Прошлое, настоящее, будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Как и все в окружающем мире, человек живет, развивается, функционирует во времени. Понимание роли времени в жизни человека дает возможность более полно и глубоко осмыслить его жизненный путь.

Вложенные файлы: 1 файл

прошлое,настоящее,будущее.docx

— 22.17 Кб (Скачать файл)

Как и все в окружающем мире, человек живет, развивается, функционирует  во времени. Понимание роли времени  в жизни человека дает возможность  более полно и глубоко осмыслить  его жизненный путь. 
Время в жизни человека может рассматриваться в двух аспектах: а) в плане соотношения индивидуального прошлого, настоящего и будущего; б) с точки зрения значения возрастных параметров жизненного пути, единства хронологического, биологического, социального и психологического времени. Оба аспекта неразрывно связаны: на каком бы этапе жизненного пути человек ни находился, у него всегда есть память о прошлом, ощущение настоящего и представление о будущем, более ясные — о ближайшем, менее четкие — об отдаленном. 
Человек живет прежде всего настоящим и в настоящем. Настоящее — основа его жизни. Гегель считал, что “прошлое есть сохранение настоящего как действительности; будущее же есть...  становление настоящего как возможности...”. 
Время непрерывно “поглощает” настоящее, превращая его в прошлое. Бывает, что жизненно важные для человека цели одна за другой терпят крах, и им невольно овладевает мысль, что какая-то сила препятствует их осуществлению. Эту несуществующую силу и называют судьбой. Слабому человеку гораздо легче свалить свои неудачи и беды, крушение жизненных планов и целей на таинственную силу, чем трезво проанализировать их реальные причины. Не у каждого находится мужество признать, что либо цель была поставлена не та, либо не найдены эффективные средства ее достижения, либо желаемое будущее не наступило вследствие собственной пассивности и лени. Именно в этом случае и обращаются к судьбе, против воли которой якобы идти невозможно. 
При обычном, спокойном, будничном течении жизни о судьбе не вспоминают. Нет оснований для ссылок на судьбу и тогда, когда совершается ожидаемое, запланированное. О судьбе речь заходит тогда, когда случается не задуманное заранее, неожиданное событие (приятное или чаще неприятное), прерывающее обычный, будничный ход времени. 
Таким образом, судьба тесно связана со временем индивидуальной жизни человека. Вне связи прошлого, настоящего и будущего миф о судьбе понять невозможно. 
Из взаимосвязанных понятий “прошлое”, “настоящее” и “будущее” наибольшие споры, как это на первый взгляд ни странно, вызывает категория настоящего. 
Говоря о настоящем применительно к жизненному пути, имеют в виду не “миг между прошлым и будущим”, а определенное сравнительно устойчивое состояние. 
Прошлое, опредмечиваясь в культуре и опыте, входит в настоящее, которое своими корнями уходит в прошлое, и дает основание для будущего. Непрерывные взаимные переходы будущего в настоящее, а затем в прошлое и составляют жизненный путь человека. 
Однако в постоянном движении настоящее тоже является моментом устойчивости. Оно становится прошлым в психологическом времени человека именно тогда, когда существенные изменения в его внешней и внутренней жизни или в состоянии его здоровья отделяют его от настоящего. “Вчера” психологически воспринимается как настоящее, если не было каких-либо крупных событий, резко отделивших его от сегодняшнего дня*. Вот почему настоящее для человека — “не миг”, а период его жизни. Настоящим нередко называют не только час или день, но даже месяц или год. Как видим, отрезки жизненного пути, описываемые понятиями “прошлое”, “настоящее” и “будущее”, отличаются от физического анализа этих понятий, ибо всегда связаны с реальными событиями человеческой жизни. 
Чем насыщеннее, богаче жизнь человека, тем ярче, определеннее, яснее условность границ между прошлым и настоящим, а в какой-то степени и будущим. Время неразрывно связано с личной жизнью, со значимостью для человека тех событий, которые происходили в каждом временном отрезке. 
Понимание жизненного пути как процесса позволяет раскрыть человеческую жизнь во всей ее сложности: человек меняется во времени, время меняет человека.   
Прошлое в какой-то степени выступает критерием настоящей жизни. Когда говорят “все в прошлом”, то это свидетельствует о неудовлетворенности сегодняшней жизнью. Человек, ушедший на пенсию, нередко “живет” прошлым, часто возвращается к нему, прокручивая вновь и вновь невидимую ленту памяти, запечатлевшей самые яркие страницы минувшей жизни. А если некогда оглянуться, осмотреться, то это значит, что жизнь заполнена до краев и человек удовлетворен ею. Прошлое оживает в памяти только тогда, когда за время, предшествующее настоящему моменту, произошли какие-то важные изменения. В том же случае, когда каждый новый день оказывается едва смещенной копией предыдущего, прошлого фактически нет, оно поглощено настоящим. 
Память хранит прежде всего какие-то поворотные пункты нашей жизни, разделяющие этапы жизненного пути. Память — это “настоящее прошедшего”, она оживляет прошлое и как бы переносит его в настоящее. 
Очевидно, события, пережитые в прошлом, с известной долей условности можно разделить на события общественно значимые, участниками или свидетелями которых мы являлись, и на события личностно значимые. 
Прошлое обеспечивает непрерывность жизненного пути. Именно потому, что мы помним прошлое, жизнь и является непрерывной, идущей к сегодняшнему дню. Осознание человеком своего жизненного пути и есть фактически оценка прошлого вплоть до настоящего мгновения. 
Собственное будущее может представляться как реализованная цель единичного действия (“я пойду на спектакль”, “я сдам экзамен”) или целого комплекса действий: “я стану инженером”, “я переменю место работы” и т. д. Оно может представать как более или менее детализированный образ будущей жизни — личной или общества в целом. Здесь возможен отлет сознания от реальности, появление несбыточной утопии. Но если образ будущего основан на реальных тенденциях общественного развития, на научно обоснованном идеале будущего, он становится огромной действенной слой. 
Будущее вероятностно; с ним люди связывают свои надежды и опасения, свою дальнейшую судьбу. При этом человек зачастую не замечает того, что будущее не возникает спонтанно, вдруг, что оно подготовлено настоящим, более того — настоящее содержит его элементы, ростки. Будущее зависит от выработанных всей предшествующей жизнью качеств человека, его установок, от тех дел, которые он начал сегодня, от его прошлого и настоящего. Конечно, это, как мы увидим, не исключает неожиданных и непредвиденных поворотов, удач и неудач, случайностей, но, несмотря ни на что, основные тенденции будущего заложены в настоящем бытии человека. 
Так сочетается в жизни человека прошлое, настоящее и будущее, составляющие его жизненный путь. Чем старше человек, тем обширнее его прошлое и ограниченнее будущее. 
Первое и самое общее представление о незнакомом человеке дает его возраст. Возрастные этапы верно выделял еще Платон: детство — юность — зрелость — старость — смерть. Имеются сотни попыток периодизации жизненного пути человека на основе сменяющих друг друга возрастных этапов. Однако стало уже тривиальным отмечать, что ни отечественные, ни зарубежные исследователи пока не смогли дать общепринятых возрастных границ для каждого периода жизни человека. 
Вероятно, это не случайно. Границы возрастных периодов и содержание деятельности в каждом из этих периодов зависят от исторически изменяющихся социальных условий. Так, ныне средняя продолжительность жизни человека в развитых странах мира составляет 70 и более лет, в то время как в некоторых бывших колониях — всего 30 лет. 
Сейчас, как известно, физическая зрелость у молодежи наступает раньше, чем одно-два столетия назад, но в подавляющем большинстве браки заключаются позже 20 лет. Между тем, молодые дворянки в России  в XVIII в. вступали в брак обычно в 14—15 лет, а в XIX в. — в 17—19 лет. Дочери крестьян в XIX в. выдавались замуж уже в 13—15 лет (вспомним хотя бы няню Татьяны Лариной в пушкинском “Евгении Онегине”). 
Среди ученых идут споры о верхних границах молодого возраста, которые варьируются от 27 до 40 лет. Определение этих границ может быть верным для разных этапов истории, разных стран, для мужчин и женщин. 
Наряду с физическим (календарным) временем выделяют социальное, биологическое и психологическое время. Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Непрерывное производство и воспроизводство материальных благ,  обеспечивает определенный ритм исторического процесса. Чем выше развиты техника и технология, чем выше интенсивность труда, тем меньше времени занимает каждый цикл воспроизводства. Социальное время – это совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления  социальных перемен  в жизненном пути человека. 
Таким образом, с одной стороны, каждая единица времени становится более насыщенной социальными действиями, с другой — для осуществления аналогичных социальных действий времени требуется все меньше. Поэтому социальным ритмом можно назвать насыщенность каждой единицы времени (минуты, года, часа) социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.  
Коль скоро ни один человек не живет вне общества, социальный ритм исторического развития является в конечном счете и индивидуальным ритмом его жизни. 
В современной научной литературе активно обсуждаются и проблемы биологического времени (хронобиологии). Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. Ритмы организма в процессе эволюции его функций выступают одним из ведущих механизмов его приспособления к изменениям внешней среды. 
В биологической литературе в последние годы не прекращаются оживленные дискуссии о биоритмах человека — периодических “пиках” его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей. 
С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. Однако существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и                   В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “...время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем — рысью, с кем — галопом, а с кем стоит на месте”. 
Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек. 
Можно проиллюстрировать различия в субъективном восприятии времени следующими строками С. Маршака: 
Пусть равномерны промежутки, 
Что разделяют наши сутки, 
Но положив их на весы, 
Находим долгие минутки 
И очень краткие часы. 
Психологическое время в духовном мире личности — это индивидуальная модификация социального времени: ведь оно, как мы видели, опосредовано практической деятельностью и социальным опытом личности. Оно субъективно, поскольку представляет собой отражение времени в сознании того или иного человека, и объективно, поскольку отражает (правильно или неправильно) объективное физическое (хронологическое) время. Объективны и многие причины, ведущие к тем или иным искажениям, смещениям в восприятии той или иной личностью объективно существующего времени. Таким образом, психологическое время индивида зависит от его образа жизни, т. е. социальных стереотипов его жизнедеятельности, от характера и содержания его. 
Психологическое время неразрывно связано с биологическим временем, в частности с возрастом человека. Однако эта связь и определенная зависимость психологического времени от биологического не проста и не однолинейна. Старение и даже дряхление организма человека далеко не всегда совпадает с психологическим временем его жизни, между ними могут существовать определенные противоречия. 
По мнению Е. И. Головахи и А. А. Кроника, психологическое время позволяет дать более точную оценку события: о его значимости в нашей жизни мы судим и по временному восприятию его. 
Центральное место в психологическом восприятии времени занимают переломные моменты — моменты выбора решения. 
Деление времени человеческой жизни на физическое, социальное, биологическое и психологическое время относительно и нужно для удобства их изучения. Они существуют в единстве, взаимопроникновении, в непрерывной “пульсации” и представляют собой временной аспект жизненного пути человека. Исследовать это единство довольно трудно, и практически нет работ, в которых время человеческой жизни было бы представлено как неразрывная целостность всех отмеченных сторон. 
Для более полного анализа жизненного пути личности необходимо ввести понятие жизненного плана. 
Что такое жизненный план? Л. С. Выготский рассматривал его как средство целевой регуляции, как определенную систему приспособления к окружающей действительности. Один из исследователей жизненного пути,   С. Плаксий*, считает, что жизненные планы - это стремление личности через постановку и достижение тех или иных целей построить свою жизнь определенным образом. В них выражены их помыслы и пожелания о настоящей и будущей деятельности, которые определяются, с одной стороны, объективными условиями жизни, а с другой — потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности. 
Жизненные планы можно разделить на устойчивые, недостаточно устойчивые и слабо выраженные. Как показывают исследования, преобладающими оказываются пока две последние группы. Например, исследования жизненных планов школьников старших классов г. Красноярска свидетельствуют о том, что такие атрибуты будущей жизни, как наличие машины, дачи, модных вещей, полезных знакомств, уважения окружающих, успех у лиц другого пола и т. д., оказались предпочтительнее, чем ориентация на приобретение профессии и представления о стиле жизни той профессиональной группы, в которую они хотели бы вступить. 
Планирование жизненного пути, являясь одним из видов социального планирования, подчинено общим принципам и задачам последнего. Однако оно обладает рядом важных специфических особенностей. Здесь совпадают субъект и объект планирования. Составляя жизненный план, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.  Жизненные планы имеются чаще всего у тех людей, представления которых о смысле жизни достаточно обоснованны и базируются на объективных возможностях их выполнения. 
Они обуславливают выбор человека в тех или иных ситуациях и соответствуют масштабам его жизненных целей. С точки зрения целей планы могут быть разделены на ситуативные и коренные. Ситуативные планы направлены на осуществление ближайших целей. Такие планы необходимы и полезны, но если вся жизнь человека сводится к реализации только ситуативных планов, то это означает, что в ней нет стержня — общей жизненной цели. Человек постоянно корректирует жизненные планы. Корректировка жизненных планов зависит от изменений самого индивида. 
В жизненных планах конкретизируются жизненные программы, представляющие собой обобщенную вероятностную модель будущего жизненного пути индивида как определенной целостности. Такая программа указывает общее направление всей жизнедеятельности человека в соответствии с целью жизни. 
Она менее детализирована, чем жизненный план, ибо в ней ставятся только главные жизненные цели, но не раскрываются ни конкретные средства, ни этапы их достижения. 
Жизненные планы и программы — необходимое условие цельности жизненного пути человека. Если их нет, то заведомо можно сказать, что в его жизни будет господствовать случайность, что она будет лишена цельности. В этом случае любые повороты жизни, любые трудности могут выбить человека из колеи, сломить его. Жизненные планы и программы направляют жизнь человека, придают ей полноту и осмысленность, позволяют в самых трудных обстоятельствах максимально реализовать себя.


Информация о работе Прошлое, настоящее, будущее