Разработка портфолио выпускника по компетенциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих сегодня выступают «компетенции» и «компетентности» специалистов. В последнее время вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Существует множество мнений относительно понятий «компетентность» и «компетенция», многие авторы считают, что невозможно создать какую-либо последовательную теорию или выработать общее определение, поскольку в различных подходах эти термины используются в разных значениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Новые подходы в образовании………………………………………………..6
Взаимозависимость философии и образования…………………….6
Компетентностный подход в образовании……………………….....8
Оценка компетенций………………………………………………………….12
Используемые понятия компетентности и компентенций………..12
Портфолио…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..22
Литература……………………………………………………………………...…23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат полный.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Новые подходы в образовании………………………………………………..6
    1. Взаимозависимость философии и образования…………………….6
    2. Компетентностный подход в образовании……………………….....8
  2. Оценка компетенций………………………………………………………….12
    1. Используемые понятия компетентности и компентенций………..12
    2. Портфолио…………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………..22

Литература……………………………………………………………………...…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы является весьма актуальной связи с введением компетентностного подхода в образовании, который предполагает создание портфолио, как новая форма оценивания компетенций выпускников. По этому поводу министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы на смену единому экзамену, единственному экзамену, который принимают в школе, пришла система портфолио, когда достижения ребят в течение всей учебы, по крайней мере в старших классах, учитывались бы при оценке достижений, при поступлении в вузы и во время учебы»[1].

По данной теме в современной литературе высказываются различные мнения. Так ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ М. Пинская утверждает: «Возникает опасная ситуация. Здесь будет большая степень произвольности, то есть произвола вузов, школы. Может появиться новый инструмент манипулирования при приеме»[2].

А ректор «Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский утверждает обратное: «По сути, речь идет о том, что современное качество образования – это, с одной стороны, академические достижения, то есть освоение программы учебной, с другой стороны, те компетенции, которые необходимы человеку для социализации, реализации себя. Человек может быть успешен в разных направлениях деятельности, а школа оценивает его исключительно по учебным достижениям»[3].

Поэтому целью  данной работы является исследование литературных источников по данной теме и изучение новые подходы в образовании.

Методологической  основой данного исследования является анализ и синтез образовательных  статей, связанных с изучением новых подходов в образовании.

В работе Соколова Л.Б. говорится о том, что философская концепция образования послужила основой для поиска новых форм образования. По мнению А.П.Огурцова влияние системы образования и философии всегда было взаимным. В исследовании Бессонова Б.Н. обсуждается проблема современного образовании. При изучении статьи Галяминой И.Г. можно сказать, что результатом подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении должна выступать его компетентность. В учебном пособии Ефремовой Н.Ф. говорится об оценивании результатов обучения при компетентностном подходе. А. Каспржак и К. Митрофанов объясняют, что на сегодняшний день пока еще нет единого понимания различий между компетенциями и компетентностями. Р. Бояцис утверждает, что компетенции образуют своего рода иерархию в структуре личности. Дж. Равен отмечает, что компетенции можно оценивать только при выполнении деятельности и с учетом высокой мотивации. Зимняя И.М. рассматривает компетенции как некоторые внутренние психологические новообразования. Субетто А.И. отмечает, что компетенции являются результатом образования, в которых присутствует синтез качества образования и качества человека. Е. Чикмарева отметила, что компетенции - это обобщенные и глубокие качества личности. А.В.Хуторский рассматривает компетенцию, как овладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. A.C.Белкин. Р.П.Мильруд рассматривает компетентность как комплексный личностный ресурс. Среди компетенций есть такие, отмечает Э.Ф.Зеер, которые представляют знания в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. В исследовании Лизунова Л.Р. рассказывается о портфолио, как новом методе оценивания деятельности участников образовательного процесса. Т.А. Полилова отмечает, что способом демонстрации, развития и оценки индивидуальных компетентностей может служить электронный портфолио.

Исходя из анализа  изученной литературы, можно сформулировать следующие проблем:

  • Что общего между педагогикой и философией?
  • Что такое компетентностный подход в образовании?
  • Какое отличие между определением «компетенция» и «компетентность»?
  • Для чего нужно портфолио?

По структуре  работа состоит из пяти разделов. В  первом разделе сформулированы цели и задачи исследования. Во второй говорится о компетентностном подходе, как результате образования и способности человека действовать в различных жизненных ситуациях. В третьей части раскрывается понятие «компетентность», в литературе чаще всего относящаяся к функциональным областям деятельности, и «компетенция» - к поведенческим. В четвертой части сделаны выводы. В пятой указан список важнейших первоисточников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новые подходы в образовании

 

1.1.Взаимозависимость  философии и образования.

Проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Я.Коменского, Ж.Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия ХIХ в. выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования[4].

По мнению А.П.Огурцова влияние системы образования и философии всегда было взаимным. Нельзя отождествлять классическую парадигму образования с просветительской идеей универсального, единого Разума, с нормативизмом философии Просвещения[5].

Система образования  всегда предполагает определенное влияние науки всегда основывается на определенной концепции науки.

Еще в начале 19 века возникает  новая философская концепция  образования, делающая акцент на становлении  самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Эта философская концепция образования, противостоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировавшихся на культурно-гуманитарные идеалы.

Можно вспомнить, в частности, реформу высшего образования в соответствии с программой В.Гумбольдта. Однако уже в середине 19 века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонауного образования.

В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностями. 
Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической науки, которая вынуждена заниматься переподготовкой рекрутируемых в нее кадров, "подтягивать" их до нужного уровня и в-третьих, между уровнем образования выпускников и требованиями работодателей.

Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человека и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека[4].

В целом же ситуация усложняется тем, что современное  образование, как отмечает В.А. Лекторский, существует в рамках принципиально  иной цивилизации, базирующейся на другой системе ценностей, нежели традиционная европейская культура, начиная с Античности. «Пути мышления, нравственности и искусства давно разошлись. Мышление носит по преимуществу инструментальный характер, так как обслуживает прежде веет сферу естественных наук и техники. Обучение такому мышлению не ведет к нравственному развитию. Образованный человек отождествляется с человеком знающим. Между тем подобный идеал образования все более ставится сегодня под сомнение». Знания быстро стареют, сложные современные проблемы требуют нестандартных решений и методов, значит, образование должно стать обучением способам творческого и критическою мышления, средством воспитания нравственных и гражданских добродетелен.

Разумеется, существует еще  множество других актуальных философских  проблем современного образования. Это вопрос о классической модели образования и ее кризисе сегодня, о многообразии культур и многообразии моделей образования, педагогических практик, о возможности единой парадигмы и целостной системы образования в современной цивилизации. Особая проблема — компьютерная техника, ее идеи и программы как новые возможности формирования мышления, обучения, образования в целом, антропологические смыслы компьютеризации, а также применение принципиально иных, в частности синергетического, глобалистского, подходов к образованию. Но за всем этим стоит человек в единстве его интеллекта, нравственных и гражданских добродетелей[5].

1.2.Компетентностный  подход в образовании.

Сегодня в контексте  Болонского процесса российское высшее образование осуществляет ряд реформ, направленных, прежде всего, на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки профессионально компетентного конкурентоспособного специалиста[6].

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в приказе Министерства образования РФ от 15.02.05 № 40, где была поставлена задача разработать ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» [7] (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»[8].

Компетентностный  подход является методологическим основанием модернизации профессионального образования. Результатом подготовки будущего специалиста  в высшем учебном заведении, согласно документам по модернизации образования, должна выступать его компетентность в профессиональной деятельности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, a тем более чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Г.Н.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур[9].

Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место  в системе управления качеством образования. По существу, управление качеством образования начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе как образовательные результаты. Тогда система управления качеством всех ступеней образования строится таким образом, чтобы на выходе каждый студент в той или иной степени владел бы требуемыми компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход, во-первых, предполагает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль[9].

Информация о работе Разработка портфолио выпускника по компетенциям