Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:50, реферат
Актуальность моей темы обусловлена тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Цель работы раскрыть сущность психоанализа З.Фрейда. Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи: рассмотрение истории развития психоанализа, рассмотреть основные понятия психоанализа, структуру личности и философию психоанализа.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Зигмунд Фрейд и появление психоанализа………………………………4
3. Основные понятия психоанализа………………………………………….6
4. Философия психоанализа………………………………………………...10
5. Заключение………………………………………………………………..14
6. Список литературы……………………………………………………….15
Министерство сельского хозяйства
РФ
Кафедра философии
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Выполнила:
Пермь, 2013
Содержание:
Введение
Среди психологов XX века доктору
Зигмунду Фрейду принадлежит особое место.
Его главный труд "Толкование сновидений"
увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии
восходили, сменяя друг друга, различные
научные авторитеты. Но ни один из них
не вызывает поныне такой неугасающий
интерес, как Фрейд и его учение.
Для решения поставленных задач
использовался метод теоретического анализа
психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования. Теоретический метод исследования
помогает раскрыть сущность психоанализа,
раскрыть его внутреннюю структуру, источник
происхождения, механизмы развития и функционирования.
Фрейдовская теория во многих странах
прочно вошла в учебники по психологии,
психотерапии, психиатрии. Она оказала
воздействие на другие науки о человеке
- социологию, педагогику, антропологию,
этнографию, философию, а также на искусство
и литературу, а фрейдовская методология
познания общественных явлений, требующая
раскрытия лежащих в их основе бессознательных
механизмов, подавленных желаний, широко
использовалась последователями Фрейда
и выросла в своеобразную философию. Таким
образом, сейчас психоанализ не только
метод психотерапии, но и философское
течение.
Зигмунд Фрейд и появление психоанализа
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом
моравском городе Фрейбурге в семье небогатого
торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий
знаменитый ученый прожил около 80 лет.
В большой семье было 8 детей. Зигмунд выделялся
исключительными способностями, острым
умом и страстью к чтению, к остальным
детям относился свысока. Отец Фрейда
был на двадцать лет старше матери. По
складу характера это был жесткий и авторитарный
человек. Его мать, напротив, была женщиной
мягкой и заботливой.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий). Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
1. психоанализ - как метод психотерапии;
2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;
3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Это называют структурой личности по модели З. Фрейда. Под Оно (Ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (Эго). Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из окружающего мира, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Эго - продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.
Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности". Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти, по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Имеется в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализаций”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов.
Предметом психоанализа является в первую
очередь разного рода психопатологии,
в которых этот внутренний мир берет верх
над сознательной жизнью. Психоанализ имеет дело с психическими
заместителями или представителями инстинктов.
Мы сталкиваемся с особой психической
реальностью: влечения изначально осмыслены,
поэтому они могут входить в сознание,
в состоянии сновидения или невроза, в
виде ошибок (по Фрейду, неслучайных), могут
воздействовать на сознание. Фрейд подчеркивал
наличие конфликтов в психике человека,
стал рассматривать душевную жизнь индивида
в ее истории и в связи с действием некоторых
социальных факторов.
Философия психоанализа
Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией. Общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Многие исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций.
Среди философов, размышления
которых о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда,
называются имена Аристотеля, Платона,
Шопенгауэра, Ницше и других.