. и в.
Понятия пространства и времени в философии
и естествознании 18—19 вв. Философы-материалисты
18—19 вв. решали проблему П. и в. в основном
в духе концепции Ньютона или Лейбница,
хотя, как правило, полностью не принимали
какую-либо из них. Большинство философов-материалистов
выступало против ньютоновского пустого
пространства. Ещё Дж. Толанд указывал,
что представление о пустоте связано со
взглядом на материю как на инертную, бездеятельную.
Таких же воззрений придерживался и Д.
Дидро. Ближе к концепции Лейбница стоял
Г. Гегель. В концепциях субъективных идеалистов
и агностиков проблемы П. и в. сводились
главным образом к вопросу об отношении
П. и в. к сознанию, восприятию. Дж. Беркли
отвергал ньютоновское абсолютное П. и
в., но рассматривал пространственные
и временные отношения субъективистски,
как порядок восприятий; у него не было
и речи об объективных геометрических
и механических законах. Поэтому берклианская
точка зрения не сыграла существенной
роли в развитии научных представлений
о П. и в. Иначе обстояло дело с воззрениями
И. Канта, который сначала примыкал к концепции
Лейбница. Противоречие этих представлений
и естественнонаучных взглядов того времени
привело Канта к принятию ньютоновой концепции
и к стремлению философски обосновать
её. Главным здесь было объявление П. и
в. априорными формами человеческого созерцания,
т. е. обоснование их абсолютизации. Взгляды
Канта на П. и в. нашли немало сторонников
в конце 18 — 1-й половине 19 вв. Их несостоятельность
была доказана лишь после создания и принятия
неевклидовой геометрии, которая по существу
противоречила ньютоновому пониманию
пространства. Отвергнув его, Н. И. Лобачевский
и Б. Риман утверждали, что геометрические
свойства пространства, будучи наиболее
общими физическими свойствами, определяются
общей природой сил, формирующих тела.