Развитие, воспитание и формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Общество осуществляет всестороннее развитие личности. Эта задача может быть успешно решена при условии глубокого изучения того, что накоплено наукой по проблеме развития растущего человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии, психологии и педагогики, социологии и др.
Марксистско-ленинская наука рассматривает развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождения нового и отмирания старого. Борьба противоположных начал — источник развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат формирование и развитие личности.docx

— 29.50 Кб (Скачать файл)

Реферат по Психологии:

«Развитие, воспитание и  формирование личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество осуществляет всестороннее развитие личности. Эта задача может  быть успешно решена при условии  глубокого изучения того, что накоплено  наукой по проблеме развития растущего  человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии, психологии и педагогики, социологии и др. 
     Марксистско-ленинская наука рассматривает развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождения нового и отмирания старого. Борьба противоположных начал — источник развития. 
     Советская психология и педагогика включают в понятие развитие процессы роста и созревания организма, которые протекают в тесной взаимосвязи с психическим развитием, влияют на него, но не определяют формирование человека как личности. 
     Развитие личности — это и процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах. 
     Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходят главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности. 
     Марксистско-ленинская наука считает неверным механическое перенесение буржуазными учеными данных генетики на духовное развитие человека, так как сам характер наследственных задатков и их проявление у животных и человека различны. 
     Животные наследуют определенную программу действий. Она передается без изменения из поколения в поколение. Поэтому птицы разных поколений вьют одинаковые гнезда, кроты или ежи роют одинаковые норы. 
Человек наследует структуру мозга. Находясь в обществе, он вступает с людьми в многообразные отношения, осваивает опыт предшествующих поколений, совершенствует его, развивается как личность. Таким образом, человек постоянно изменяет характер своей деятельности и ее условия, а вместе с ними изменяется и сам. 
     Классики марксизма-ленинизма дали яркую картину подлинного расцвета личности в условиях строительства социализма и коммунизма. Их прогнозы полностью подтвердились. Освобождение человека от капиталистической эксплуатации, небывалый размах образования привели к существенным качественным изменениям в структуре личности. Показателем этого является рост духовных потребностей советских людей. Наш народ по праву считается самым читающим народом в мире. Советские люди любят хорошие книги, содержательные статьи, интересные кинофильмы, высокохудожественные произведения изобразительного искусства. Они предъявляют все новые требования к качеству образования. 
     Биологический фактор. Родившийся ребенок — это живой организм, он растет и развивается по законам, изучаемым биологией, анатомией и физиологией. Он получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, особенности руки как орудия труда и познания, органов речи, а также структуру мозга. 
Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов (1849—1936), разработавший учение о типах нервной деятельности, убедительно показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. 
     Исследованиями установлено, что типологические особенности влияют на формирование свойств личности, но не определяют их. Под влиянием условий жизни и воспитания на основе одних и тех же типов нервной системы можно сформировать различные характеры, и наоборот, на основе различных типов нервной системы — одинаковые характеры. 
Однако совершенствование типа нервной системы, формирование характера не одноактный процесс. Нужна целая система работы, включающая разъяснение, контроль, упражнение, самоконтроль, стремление самой личности к совершенствованию. 
     Вся эта работа может быть успешно осуществлена при условии глубокого изучения воспитателями типологических особенностей нервной системы детей и учета их в определении программы воспитания и при выборе средств и методов воздействия на детей. Наследственность играет определенную роль в формировании особых видов одаренности, например в области искусства. Но развитие задатков, формирование способностей и таланта как высокой степени одаренности в том или ином виде деятельности зависят от воспитания, от пробуждения у личности глубокого интереса к своему делу. М. Горький одаренность человека образно называл искрой, которая может и погаснуть и разгореться. Единственным способом заставить эту искру разгореться ярким пламенем является труд, требовательность к себе. 
Проявляя заботу об общем развитии детей, воспитатели должны замечать проявление склонностей и способностей у детей, трезво их оценивать и содействовать развитию. 
     Среда. Под средой подразумевают общество, в котором живет ребенок. Общественный строй, политика господствующих классов оказывают большое влияние на формирование стремлений, идеалов детей. Среда — это и непосредственное окружение ребенка, его семья, коллектив, в котором он воспитывается и учится, а также условия его жизни: квартира, питание, окружающие ребенка вещи. В нашей стране созданы исключительно благоприятные условия жизни детей. Государство и общество заботятся об организации их досуга, отдыха. Для детей издается огромное количество книг. Наша советская действительность, творческий труд нашего народа, в котором посильное участие принимают и дети, формируют у них благородные стремления. 
     Большое влияние на детей оказывает их непосредственное окружение: семья, школа, пионерская и комсомольская организации, товарищи и друзья. Общение с окружающими ребенка людьми является важным условием его развития. Известный советский психолог Л. С. Выготский (1896—1934) утверждал, что ребенок с момента рождения является существом социальным, общественным. Особенно большое значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми. У них он перенимает необходимые для жизни знания и опыт. В процессе общения с окружающими у ребенка формируется потребность в людях, которая становится важнейшим источником его разностороннего развития. 
Общество и непосредственное окружение могут согласованно влиять на ребенка. Но так бывает не всегда. Между этими влияниями могут возникать как отдельные частные несоответствия, так и полная противоположность. 
Характер любого влияния среды зависит от богатства личности, от ее потребностей и стремлений. В случаях явно неблагоприятного влияния на воспитанника окружающих его людей учитель обращается к общественности и органам власти, с тем чтобы изъять ребенка из этой среды. 
 

 

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 
 
     Советская психология и педагогика исходят из признания ведущей роли воспитания в развитии личности. 
Основой психического развития является развитие нервной системы и особенно ее высшего отдела — коры больших полушарий головного мозга. Оно протекает в процессе непрерывного и взаимодействия человека с окружающей средой. Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью, обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию психической деятельности. 
Советская психология и педагогика придают особое значение исследованию процесса совершенствования психики в детском и юношеском возрасте под влиянием воспитания и направляют свои усилия на поиски путей более интенсивного развития детей в процессе их воспитания и обучения. 
Важнейшими условиями развития детей являются общение и деятельность. Ребенок при помощи взрослых вступает с самого раннего возраста в многообразные отношения с внешним миром. Под руководством взрослых (родителей, воспитателей, старших членов семьи) он овладевает речью, первоначальными нормами поведения, включается в разнообразные формы деятельности. Причем оказывается, что различные виды деятельности имеют неодинаковое значение для развития детей в тот или иной возрастной период. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев пишет, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности. 
     В период дошкольного детства основным видом деятельности детей является игра. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), начинают формироваться черты характера и нравственные качества. 
Наряду с игрой определенное значение в жизни дошкольника приобретает трудовая деятельность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его первоначальными умениями и навыками, формируют нравственные и волевые качества. Учитывая возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто сочетают трудовые занятия с игрой. 
Введение элементов игры в трудовую деятельность детей повышает у них интерес к труду, стимулирует их активность, усиливает воспитательное воздействие трудовых занятий на детей. 
     С поступлением ребенка в школу одним из основных видов деятельности становится учение. Оно неизмеримо расширяет кругозор детей, обеспечивает формирование понятий, способствует их углублению и уточнению. В ходе обучения школьники овладевают способами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, бесед со взрослыми. В ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится все более мощным стимулом их разностороннего развития. 
     В период обучения в школе все большее значение приобретает трудовая деятельность. Ее содержание и характер претерпевают существенные изменения. Будучи связана с обучением, трудовая деятельность повышает эффективность обучения и становится важным средством подготовки молодежи к жизни. В элементарной форме она встречается уже в дошкольном возрасте (помощь при сервировке стола, наблюдение за умыванием детей). Формирование растущего человека как гражданина, строителя коммунизма осуществляется в процессе общественной деятельности. Содержание и характер общественной деятельности меняются с приходом ребенка в школу. Ученик становится сначала октябренком, а затем пионером, что помогает ему включиться в общественную жизнь нашей страны. 
     Воспитатели, учителя призваны так организовать его деятельность, чтобы с первых лет жизни ребенка формировать его как активного общественника. 
Но младшим школьникам еще трудно сделать выводы о своих достоинствах и недостатках, не могут они в полной мере и контролировать свое поведение. Поэтому влияние взрослых, особенно учителя, на детей этого возраста велико. 
     В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цель в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения, соответствующие нормам коммунистической морали, — важная задача воспитания. 
 
ВОСПИТАНИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 
 
     Понятие о возрастных особенностях. Педагогика сравнительно давно указывала на необходимость учета возрастных особенностей детей в воспитании. Педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.) призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия, мышления. 
     Современная буржуазная педагогика и психология преувеличивают значение биологического фактора в развитии детей и подростков. Советская психология и педагогика подходит к определению возрастных особенностей с позиций марксистско-ленинского учения о развитии. Рассматривая развитие ребенка как процесс постоянного движения, педагогика выделяет в нем периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Такой подход позволяет наметить ряд этапов в физическом и психическом развитии детей. 
В последние годы проведена большая работа по изучению особенностей развития организма человека в различные возрастные периоды. На основе этого принята следующая периодизация развития детей и юношества: 
1) младенческий возраст — от рождения до 1 года (причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности); 
2) период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет; 
3) период дошкольного детства — от 3 до 7 лет; 
4) период младшего школьного возраста от 7 до 11 лет; 
5) период среднего школьного возраста (подростковый) — от 12 до 15 лет; 
6) период старшего школьного возраста (юношеский) — от 15 до 18 лет. 
Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями. 
Педагогика и психология подчеркивают подвижность, изменчивость возрастных особенностей детей, их зависимость от системы деятельности и взаимоотношений воспитанника с окружающими людьми. 
Долгое время психология и педагогика считали важнейшим показателем готовности ребенка к школьному обучению запас его представлений. Однако дальнейшие исследования показали, что быть готовым к школьному обучению — значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов. 
Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление (учиться, чтобы много знать), у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием. 
     Исследованиями также установлено, что интеллектуальная и личностная готовность далеко не всегда совпадают. Изучение отношения старших дошкольников к школьному обучению показало, что большинство детей привлекает учение как серьезная, содержательная деятельность, но отдельных из них привлекают чисто внешние атрибуты: хождение в школу, ранцы, учебники, новая форма и др. Таких детей нельзя считать в полной мере подготовленными к школьному обучению. 
     Программа воспитательной работы дошкольных учреждений построена так, чтобы в течение всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении осуществлялась их подготовка к школьному обучению. Но особенно интенсивно она проводится в последний год пребывания детей в детском саду и связана непосредственно с некоторыми сторонами их будущей учебной деятельности. Поэтому элементы учебного труда в этот год включаются в содержание жизни дошкольников. Есть много свидетельств тому, что дети, пришедшие из детских садов, лучше подготовлены к школьному обучению. Но и они не все развиты в одинаковой мере. Поэтому учителю важно знать, как в условиях школьного обучения с учетом особенностей ребенка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он дает дополнительные задания, другим, наоборот, облегченные, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. 
     Так постепенно школьники вовлекаются в учебную деятельность, в многообразную жизнь школы, пополняют словарный запас, учатся читать, писать, считать. 
     Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетной фигурой для них становится учитель. Это открывает почти безграничные возможности для влияния на детей и в то же время налагает на учителя огромную ответственность. Он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, глубоко осознавать и правильно строить свои взаимоотношения с детьми и таким путем добиваться правильного их воспитания. Младшие школьники испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Все это создает благоприятные возможности для формирования коллектива, создания системы коллективных взаимоотношений и формирования лучших нравственных качеств: дружбы, взаимопомощи в совместных делах. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя. Разработка учителем системы разнообразного влияния на учащихся и последовательное осуществление этой системы приводят к положительным изменениям в формировании их личности. 
     Младшие школьники, как правило, добросовестно выполняют различные поручения, проявляют большую настойчивость в делах. Эту особенность важно постоянно развивать путем разработки системы поручений, контроля за качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники становятся чувствительными к одобрению не только учителей, но и своих сверстников. Особенно эффективны различные формы одобрения, принятые в пионерской организации, в октябрятских группах. 
Особенности развития и воспитания подростка. Подростковый возраст охватывает период развития детей от 11 до 14—15 лет и примерно совпадает с их обучением в V — VIII классах. В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в развитии организма подростка и в его личности. 
Подросток буквально на глазах вырастает на 5—6 см, а иногда даже до 10 см в год. Почти также быстро идет и повзросление подростка, его умственное и нравственное созревание. 
Быстрый физический и нравственный рост приводит к постоянным перестройкам отношений подростка к окружающим: младшим, сверстникам и особенно к старшим, в том числе к родителям и учителям. Не потому ли взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический». 
Рождение гражданина — так метко и емко определил В. А. Сухомлинский подростковый возраст и в интересной книге под тем же названием нарисовал яркую картину развития подростка под воздействием системы воспитательной работы педагогического коллектива. 
Почему же чаще всего именно в подростковом возрасте развитие личности не всегда идет по восходящей, а искривляется, уходит в сторону так, что иногда приходится применять те или иные чрезвычайные меры? Почему далеко не все воспитатели могут успешно справиться с воспитанием растущего человека именно в этом возрасте? 
Однозначно ответить на эти вопросы трудно. Необходим более детальный анализ некоторых особенностей развития и воспитания подростка. Важнейшим условием успеха в работе с подростками является глубокое понимание своеобразия этого возраста, сложности его, противоречивости. В подростковом возрасте начинается и интенсивно протекает половое созревание. Оно наступает у девочек в одиннадцать — тринадцать лет, у мальчиков — в тринадцать — пятнадцать. Появление вторичных половых признаков, быстрый рост детей, возникновение новых чувств приводят к формированию чувства взрослости. 
Все эти изменения по-разному проявляются в личности подростка, в его поведении. 
     Многое зависит и от предшествующего воспитания, и от тех условий, в которых находится подросток. Если родители и учителя смогут пробудить у подростка социально значимые интересы и стремления, вовлекут его в разнообразную полезную деятельность, будут стремиться к созданию благоприятной атмосферы жизни подростка, то физиологические процессы не будут иметь решающего влияния на его личность, не приведут к каким-то обязательным критическим ситуациям и потрясениям в развитии, которые с точки зрения буржуазной науки являются якобы роковыми и неизбежными. 
В связи с интенсивным ростом скелета и мышц в подростковом возрасте происходит перестройка моторного аппарата, которая также может по-разному проявляться в поведении подростка. Она может привести к некоторой неупорядоченности движений и действий, к большей подвижности и в конечном счете к снижению общей организованности и дисциплинированности. Однако при правильной организации физического воспитания, включении подростка в учебную и трудовую деятельность, организации четкого режима его жизни эта перестройка может пройти для подростка безболезненно. 
В подростковом возрасте происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. 
     В зарубежной литературе о подростковом возрасте много пишется о якобы неизбежном кризисе взаимоотношений подростка и взрослых. Действительно, у подростка как-то сразу меняются взаимоотношения со взрослыми: он может сопротивляться категорическим требованиям, часто протестует против ограничения его самостоятельности, мелочной опеки. Но всего этого может и не быть, если взрослые хорошо знают тенденции развития подростка и своевременно вносят коррективы в свои взаимоотношения с ним, налаживают с подростками отношения содержательного сотрудничества. Такие взаимоотношения часто возникают между учителем и увлеченным его предметом учеником, руководителем кружка и его участниками, тренером и членами спортивной секции. Огромное значение для развития подростка имеет его общение со сверстниками. В практике этих отношений подросток усваивает мораль взрослых. Характер взаимоотношений подростка со сверстниками, их влияние на развитие его личности во многом зависят оттого, как влияют взрослые на отношения в коллективе подростков. Практика советской школы, в особенности такие примеры, как система воспитательной работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, свидетельствует о том, что использование воспитателями норм отношений социалистического общества, основанных па принципах демократического общества, основанных на принципах демократического централизма, способствует созданию микроклимата в детских коллективах, благоприятного для всестороннего нравственного роста личности подростка. Всякие попытки взрослых насаждать взаимоотношения послушания могут привести к замыканию коллективов школьников в своем кругу, обособлению их от взрослых. 
Все это показывает, что особенности «протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых, а не внутренними, якобы роковыми условиями возраста, как это пытается доказать буржуазная наука. 
       Реализация этих возможностей во многом зависит от педагогической зоркости воспитателя, умения ставить своевременный и правильный диагноз развития, оперативно менять средства и приемы воспитания, а также свои взаимоотношения с подростками.

http://www.detskiysad.ru/ped/savin03.html


Информация о работе Развитие, воспитание и формирование личности