Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:55, реферат
Общество осуществляет всестороннее развитие личности. Эта задача может быть успешно решена при условии глубокого изучения того, что накоплено наукой по проблеме развития растущего человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии, психологии и педагогики, социологии и др.
Марксистско-ленинская наука рассматривает развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождения нового и отмирания старого. Борьба противоположных начал — источник развития.
Общество осуществляет всестороннее
развитие личности. Эта задача может
быть успешно решена при условии
глубокого изучения того, что накоплено
наукой по проблеме развития растущего
человека. Она уже давно находится в центре
внимания многих наук: возрастной физиологии,
психологии и педагогики, социологии и
др.
Марксистско-ленинская наука
рассматривает развитие как сложный процесс
движения от простого к сложному, от низшего
к высшему, движение по восходящей линии
от старого качественного состояния к
новому, процесс обновления, рождения
нового и отмирания старого. Борьба противоположных
начал — источник развития.
Советская психология и
педагогика включают в понятие развитие
процессы роста и созревания организма,
которые протекают в тесной взаимосвязи
с психическим развитием, влияют на него,
но не определяют формирование человека
как личности.
Развитие личности — это
и процесс ее духовного роста, совершенствования,
качественного изменения во всех значимых
для личности сферах: в деятельности, в
отражении окружающей действительности,
в отношении к окружающим явлениям, к людям,
в познавательных процессах.
Развитие и совершенствование
личности, особенно в детские и юношеские
годы, происходят главным образом под
влиянием воспитания. Но степень и характер
воздействия воспитания во многом зависят
от того, насколько воспитание учитывает
закономерности развития. Таким образом,
между воспитанием и развитием существует
двусторонняя связь. Поэтому важно глубже
рассмотреть закономерности развития
личности.
Марксистско-ленинская наука
считает неверным механическое перенесение
буржуазными учеными данных генетики
на духовное развитие человека, так как
сам характер наследственных задатков
и их проявление у животных и человека
различны.
Животные наследуют определенную
программу действий. Она передается без
изменения из поколения в поколение. Поэтому
птицы разных поколений вьют одинаковые
гнезда, кроты или ежи роют одинаковые
норы.
Человек наследует структуру мозга. Находясь
в обществе, он вступает с людьми в многообразные
отношения, осваивает опыт предшествующих
поколений, совершенствует его, развивается
как личность. Таким образом, человек постоянно
изменяет характер своей деятельности
и ее условия, а вместе с ними изменяется
и сам.
Классики марксизма-ленинизма
дали яркую картину подлинного расцвета
личности в условиях строительства социализма
и коммунизма. Их прогнозы полностью подтвердились.
Освобождение человека от капиталистической
эксплуатации, небывалый размах образования
привели к существенным качественным
изменениям в структуре личности. Показателем
этого является рост духовных потребностей
советских людей. Наш народ по праву считается
самым читающим народом в мире. Советские
люди любят хорошие книги, содержательные
статьи, интересные кинофильмы, высокохудожественные
произведения изобразительного искусства.
Они предъявляют все новые требования
к качеству образования.
Биологический фактор. Родившийся
ребенок — это живой организм, он растет
и развивается по законам, изучаемым биологией,
анатомией и физиологией. Он получает
по наследству от своих близких и далеких
предков строение тела, органов чувств
и движений, особенности руки как орудия
труда и познания, органов речи, а также
структуру мозга.
Важное значение имеют функциональные
особенности коры больших полушарий головного
мозга: пластичность, подвижность нервных
процессов. Они в значительной степени
определяют тип нервной деятельности.
Академик И. П. Павлов (1849—1936), разработавший
учение о типах нервной деятельности,
убедительно показал, что в зависимости
от силы протекания нервных процессов,
их уравновешенности и подвижности люди
по-разному реагируют на воздействие внешней
среды. Тип нервной системы складывается
из природных особенностей ребенка и тех
влияний, которые он испытывает на себе
в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше
ребенок, тем более заметно проявление
типа нервной системы в его поведении.
В результате систематического воспитания
ребенок приобретает способность управлять
своим поведением, согласовывать его с
требованиями окружающих людей.
Исследованиями установлено,
что типологические особенности влияют
на формирование свойств личности, но
не определяют их. Под влиянием условий
жизни и воспитания на основе одних и тех
же типов нервной системы можно сформировать
различные характеры, и наоборот, на основе
различных типов нервной системы — одинаковые
характеры.
Однако совершенствование типа нервной
системы, формирование характера не одноактный
процесс. Нужна целая система работы, включающая
разъяснение, контроль, упражнение, самоконтроль,
стремление самой личности к совершенствованию.
Вся эта работа может быть
успешно осуществлена при условии глубокого
изучения воспитателями типологических
особенностей нервной системы детей и
учета их в определении программы воспитания
и при выборе средств и методов воздействия
на детей. Наследственность играет определенную
роль в формировании особых видов одаренности,
например в области искусства. Но развитие
задатков, формирование способностей
и таланта как высокой степени одаренности
в том или ином виде деятельности зависят
от воспитания, от пробуждения у личности
глубокого интереса к своему делу. М. Горький
одаренность человека образно называл
искрой, которая может и погаснуть и разгореться.
Единственным способом заставить эту
искру разгореться ярким пламенем является
труд, требовательность к себе.
Проявляя заботу об общем развитии детей,
воспитатели должны замечать проявление
склонностей и способностей у детей, трезво
их оценивать и содействовать развитию.
Среда. Под средой подразумевают
общество, в котором живет ребенок. Общественный
строй, политика господствующих классов
оказывают большое влияние на формирование
стремлений, идеалов детей. Среда — это
и непосредственное окружение ребенка,
его семья, коллектив, в котором он воспитывается
и учится, а также условия его жизни: квартира,
питание, окружающие ребенка вещи. В нашей
стране созданы исключительно благоприятные
условия жизни детей. Государство и общество
заботятся об организации их досуга, отдыха.
Для детей издается огромное количество
книг. Наша советская действительность,
творческий труд нашего народа, в котором
посильное участие принимают и дети, формируют
у них благородные стремления.
Большое влияние на детей
оказывает их непосредственное окружение:
семья, школа, пионерская и комсомольская
организации, товарищи и друзья. Общение
с окружающими ребенка людьми является
важным условием его развития. Известный
советский психолог Л. С. Выготский (1896—1934)
утверждал, что ребенок с момента рождения
является существом социальным, общественным.
Особенно большое значение для развития
ребенка имеет его общение со взрослыми
людьми. У них он перенимает необходимые
для жизни знания и опыт. В процессе общения
с окружающими у ребенка формируется потребность
в людях, которая становится важнейшим
источником его разностороннего развития.
Общество и непосредственное окружение
могут согласованно влиять на ребенка.
Но так бывает не всегда. Между этими влияниями
могут возникать как отдельные частные
несоответствия, так и полная противоположность.
Характер любого влияния среды зависит
от богатства личности, от ее потребностей
и стремлений. В случаях явно неблагоприятного
влияния на воспитанника окружающих его
людей учитель обращается к общественности
и органам власти, с тем чтобы изъять ребенка
из этой среды.
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ
Советская психология и
педагогика исходят из признания ведущей
роли воспитания в развитии личности.
Основой психического развития является
развитие нервной системы и особенно ее
высшего отдела — коры больших полушарий
головного мозга. Оно протекает в процессе
непрерывного и взаимодействия человека
с окружающей средой. Воспитание открывает
перед человеком широкий круг знаний,
знакомит его в определенной системе с
окружающей жизнью, обеспечивает образование
в мозге человека огромного количества
нервных связей и приводит к совершенствованию
психической деятельности.
Советская психология и педагогика придают
особое значение исследованию процесса
совершенствования психики в детском
и юношеском возрасте под влиянием воспитания
и направляют свои усилия на поиски путей
более интенсивного развития детей в процессе
их воспитания и обучения.
Важнейшими условиями развития детей
являются общение и деятельность. Ребенок
при помощи взрослых вступает с самого
раннего возраста в многообразные отношения
с внешним миром. Под руководством взрослых
(родителей, воспитателей, старших членов
семьи) он овладевает речью, первоначальными
нормами поведения, включается в разнообразные
формы деятельности. Причем оказывается,
что различные виды деятельности имеют
неодинаковое значение для развития детей
в тот или иной возрастной период. Известный
советский психолог А. Н. Леонтьев пишет,
что одни виды деятельности играют главную
роль в развитии, другие — подчиненную.
Поэтому нужно говорить о зависимости
развития психики от ведущей деятельности.
В период дошкольного детства
основным видом деятельности детей является
игра. В играх расширяется кругозор ребенка,
развиваются его умственные способности
(сообразительность, догадка, смекалка),
начинают формироваться черты характера
и нравственные качества.
Наряду с игрой определенное значение
в жизни дошкольника приобретает трудовая
деятельность. Взрослые включают ребенка
в труд по самообслуживанию, вооружают
его первоначальными умениями и навыками,
формируют нравственные и волевые качества.
Учитывая возраст детей, родители, учителя
и воспитатели часто сочетают трудовые
занятия с игрой.
Введение элементов игры в трудовую деятельность
детей повышает у них интерес к труду,
стимулирует их активность, усиливает
воспитательное воздействие трудовых
занятий на детей.
С поступлением ребенка
в школу одним из основных видов деятельности
становится учение. Оно неизмеримо расширяет
кругозор детей, обеспечивает формирование
понятий, способствует их углублению и
уточнению. В ходе обучения школьники
овладевают способами учения и получают
возможность узнавать многое не только
со слов учителя, но и из книг, бесед со
взрослыми. В ходе самостоятельной деятельности
детей развивается их познавательная
активность. Она становится все более
мощным стимулом их разностороннего развития.
В период обучения в школе
все большее значение приобретает трудовая
деятельность. Ее содержание и характер
претерпевают существенные изменения.
Будучи связана с обучением, трудовая
деятельность повышает эффективность
обучения и становится важным средством
подготовки молодежи к жизни. В элементарной
форме она встречается уже в дошкольном
возрасте (помощь при сервировке стола,
наблюдение за умыванием детей). Формирование
растущего человека как гражданина, строителя
коммунизма осуществляется в процессе
общественной деятельности. Содержание
и характер общественной деятельности
меняются с приходом ребенка в школу. Ученик
становится сначала октябренком, а затем
пионером, что помогает ему включиться
в общественную жизнь нашей страны.
Воспитатели, учителя призваны
так организовать его деятельность, чтобы
с первых лет жизни ребенка формировать
его как активного общественника.
Но младшим школьникам еще трудно сделать
выводы о своих достоинствах и недостатках,
не могут они в полной мере и контролировать
свое поведение. Поэтому влияние взрослых,
особенно учителя, на детей этого возраста
велико.
В подростковом возрасте
усиливается интерес учащихся к своей
личности, а с ним и возможности самовоспитания.
В юношеские годы интенсивно формируются
собственные взгляды, стремления, идеалы.
Они определяют поведение человека. Помочь
школьникам правильно определить цель
в жизни, направить их стремления, выработать
принципы поведения, соответствующие
нормам коммунистической морали, — важная
задача воспитания.
ВОСПИТАНИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ
Понятие о возрастных особенностях.
Педагогика сравнительно давно указывала
на необходимость учета возрастных особенностей
детей в воспитании. Педагоги прошлого
(Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.) призывали
учитывать в воспитании природу ребенка,
особенности его восприятия, мышления.
Современная буржуазная
педагогика и психология преувеличивают
значение биологического фактора в развитии
детей и подростков. Советская психология
и педагогика подходит к определению возрастных
особенностей с позиций марксистско-ленинского
учения о развитии. Рассматривая развитие
ребенка как процесс постоянного движения,
педагогика выделяет в нем периоды количественных
накоплений и заметных качественных перестроек.
Такой подход позволяет наметить ряд этапов
в физическом и психическом развитии детей.
В последние годы проведена большая работа
по изучению особенностей развития организма
человека в различные возрастные периоды.
На основе этого принята следующая периодизация
развития детей и юношества:
1) младенческий возраст — от рождения
до 1 года (причем в нем выделяется специально
первый месяц — период новорожденности);
2) период преддошкольного детства — от
1 до 3 лет;
3) период дошкольного детства — от 3 до
7 лет;
4) период младшего школьного возраста
от 7 до 11 лет;
5) период среднего школьного возраста
(подростковый) — от 12 до 15 лет;
6) период старшего школьного возраста
(юношеский) — от 15 до 18 лет.
Характерные для того или иного возрастного
периода анатомо-физиологические и психологические
особенности принято называть возрастными
особенностями.
Педагогика и психология подчеркивают
подвижность, изменчивость возрастных
особенностей детей, их зависимость от
системы деятельности и взаимоотношений
воспитанника с окружающими людьми.
Долгое время психология и педагогика
считали важнейшим показателем готовности
ребенка к школьному обучению запас его
представлений. Однако дальнейшие исследования
показали, что быть готовым к школьному
обучению — значит уметь выделять существенное
в явлениях окружающей действительности,
уметь сравнивать их, видеть сходное и
отличное, уметь рассуждать, находить
причины явлений, делать выводы. Если ребенок
не способен следить за рассуждением учителя
и приходить к простейшим выводам, его
нельзя считать готовым к обучению. Не
менее важным показателем готовности
к обучению является наличие у детей определенного
уровня развития познавательных интересов.
Развитие познавательных интересов протекает
у детей неодинаково. У одних интерес имеет
теоретическое направление (учиться, чтобы
много знать), у других он связан с практической
активностью. Это различие обусловлено
воспитанием.
Исследованиями также установлено,
что интеллектуальная и личностная готовность
далеко не всегда совпадают. Изучение
отношения старших дошкольников к школьному
обучению показало, что большинство детей
привлекает учение как серьезная, содержательная
деятельность, но отдельных из них привлекают
чисто внешние атрибуты: хождение в школу,
ранцы, учебники, новая форма и др. Таких
детей нельзя считать в полной мере подготовленными
к школьному обучению.
Программа воспитательной
работы дошкольных учреждений построена
так, чтобы в течение всего периода пребывания
детей в дошкольном учреждении осуществлялась
их подготовка к школьному обучению. Но
особенно интенсивно она проводится в
последний год пребывания детей в детском
саду и связана непосредственно с некоторыми
сторонами их будущей учебной деятельности.
Поэтому элементы учебного труда в этот
год включаются в содержание жизни дошкольников.
Есть много свидетельств тому, что дети,
пришедшие из детских садов, лучше подготовлены
к школьному обучению. Но и они не все развиты
в одинаковой мере. Поэтому учителю важно
знать, как в условиях школьного обучения
с учетом особенностей ребенка преодолеть
неравномерность развития детей. Одним
детям в начале обучения он дает дополнительные
задания, другим, наоборот, облегченные,
третьим советует немного отдохнуть после
выполнения задания.
Так постепенно школьники
вовлекаются в учебную деятельность, в
многообразную жизнь школы, пополняют
словарный запас, учатся читать, писать,
считать.
Младшие школьники испытывают
огромную потребность в общении со взрослыми
(учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками.
Наиболее авторитетной фигурой для них
становится учитель. Это открывает почти
безграничные возможности для влияния
на детей и в то же время налагает на учителя
огромную ответственность. Он должен продумывать
каждый свой шаг, взвешивать каждое слово,
глубоко осознавать и правильно строить
свои взаимоотношения с детьми и таким
путем добиваться правильного их воспитания.
Младшие школьники испытывают большую
потребность в совместной деятельности:
играх, трудовых занятиях, коллективном
проведении досуга. Все это создает благоприятные
возможности для формирования коллектива,
создания системы коллективных взаимоотношений
и формирования лучших нравственных качеств:
дружбы, взаимопомощи в совместных делах.
Дети этого возраста отличаются легкой
внушаемостью, они быстрее идут навстречу
воспитательному влиянию взрослых, в особенности
учителя. Разработка учителем системы
разнообразного влияния на учащихся и
последовательное осуществление этой
системы приводят к положительным изменениям
в формировании их личности.
Младшие школьники, как правило,
добросовестно выполняют различные поручения,
проявляют большую настойчивость в делах.
Эту особенность важно постоянно развивать
путем разработки системы поручений, контроля
за качеством их выполнения, поощрения
детей за достигнутые успехи. При этом
важно иметь в виду, что младшие школьники
становятся чувствительными к одобрению
не только учителей, но и своих сверстников.
Особенно эффективны различные формы
одобрения, принятые в пионерской организации,
в октябрятских группах.
Особенности развития и воспитания подростка.
Подростковый возраст охватывает период
развития детей от 11 до 14—15 лет и примерно
совпадает с их обучением в V — VIII классах.
В этот период происходят быстрые количественные
изменения и качественные перестройки
в развитии организма подростка и в его
личности.
Подросток буквально на глазах вырастает
на 5—6 см, а иногда даже до 10 см в год. Почти
также быстро идет и повзросление подростка,
его умственное и нравственное созревание.
Быстрый физический и нравственный рост
приводит к постоянным перестройкам отношений
подростка к окружающим: младшим, сверстникам
и особенно к старшим, в том числе к родителям
и учителям. Не потому ли взрослые обозначают
этот возраст различными эпитетами: «переходный»,
«трудный» и даже «критический».
Рождение гражданина — так метко и емко
определил В. А. Сухомлинский подростковый
возраст и в интересной книге под тем же
названием нарисовал яркую картину развития
подростка под воздействием системы воспитательной
работы педагогического коллектива.
Почему же чаще всего именно в подростковом
возрасте развитие личности не всегда
идет по восходящей, а искривляется, уходит
в сторону так, что иногда приходится применять
те или иные чрезвычайные меры? Почему
далеко не все воспитатели могут успешно
справиться с воспитанием растущего человека
именно в этом возрасте?
Однозначно ответить на эти вопросы трудно.
Необходим более детальный анализ некоторых
особенностей развития и воспитания подростка.
Важнейшим условием успеха в работе с
подростками является глубокое понимание
своеобразия этого возраста, сложности
его, противоречивости. В подростковом
возрасте начинается и интенсивно протекает
половое созревание. Оно наступает у девочек
в одиннадцать — тринадцать лет, у мальчиков
— в тринадцать — пятнадцать. Появление
вторичных половых признаков, быстрый
рост детей, возникновение новых чувств
приводят к формированию чувства взрослости.
Все эти изменения по-разному проявляются
в личности подростка, в его поведении.
Многое зависит и от предшествующего
воспитания, и от тех условий, в которых
находится подросток. Если родители и
учителя смогут пробудить у подростка
социально значимые интересы и стремления,
вовлекут его в разнообразную полезную
деятельность, будут стремиться к созданию
благоприятной атмосферы жизни подростка,
то физиологические процессы не будут
иметь решающего влияния на его личность,
не приведут к каким-то обязательным критическим
ситуациям и потрясениям в развитии, которые
с точки зрения буржуазной науки являются
якобы роковыми и неизбежными.
В связи с интенсивным ростом скелета
и мышц в подростковом возрасте происходит
перестройка моторного аппарата, которая
также может по-разному проявляться в
поведении подростка. Она может привести
к некоторой неупорядоченности движений
и действий, к большей подвижности и в
конечном счете к снижению общей организованности
и дисциплинированности. Однако при правильной
организации физического воспитания,
включении подростка в учебную и трудовую
деятельность, организации четкого режима
его жизни эта перестройка может пройти
для подростка безболезненно.
В подростковом возрасте происходит переход
от характерного для детства типа отношений
взрослого и ребенка к качественно новому,
специфическому для общения взрослых
людей.
В зарубежной литературе о подростковом возрасте много
пишется о якобы неизбежном кризисе взаимоотношений
подростка и взрослых. Действительно,
у подростка как-то сразу меняются взаимоотношения
со взрослыми: он может сопротивляться
категорическим требованиям, часто протестует
против ограничения его самостоятельности,
мелочной опеки. Но всего этого может и
не быть, если взрослые хорошо знают тенденции
развития подростка и своевременно вносят
коррективы в свои взаимоотношения с ним,
налаживают с подростками отношения содержательного
сотрудничества. Такие взаимоотношения
часто возникают между учителем и увлеченным
его предметом учеником, руководителем
кружка и его участниками, тренером и членами
спортивной секции. Огромное значение
для развития подростка имеет его общение
со сверстниками. В практике этих отношений
подросток усваивает мораль взрослых.
Характер взаимоотношений подростка со
сверстниками, их влияние на развитие
его личности во многом зависят оттого,
как влияют взрослые на отношения в коллективе
подростков. Практика советской школы,
в особенности такие примеры, как система
воспитательной работы А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинского, свидетельствует о
том, что использование воспитателями
норм отношений социалистического общества,
основанных па принципах демократического
общества, основанных на принципах демократического
централизма, способствует созданию микроклимата
в детских коллективах, благоприятного
для всестороннего нравственного роста
личности подростка. Всякие попытки взрослых
насаждать взаимоотношения послушания
могут привести к замыканию коллективов
школьников в своем кругу, обособлению
их от взрослых.
Все это показывает, что особенности «протекания
подросткового периода определяются конкретными
социальными обстоятельствами жизни и
развития подростка, его общественным
положением в мире взрослых, а не внутренними,
якобы роковыми условиями возраста, как
это пытается доказать буржуазная наука.
Реализация этих возможностей
во многом зависит от педагогической зоркости
воспитателя, умения ставить своевременный
и правильный диагноз развития, оперативно
менять средства и приемы воспитания,
а также свои взаимоотношения с подростками.
http://www.detskiysad.ru/ped/
Информация о работе Развитие, воспитание и формирование личности