Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:34, реферат
Исследуя причины и сущность разводов, необходимо прийти к выводу о возможных путях и способах избежать подобные трагедии. Эта тема актуальна тем, что дети все чаще и чаще становятся заложниками конфликтов между родителями.
Введение ..……………………….………………...…….……. ….......…..3
ГЛАВА 1. История разводов в России………………..……………..…...5
ГЛАВА 2. Причины разводов……………………………………...……..10
ГЛАВА 3. Нравственная сторона распада семьи………..……....……....11
3.1. Обязанности мужа и жены……..…………………………..11
3.2. Измена как одна из причин развода.…..…………………..16
ГЛАВА 4. Социальные последствия развода..………..……………........19
Заключение…………………………………………………...……………22
Список источников и литературы……………………….………….…....23
23
Администрация Автозаводского района
города Нижнего Новгорода
ул. Комсомольская, д.10А, г. Нижний Новгород, 603111, тел.297-27-42, тел.\факс 298-41-80
Научное общество учащихся
Развод – свобода или катастрофа?
Пухова Екатерина Ильинична 10«Б» класс МОУ СОШ №127 Научный руководитель: Марахтанова Наталья Геннадьевна Учитель истории и обществознания
|
г. Нижний Новгород
2009г.
Содержание:
Введение ..……………………….………………...…….……. ….......…..3
ГЛАВА 1. История разводов в России………………..……………..…...5
ГЛАВА 2. Причины разводов……………………………………...……..
ГЛАВА 3. Нравственная сторона распада семьи………..……....……....11
3.1. Обязанности мужа и жены……..…………………………..11
3.2. Измена как одна из причин развода.…..…………………..16
ГЛАВА 4. Социальные последствия развода..………..……………........19
Заключение………………………………………………….
Список источников и литературы……………………….………….…....
Введение
Эта работа посвящена вопросу о семье и браке. В мире, законом которого сейчас является разъединённость, противоположение, напряжённое отношение между отдельными людьми, общественными группами и народами, эта тема чрезвычайно важна.
Брак – это чудо на земле. В мире, где все и всё идёт вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самом большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.
Над этим каждому надо задумываться, потому что жить врозь мучительно, тяжело, а вместе с тем – легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностям по отношению друг к другу.
Многие факторы падения роли семьи тесно связаны с происходящими в ней переменами и переменами в обществе. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательного воздействия родителей. В современной семье нередко разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще. Семейные конфликты, насилие в семье, эмоциональный разлад, дезорганизация, рассогласование семейных ролей – проблемы семьи сегодняшнего дня, которые чаще всего ведут к разводу. Именно о теме развод и что это для нас – катастрофа или свобода я бы и хотела поговорить. Исследуя причины и сущность разводов, необходимо прийти к выводу о возможных путях и способах избежать подобные трагедии. Эта тема актуальна тем, что дети все чаще и чаще становятся заложниками конфликтов между родителями.
При написании работы использовались такие источники по истории русской семьи, как «Домострой»-памятник литературы XVI века, Библия, нормативно-правовые документы о разводах, монографии Сысенко В.А., Дементьевой Н.Ф., социологические публикации Харчева А.Г.
Данная тема будет являться актуальной до тех пор, пока существуют разногласия в семьях.
1. История разводов в России.
Бракоразводное право на Руси возникло с принятием христианства. Известно, что Слово Божие допускает только две причины прекращения брака: смерть одного из супругов и прелюбодеяние. Время шло и со временем бракоразводными делом управлял Домострой. Но постепенно рамки эти хоть и незначительно, но расширились. Совершенствовалось семейное право, шлифовалось бракоразводное. Не последнюю роль сыграл здесь Пётр Великий. Именно он узаконил право свободного выбора женихов и невест, запретил вступать в брак «дуракам» и назначил более зрелый брачный возраст, чем определено в Кормчей. При нём зародился взгляд на брачный союз как на акт свободной роли брачующихся.
С 1722 года бракоразводные дела стали относится к компетенции Синода, и только в этой духовной инстанции выносился окончательный вердикт.
Впрочем, бракоразводные сложности ожидали не всех. Согласно указу 13 декабря 1744 года, разводы «знатных персон» восходили на высочайшее усмотрение. И примерно тому, когда самодержцы решали судьбы своих верно поданных, немало. Так, во времена Екатерины II графиня Е.К.Разумовская тайно обвенчалась П.Ф.Апраксиным, в то время женатым[1].
Рассмотрим некоторые аспекты бракоразводного права, писанного для простых смертных. Главной причиной развода являлось прелюбодеяние. В допетровские времена за этот проступок наказывалась главным образом женщина. Муж неверной жены не только мог, но просто обязан был с ней развестись. Более того, если он прощал измену, тогда уже наказывали его. Неверный же муж отделывался годом епитимьи и денежным штрафом.
Пётр Великий посчитал такое положение неправильным. Теперь и прелюбодеяние мужа признаётся поводом к разводу, а принудительный развод с неверной женой остаётся в прошлом.
Главными доказательствами прелюбодеяния обвиняемого супруга становились показания двух или трёх свидетелей и прижитие внебрачных детей. Чистосердечное признание виновного в счёт не принималось.
«Если одна из сторон, оставив другую, в продолжение одного года не даёт ей никакого о себе известия, то оставленная сторона может просить о разводе»[2].
Согласно статистике, именно безвестное отсутствие одного из супругов давало большой процент разводов. Россия вела многочисленные войны. Женщины зачастую не имели никаких известий от своих мужей, ушедших воевать. Неудивительно, что через какое-то время они вновь выходили замуж. Случалось, что супруги покидали друг друга неожиданно, без каких либо объяснений и видимых причин.
«Иск о разводе может быть производим по неспособности одного из супругов к брачному сожитию….»[3]. Но и здесь существовало немало оговорок. Прежде всего иск дозволялось подавать не ранее, чем через три года после заключения брака, бессилие должно быть врождённым, а не наступившим в супружестве, и, наконец, подтверждалось оно медицинской комиссией. Также, надо заметить, что церковь всячески старалась сохранить каждый брачный союз, даже самый неудачный и несчастливый.
Впервые о ссылке, как о поводе к разводу, говорится в указе Петра I от 16 августа 1720 года. Священный Синод отсекал всякие поползновения на расширение круга действия этой причины. Когда жена лишённого чинов и дворянства и записанного в рядовые попросила и расторжении брака, Священный Синод объяснил ей, что состояние военнослужащего не есть бесчестное.
Весьма редко и неохотно Синод расторгал браки по причине желания супругов постричься в монашество. Но теперь, учитывая практику прошлых веков, когда мужья отправляли опостылевших жён в монастырь, чтобы в миру не дозволялось делать этого прежде смерти другого супруга.
«Посягательство одного супруга на жизнь другого или жестокого, опасного для жизни и здоровья обращения одного супруга с другим»[4] также могло служить поводом к разводу. Но чаще всего в данных ситуациях прибегали к временным разводам, то есть супруги жили раздельно, но сочетаться браком не могли. Расчёт, видимо, был на то, что со временем они «смирятся и купно жить…восхотят».[5]
А как быть, если ситуация не вписывалась ни в одну из официально признаваемых церковью и государством причин развода, а развод был так необходим для того, чтобы соединить свою судьбу с другим человеком? Обычно в таких случаях стороны садились за стол переговоров и определяли сумму денег (или достойный эквивалент), компенсирующую утрату. Но только если вопрос не стоял о втором браке. В этом же случае дворяне обычно не утруждали себя бюрократической волокитой. Официальный развод они заменяли фактическим: разъезжались, делили имения…Правда, существовал один минус: при такой относительной свободе мужья несли на себя бремя ответственности за своих жён, в первую очередь это касалось стороны материальной. Показателен пример супругов Суворовых. В октябре 1797 года Варвара Ивановна, воспользовавшись холодным отношением Павла I к мужу, потребовала от последнего, с которым давно жила врозь, уплаты её долгов – 22 тысяч рублей, а также увеличение годового содержания. Суворов ответил, что «сам должен, а посему не может ей помочь». При разрешении конфликта царь встал на сторону графини, которая, вдохновившись столь могущественной поддержкой, тут же изъявила желание «исполнить желание жены». Семейные неурядицы толкнули Суворова к принятию неординарного решения: в начале 1799 года он обратился к Павлу с просьбой разрешить ему постричься в монахи.
Скорее всего именно в этой привычке неформального развода кроется причина такого распространённого явления, как многожёнство (бигамия). Отец Потёмкина в престарелом возрасте женился на молодой вдове. «По совершении брака молодая Потёмкина узнаёт своё положение и уже беременная требует свидания с утаённой женою. Её слёзы отчаяние доводят до сострадания добродушную женщину, в супружестве несчастную и преклонную летами; она идёт в монастырь и скорым пострижением утверждает этот брак».[6]
Отчасти многожёнство объясняется и небрежным отношением духовенства при собрании справок о личности брачующихся. В 1776 году в Московской духовной консистории, например, слушалось дело кадета Ивана Филиппова, который за год с небольшим успел женится пять раз. В таких случаях обычно возобновлялся первый брак. Но если обманутый супруг не желал этого, то бигамиста ожидало пожизненное безбрачие. Случалось, что невозможность устроить личную жизнь толкала людей на преступление.
Но пришёл Великий Октябрь. Наступили новые времена, новые нравы. «Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетённого пола, женщины…» [7]- утверждал В.И.Ленин.
16 декабря 1917 года ВЦИК и СНК приняли Декрет о расторжении брака, согласно которому все дела «ныне производящиеся в духовных консисториях ведомства православного и прочих исповеданий…по коим не поставлено решений или постановленные решения ещё не вступили в законную силу, признаются силою сего закона уничтоженными и подлежащими...немедленной передаче для хранения в местные окружные суды – сторонам же предоставляется право, не выжидая прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака по настоящему декрету».[8] С этого времени брак расторгался по просьбе обоих супругов или хотя бы одного. Причём, если муж и жена соглашались на развод, их заявление рассматривалось в Отделе записи браков. Делалось это в считанные минуты.
Началась новая эра в области семейных отношений и бракоразводного права.
2. Причины разводов.
При исследовании причин разводов его можно рассматривать как баланса сил, поддерживающих и развивающих брак. К первым относятся морально-психологические и отчасти экономическая заинтересованность супругов друг в друге, а также социальные нормы, ценности, санкции; ко вторым – проявление взаимного недовольства и неприязни супругов, чувства антипатия, раздражения, ненависти, а также внешние факторы, стимулирующие развитие и обострение внутренних конфликтом (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями).
Отмечается увеличение процента разводов из-за грубости супруга, алкоголизма, психологической несовместимости, лидирующей позиция женщины в семье, измены. По-видимому, это происходит не потому, что с ростом культурного уровня современного человека, повышением культуры межличностного общения, уважения и личности и т.д. случаи грубости, психологической несовместимости, а тем более пьянства стали больше ощущаться и становится достаточно веской причиной разводов.
Следует отметить, что на удовлетворённость браков влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку же у разных людей может быть представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, поскольку результаты исследований удовлетворённости вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.