Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:36, доклад
В одной из первых своих книг Ф. делает попытку связать механизмы невроза с неудовлетворенными влечениями, вытесненными из сознания. Развитие этой теории привело Ф. к идее иерархичности психики человека, дифференциации сознательных (присутствующих в нашем сознании и воспринимаемых нами) и бессознательных (вытесненных, как недопустимых) психич. актов. Бессознательное - это психич. процессы, к-рые «проявл.активно и в то же время не доходят до созн-я переживающего их лица». Ф. стал применять метод толкования сновидений, а также бреда, ошибок, оговорок и т.п. Всеми этими путями вытесненные из сознательной сферы переживания могут выйти в сознание.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ПА).
З.Фрейд Freud (1856-1939)
Метод свободных ассоциаций для излеч-я неврозов.
Конц-я бессознательного. В одной из первых своих книг Ф. делает попытку связать механизмы невроза с неудовлетворенными влечениями, вытесненными из сознания. Развитие этой теории привело Ф. к идее иерархичности психики человека, дифференциации сознательных (присутствующих в нашем сознании и воспринимаемых нами) и бессознательных (вытесненных, как недопустимых) психич. актов. Бессознательное - это психич. процессы, к-рые «проявл.активно и в то же время не доходят до созн-я переживающего их лица». Ф. стал применять метод толкования сновидений, а также бреда, ошибок, оговорок и т.п. Всеми этими путями вытесненные из сознательной сферы переживания могут выйти в сознание.
Динамическая модель психики. Чел-к = Homo natura, существующий по принципу удовольствия. В отличие от животных – может отложить удовлетворение влечений и даже подавить их. – Замена принципа удовольствия на принцип реальности («там, где было Оно, должно стать Я»). Но Я зависит не только от природы, но и от сверх-Я.
В работе «Я и Оно» модель личности предстает как комбинация трех элементов:
«Оно» - бессознательное. Представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным, использует рефлекторные реакции и первичные представления. Это область бессознательных влечений, которая руководствуется принципом удовольствия. «Оно» не относит свою деятельность к социальной реальности и даже может противоречить ей.
«Я» - сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Посредник между «Оно» и реальным миром. «Я» сдерживает агрессивные импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов. Задачей «Я» является разработка для индивида плана действий по удовлетворению требованиям «Оно» в рамках ограничения социального мира.
«Сверх-Я» - область социальных норм и нравственных установок. Своего рода цензура, выполняет «родительскую», контролирующую функцию. Конфликт между «Я» и «Оно» в психоанализе считается неразрешимым. Сознательное «Я» не в состоянии полностью обуздать агрессивные порывы бессознательного «Оно». Для подчинения их требованиям «принципа реальности» необходимо «Сверх-Я» = внутриличностная совесть.
«Сверх-Я» = «Идеал-Я». Это то, к чему человек стремится, чему он бессознательно поклоняется. Отсюда – комплексы неполноценности: «Сверх-Я» довлеет над «Я», как совесть или бессознательное чувство вины.
«Я» всегда вынуждено поворачиваться то в сторону «Оно», то в сторону «Сверх-Я» и постоянно искать согласия с той и другой сферой. В противном случае возникает внутренний конфликт, к-рый ведет к нарушению в психике человека.
Сублимация. Ф. приходит к выводу о том, что глубинный слой бессознательных влечений («Оно») функционирует по стихийной программе достижения наибольшего удовольствия. Однако на этом пути человек сталкивается с реальными условиями, которые этой задаче противостоят. При этом столкновении и «выкристаллизовывается» сознательное «Я», которое стремиться сдержать эти бессознательные стихийные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения (сублимация).
Ф. формулировал задачу психоанализа как перевод бессознательного в человеческой психике в область сознания и подчинения его целям сознания. В этом смысле учение Фрейда глубоко рационалистично.
Теория влечений. Проблема "первичных влечений" оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами ПА, как К. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы "первичных влечений" Ф. принял секс. влечения, на основе к-рых все появляется (напр., детская оральная и анальная сексуальность превращается в стремление к чистоте, порядку). Позже:
За подтверждением своей гипотезы Ф. обратился к мифологическим сюжетам. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, напр., содержатся не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно "эдипову комплексу", мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника.
В поздних работах Ф. понятие "сексуальные влечения" заменяется понятием "либидо", к-рое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и т.п.
Философия культуры. «Каждый отдельный человек является фактическим врагом культуры, к-рая, казалось бы, должна представлять общечеловеческий интерес». Почему?
Культура принуждает человека, ограничивает его влечения. Антагонизм между принц.удовольствия и принципом реальности. Культура = стремление к объедин-ю людей, что невозможно без огранич-я их секс. влечений + огранич-е агрессии. Энергия первичных влечений направляется на др. цели – сублимация.
Культура виновна во многих наших несчастиях, т.к. с разв-м культуры у индивида растет чувство вины и страха. «Вследствие усиления чувства вины прогресс культуры оплачивается ущербом счастья».
Карл Густав Юнг Jung (1875-1961) Сотрудник Ф., разрыв в 1913г. – отверг мысль Ф. об инфантильной природе неврозов и хар-ра в целом, считая их проекцией в детство, а не актуализацией детского опыта. Отверг секс. интерпретацию либидо. Выдвинул идею, что индивидуальное бессознательное = часть коллективного бессознательного. Культурологическая интерпретация фрейдизма.
«Глубинный психоанализ». Метод ассоциативного эксперимента.
Коллективное бессознательное (КБ) = итог жизни рода, то, что присуще всем людям. Универсальное начало психики. Память человечества. КБ идентично у всех людей, явл. основой душевной жизни. «Наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества». Архетипы = устойчивые формы существ-я КБ (образы героя, матери-земли, демона и др), лежат в основе мифов, сказаний, худ.твор-ва, сновидений.
Если у Ф. – сознание первично, а бессознательное – это то, что вытеснено из созн-я, то у Ю. – наоборот (бессознательное изначально).
Индивидуация. Не социализация, а наоборот! По Юнгу, процесс образов-я личности есть процесс «образования и обособления единичных существ, как отличного от общности, от коллективной психологии». Цель индивидуации – достижение «самости» (целостности) – в символич. форме = круг. Таким образом, получается, что КБ – более глубокая реальность, чем психика отд. чел-ка (поэтому – «глубинный ПА»)
Культура – процесс подавления инстинктов. Разрыв между культурой и природой = универсальный человеческий невроз – усиление иррациональности, стремление к катастрофе у «массового человека» - опасность тоталитаризма.
Интровертность психики человека восточной культуры и экстравертность западного человека. Но в случаях шизофрении у европейцев – обнаруживается культурная матрица, чуждая Западу – вывод об универсальности КБ.
Вильгельм Райх (1897 –1957)
Ассистент Фрейда – конфликт
с ним, вступил в Герм.комм.партию (исключен
в 1933), 1934 – исключен из Интернац.психоаналитич.
Секс.энергия = оргон, лежит в основе либидо. Основал Инст-т Оргона и с 1950 экспериментировал с аккумуляторами оргонной энергии. 1954 – учение было объявлено несостоятельным, запрет на применение, тюрьма (там умер).
Причины неврозов – невозм-ть разрядить секс.энергию.
Концепция невротического характера. (была потом подхвачена Адорно)
Основу личности составляют потенции любви, работы и самосохранения. (Биологическая основа человеч. характера: «человек… представляет собой искреннее, трудолюбивое, склонное к сотруд-ву, любящее… существо»)
Из-за давления общества, культуры – это ядро обрастает слоем деструктивных импульсов. («2-й, промежуточный слой характера… состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что Фрейд называл «бессознательным»)
«Панцирь»(=приспособленческие черты) – надо адаптировать деструктивные стремления к принятым стандартам поведения, общежития.( «Для поверхностного уровня личности среднего человека характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность»)
Сбросьте маску воспитания – предстанет садист, но опора на глубинные биолог.основы поведения позволит пробудить те силы, что заключены в ядре личности.
Фрейдомарксизм. ПА и марксизм – взаимодополнимы. Ключевое звено в борьбе за переустр-во об-ва – сексуальная рев-я (создал организацию «Секспол»). – «новые левые»
Эрих Фромм Fromm (1900-1980)
Германия - США – Мексика. Один из основателей Соц.партии Америки.
«Бегство от Св» (1941) – известность (фашизм с ПА т.зрения), «Психоанализ и религия» (1950), «Анатомия чел.деструктивности» (1973) и др. Синтез ПА и Маркса.
Понимание чел-ка. Человеч. существование противоречиво, экзистенциальные дихотомии неустранимы (быть или иметь, «свобода от» или «свобода для», управлять или быть управляемым и т.п.).
Чел-к = социальное существо, продукт культуры Þ противоречие = разрыв ест.связей с природой. С 1 стор., чел-к = часть природы и подчиняется ее законам, с др. – он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект: «Человеческое сознание сделало человека чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха». Þ основ.экзистенц. проблема – жизнь и смерть, огромный потенциал чел-ка и невозм-ть его реализации из-за конечности сущ-я.
Др. трактовка бессознательного. Отверг субстанциональную трактовку бессознательного. «Сознательное» и «бессознательное» – функциональные термины. Бессознательное – не животное (много высших устремлений м.б. бессознательными).
Учение о социальных характерах. Чел. природа (неизменная) реализуется разл. способами в зависимости от соц. усл-й. Социальный характер: «ядро структуры характера, к-рое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального хар-ра, к-рый различен у людей той же самой культуры».
Соц. система фильтров (цензура на уровне языка, логики и т.п.) = индивидуальные и социальные табу.
Религ.искания.
Информация о работе Психоаналитическая философия Фрейда, Юнга, Фромма