Министерство образования
и науки РФ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Вологодский государственный
технический университет" (ВоГТУ)
Кафедра философии и права
Курсовая работа
2011
Содержание
Введение 3
1. Сущность техники. Различные
толкования понятия 4
1.1. Философское исследование техники 4
1.2. Н. А. Бердяев. Душа человека и техника 6
2. Развитие техники. Техника в современном
обществе 9
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Техника все чаще вмешивается
в определение будущего человечества.
Сложные системы создаются усилиями
коллективной деятельности. Разработка
требует огромных затрат, нередко
основывается на опасных разрушительных
процессах. Развитие техники привлекало
внимание философов с давних времен.
Трактовали понятие техники по-разному
- как момент человеческой деятельности,
как искусность, как фактор производства.О
том, что происходит заметное изменение
природного мира и мира самого человека
в условиях индустриального развития,
писал Н.А. Бердяев. Он отмечал, что появление
машины и переход к механическому и машинному
складу жизни – это "величайшая революция,
какую только знала история", и в то
же время – "кризис рода человеческого".
Особенно он отмечал антигуманистичность
техники, которая приводит к "дегуманизации
человека". Техника "опасна, прежде
всего для души", и "душевно-эмоциональная
стихия угасает в современной цивилизации".
"Техника – несёт в себе величайшие
опасности нового порабощения и уничтожения
человеческого духа". Но Н.А. Бердяев
и многие другие философы и учёные не могли
тогда даже предвидеть, как быстро начнёт
изменяться человек в его взаимодействии
с техногенно - искусственным миром, особенно
телесная составляющая человека. Мысли
о технике таких далеких от профессионального
занятия техническими дисциплинами философов
как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев
произвели революцию в умах, оказав огромное
воздействие на мировоззрение многих
современников, в том числе и деятелей
в области науки и искусства. Итак, что
же это за феномен - техника? Какова ее
сущность?
1. Сущность техники.
Различные толкования понятия
- Философское исследование техники
Понятие «техника» возникло
еще в античном обществе. Оно берет
свое начало от греческого слова "техне",
означавшего умение, мастерство, искусную
деятельность. «ТЕХНИКА - система искусственных
органов деятельности общества, развивающаяся
посредством исторического процесса опредмечивания
в природном материале трудовых функций,
навыков, опыта и знаний путем познания
и использования сил и закономерностей
природы. Техника вместе с людьми, создающими
ее и приводящими в действие, образует
составную часть производительных сил
общества и является показателем тех общественных
отношений, при которых совершается труд;
составляет материальный базис каждой
общественной формации». Теперь это слово
ассоциируется у большинства людей с машинами,
различными орудиями, все более сложными
системами, которые пронизывают практически
все сферы общественной жизни и человеческой
деятельности. Но сохранилось и старое
значение этого слова: техника художника,
музыканта, актера и спортсмена, где подразумевается
умение и мастерство. Следует отметить
одну особенность – в формировании целостного
понятия техники, наряду с профессиональными
философами, громадную роль сыграли естествоиспытатели,
инженеры, дизайнеры. Более того, в ряде
стран, например, в дореволюционной России
и Германии, инженеры были инициаторами
постановки вопроса о необходимости и
важности философии техники и формировании
первых исследовательских программ в
этой области. В других же странах, в частности,
во Франции и США инициатива была выдвинута
философами и учеными, специалистами в
различных естественных науках, которые
одновременно являлись правительственными
экспертами по оценке технологий и управлению
научно-технической политикой. Трудности
философского исследования техники связаны
не только с тем, что оно далеко выходит
за рамки изучения технических наук, но
и с тем, что оно должно включать в себя
громадный комплекс разнородных проблем
- отношение техники и человека, техники
и природы, техники и бытия, места техники
в социокульртурном мире, оценки технических
инноваций и научно-технического прогресса,
социологических, экономических и социально-психологических
условий и последствий технического прогресса,
взаимоотношений техники и труда, инженерной
деятельности и техники, техники и окружающей
среды, экологических последствий научно-технического
прогресса и др.Если проанализировать
те проблемы, которые лежат в основании
различных концепций техники, то можно
выделить четыре структурообразующих
отношения, которые и определяют способ
рассмотрения техники: техника и человек,
техника и природа, техника и бытие, техника
и социокультурный мир. В соответствии
с этим все многообразие философских концепций
техники может быть схематизировано исходя
из того или иного типа отношения, которое
считается наиболее фундаментальным.
Поэтому можно говорить об антропологии
техники, натуралистической онтологии
техники, об онтологии техники и культурологии
техники. Таковы типы философских концепций
техники, которые, конечно, по-разному
определяют и существо техники и перспективы
ее развития. Таким образом, техника - это
феномен, требующий детального анализа
и глубокого философского осмысления.
Философия начала изучать феномен техники
с явным опозданием. Античные концепции
уже упоминавшегося "техне" имели
в виду скорее не технику, а искусство
производства вещей, воплощающее в себе
знание, подражающее природе и выступающее
в качестве образца для понимания изменчивого
природного быт. Появляются новые тенденции
в понимании техники, связанные с возрастанием
роли науки в техническом развитии, а так
же с тем, что теперь нередко гораздо сложней
и трудней разработать, спроектировать,
техническую систему, чем ее изготовить.
Это выдвигает на первый план научное
и техническое творчество, порождая новые
аспекты в интерпретации самой техники.
Свое решение общего вопроса
о сущности техники дал известный
русский мыслитель Н. А. Бердяев.
Он, как и К. Ясперс, видит в
технике разрушительную силу. Прежде
всего, для души человека. "Машина
и техника, - отмечает он, - наносят
страшные поражения душевной жизни
человека, и прежде всего жизни
эмоциональной, человеческим чувствам.
Душевно-эмоциональная стихия угасает
в современной цивилизации... Машинная,
техническая цивилизация опасна,
прежде всего, для души. Сердце с
трудом выносит прикосновение холодного
металла, оно не может жить в металлической
среде. Для нашей эпохи характерны
процессы разрушения сердца как ядра
души. Все разложилось на элемент
интеллектуальный и на чувственные
ощущения... Техника наносит страшные
удары гуманизму, гуманистическому
миросозерцанию, гуманистическому идеалу
человека и культуры. Машина по природе
своей антигуманистична... Техника убийственно
действует на душу". Техника, отмечает
он далее, может привести также к гибели
человечества. И от напряжения силы духа
зависит, избежит ли человек этой участи.
Исключительная власть технизации и машинизации
влечет именно к этому пределу, к небытию
в техническом совершенстве. Невозможно
допустить автономию техники, предоставить
ей полную свободу действия, она должна
быть подчинена духу и духовным ценностям
жизни... Дух человеческий справится с
грандиозной задачей в том лишь случае,
если он не будет изолирован, и не будет
опираться лишь на себя, если он будет
соединен с Богом. Только тогда сохранится
в человеке образ и подобие Божие, т. е.
сохранится и человек". "Эпоха неслыханной
власти техники над человеческой душой
кончится, но кончится она не отрицанием
техники, а подчинением ее духу". Как
можно заметить из вышеупомянутого текста,
техника, по Н. А. Бердяеву, приносит одновременно
и благо и разрушение для человека. Возникает
определенная дилемма. «По моему глубокому
убеждению, – пишет Бердяев, – произошла
величайшая революция, какую только знала
история, – кризис рода человеческого...
Я говорю о перевороте, связанном с вхождением
машин в жизнь человеческих обществ. Я
думаю, что победоносное появление машины
есть одна из самых больших революций
в человеческой судьбе. Мы еще недостаточно
оценили этот факт». Развивая свою мысль
дальше, Бердяев все более определенно
раскрывает порабощающую человека роль
техники, благодаря которой, вдобавок,
происходят решительные социальные сдвиги.
Бердяев понимал не только опасности,
но и огромные возможности технического
прогресса: «Техника есть обнаружение
силы человека, его царственного положения
в мире, она свидетельствует о человеческом
творчестве и изобретательности и должна
быть признана ценностью и благом... Оправдание
техники в широком смысле этого слова
есть оправдание культуры... Поразительные
успехи физики и основанной на ней техники
приводят к обнаружению в мире новой, неведомой
до того действительности. В мире обнаруживается
действие сил, о которых раньше не только
не знал человек, но которых и не было в
мире, которые скрывались в глубине природы.
Благодаря деятельности, развитию человеческого
знания меняется космос. Действительность,
которая создается с развитием, уже совсем
не та действительность, которой раньше
был окружен человек и которую он старался
познать». Для Бердяева в соответствии
с давней христианской традицией человек
искушаем властолюбием и стяжательством.
Однако имеет свободу выбора жить в добре
или во зле, по Богу или по дьяволу: «Власть
человека над стихийной природой может
служить или делу Божьему, или делу дьявольскому,
но она не может уже быть нейтральной.
И потому необходима этика техники, этизация
всего нашего отношения к технике... Это
есть космическая сторона этики». В этом
– провидение современного духовного
переворота по отношению к технике, когда
люди начинают задумываться не столько
над тем, какую личную пользу будут иметь
от нее, сколько над тем, как избежать губительных
последствий ее использования. Дуалист
и парадоксалист Бердяев не дает решения
развиваемой им дилеммы, словно «Божеское»
или «диавольское» в мире равносильны
и обречены на вечное противостояние:
«Этика творчества должна признать успехи
техники положительной ценностью и благом,
обнаружением творческого призвания человека
в мире и свободы его духа. Но этика должна
и ясно увидеть, что техника несет с собой
величайшие опасности нового порабощения
и унижения человека». Правда, нетрудно
заметить, что в этом высказывании Н. А.
Бердяев, прежде всего, подчеркивает положительную
ценность техники. Однако оптимизм философа
поубавился, когда режимы Муссолини, Гитлера,
Сталина все страшней демонстрировали
мощь систем, в которых человеческой личности
определена функция винтика. Впрочем,
наблюдения и над капиталистической цивилизацией
не очень-то обнадеживали Бердяева. По
его мнению, человек, теряя образ и подобие
Божие, обретает образ и подобие машины.
По мнению Бердяева, ни один из существующих
политических режимов не помогут человеку
преодолеть демоническую власть техники.
«Только через духовное начало, – пишет
философ, – которое есть связь человека
с Богом, человек делается независимым
и от природной необходимости, и от власти
техники. Но развитие духовности в человеке
означает не отвращение от природы и техники,
а овладение ими» . Не потому ли Бердяев
предлагал насильственный, революционный
переворот? «Состояние современного мира,
– писал он, – прежде всего, требует революции
духовной и моральной, революции во имя
человека, во имя личности, во имя всякой
личности. Эта революция должна восстановить
иерархию ценностей, которая совершенно
нарушена, поставить ценность человеческой
жизни выше идолов и кумиров производства,
техники, государства, расы и национальности,
коллектива» .
2. Развитие техники.
Техника в современном обществе
Сущность техники не может
быть выявлена рассмотрением только
в статике. На протяжении всей истории
человеческого общества техника
постоянно развивалась и совершенствовалась.
Это развитие стало теперь настолько
очевидным, что не вызывает ни у кого
сомнения. Вопрос о его причинах
занимает теперь многих исследователей.
Например, немецкий философ К. Ясперс считает,
что "...было бы нелепо вообще отвергать
практическую пользу науки, не пользуясь
ее достижения". Но практические потребности,
по его мнению, не могут длительное время
поддерживать научно-технический прогресс.
Наука развивается самостоятельно, в результате
внутреннего стремления людей к знанию,
их извечной пытливости, любознательности
Он пишет: "В противовес принижению
науки посредством ее подчинения целям
техники и жизненной практики, наука утверждается
как самоцель, как право изначальности
стремления к знанию". Но с такой точки
зрения развитие науки замыкается самой,
же наукой. Возникает круговорот сознания.
Техника направлена на то, чтобы в ходе
преобразования всей трудовой деятельности
человека, преобразовать и самого человека.
Человек уже не может освободиться от
воздействия созданной им техники. И совершенно
очевидно, что в технике заключены не только
безграничные возможности, но и безграничные
опасности. В качестве аналогии Ясперс
приводит пример с открытием первобытными
людьми огня: оно так же таит в себе огромные
возможности и огромную опасность. "
Теперь, как и тогда, человечество вступает
на совершенно новый путь - быть может,
его ждет власть разрушительных сил и
мрак небытия". Взаимодействие техники
и общества в своих работах рассматривал
и Мартин Хайдеггер. В его работах техника
представляет собой величайшую опасность
для общества. До него техника, безусловно,
ставилась в связь с развитием культуры
в целом и истории человека, однако, трактовалась
она лишь как фактор среди многих, по Хайдеггеру,
наоборот техника является сущностью
современной эпохи, сущностью, с необходимостью
вытекающей из предшествующей истории.
Наконец, до Хайдеггера техника рассматривалась
в первую очередь как проблема философии
культуры и философии истории и во вторую
очередь как антропологическая проблема.
В основной идее философии техники М. Хайдеггера,
а именно. в рассмотрении техники как нового
и всемирно-исторически радикального
способа отношения к бытию, обосновывается
та точка зрения, что "...опасность техники
для человека заключается прежде всего
не в уничтожении существования человека,
а в преобразовании его сущности". Развитие
техники в современном мире все более
остро проявляет двойственный характер
ее достижений. С одной стороны без техники
просто невозможно представить развитие
человечества, а с другой техника - мощная
сила, способная вызвать самые негативные,
даже трагические последствия. Не продуманное
развитие техники приводит к тому, что
успехи технического прогресса обычно
оборачиваются сложными социальными проблемами.
Заменяя рабочую силу человека на производстве,
приводя тем самым к повышению производительности,
техника обостряет проблемы занятости
и безработицы; жилищный комфорт приводит
сегодня к нежелательной разобщенности
людей; достигнутая с помощью личного
транспорта мобильность покупается ценой
шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных
городов, загубленной природы и т. д. На
протяжении веков научная и техническая
деятельность считались морально нейтральными.
Сегодня мы уже не можем пренебрегать
этическим контекстом деятельности инженера
или дизайнера. Проектировщик в современном
мире должен осознавать свою ответственность
перед человеческой цивилизацией. Человечество
все больше оказывается зависимым от последствий
технического развития. В этой связи управление
техническим прогрессом, его сдерживание,
регулирование, осуществление его целей,
оценка результатов оказываются сегодня
не только инженерной, государственной,
управленческой, но и этической проблемой.
Современная техника достигла такого
уровня развития, обрела столь мощное
влияние в мире, что можно говорить об
определенной самостоятельности техники,
о способности действовать, направлять
развитие общества, формировать мировоззрение.
Сейчас уже трудно понять: техника служит
человеку, или человек - технике. Усовершенствуя
технику, человек сам подпадает под ее
власть. И чем точнее, чем совершеннее
технические средства, тем больше нуждается
в них человек, и подчиняет им свое существование,
что, в свою очередь, ограничивает его
свободу и достоинства. Подобное широкомасштабное
развитие техники, охватившее почти все
сферы человеческой жизнедеятельности,
сродни экспансии. Неуправляемая технологическая
экспансия вызвала широкую полемику на
Западе. 60-е годы стали вехой в нарастании
кризисного сознания эпохи. Это время
пришло на смену повальному увлечению
техникой, преклонению перед успехами
НТР и отмечено изменением соотношений
в системе "общество - техника - природа",
возрастанием общественного беспокойства,
массовыми выступлениями молодежи, движением
"зеленых" в защиту окружающей среды.
Влияние техники на общество происходит
в наше время не только через сферу материального
производства. В значительной мере под
непосредственным ее воздействием преобразуются
система образования, искусство, культура,
быт. Техника программированного обучения,
например, обуславливает переворот в методах
преподавания. Кино, радио, телевидение
создали новые возможности для распространения
культуры, вызвали к жизни новые виды и
жанры искусства, оказали глубокое воздействие
на всю духовную жизнь общества. Техника
революционизирует и условия быта, влияет
на мировоззрение человека, его психологию,
мышление и т. д. С другой стороны и техника
испытывает воздействие со стороны общества.
Это воздействие определяется: Технологическим
уровнем развития производства;·его организацией;·социально-экономическими
отношениями;·хозяйственной политикой
государства;·экономическими и политическими
отношениями между государствами и международным
разделением труда. Техника развивается
под воздействием общественных, в том
числе и производственных потребностей,
то есть переход от орудий ручного труда
к машинной производственной технике
диктовался всей совокупностью производственных
социально-экономических, технологических,
научных предпосылок и требований.
Заключение
Техника нашего времени больше
не техника прошлых веков. Техническое
развитие достигло такого уровня, что,
в принципе, человек может осуществить
любое свое желание, все меньше и
меньше остается невозможного для человека,
оснащенного техникой. Все это
обостряет проблему последствий
технического развития. Человек так
глубоко проникает в недра
природы, что по сути своей техническая
деятельность в современном мире
становится частью эволюционного процесса,
а человек - соучастником эволюции.
Каждый из представленных выше философов
объясняет сущность техники по – своему.
Одно, во всяком случае, становится, очевидно:
техника только средство, сама по себе
она не хороша и не дурна. Все зависит от
того, что из нее сделает человек, чему
она служит, в какие условия он ее ставит.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Смысл
истории. М., 1991.
2. Бердяев Н.А. Человек
и машина // Вопросы философии. 1989,
№2.
3. Бердяев Н.А. О назначении
человека. М., 1993.
4. Философский энциклопедический
словарь. М.: Советская энциклопедия
1983 г.
5. Бердяев Н.А. О назначении
человека: Опыт парадоксальной этики.
Париж, 1931
6. Бердяев Н.А. Царство духа
и царство Кесаря. Париж, 1951 г.