Раннее христиантсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа включает в себя три части. Первая посвящена истокам христианства и его развитию (период апологетики, гностицизма, патристики). Во второй рассматривается философское значение Библии. В третьей исследуется проблема универсалий и основные взгляды на эту проблему – номинализм и реализм. В конце работы приведено заключение, которое обобщает изложенный выше материал.

Содержание

Введение 3
I. Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты 5
1. Греческие истоки христианства 5
2. Еврейские истоки христианства 6
3. Апологетика 7
4. Гностицизм и антигностицизм 10
5. Патристика 12
II. Философское значение Библии 15
III. Проблема универсалий. Генезис номинализма и реализма. 26
1. Реализм 26
2. Номинализм 27
Заключение 30
Список использованной литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. 3.0 зе енд.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Институт государственного управления

Кафедра философских наук

 

Специальность

Государственное управление и экономика

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему «Раннее христианство и философия»

 

 

 

 

Студентки 1 курса, группы ГУЭ-3           Макаровой Елены Алексеевны

Руководитель                                                                                          Касперович Г. И.

(учёная степень, звание)        (профессор, кандидат философских наук,                                         доцент)   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010


Оглавление

Введение

I.              Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты

1.              Греческие истоки христианства

2.              Еврейские истоки христианства

3.              Апологетика

4.              Гностицизм и антигностицизм

5.              Патристика

II.              Философское значение Библии

III.              Проблема универсалий. Генезис номинализма и реализма.

1. Реализм

2. Номинализм

Заключение

Список использованной литературы:


Введение

Данная работа посвящена развитию христианства в период раннего средневековья. История раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. О возникновении христианства, становлении его вероучения написано огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене – христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Объектом данной работы являются философские аспекты христианства. Предметом – развитие христианского мировоззрения в период раннего средневековья.

Целью моей курсовой работы является анализ влияния христианства  на раннесредневековое мировоззрение, анализ философского значения Библии.  Задачи моей работы следующие:

                  Изучение мировоззренческих истоков христианства

                  Исследование первоначального развития философских аспектов христианства

                  Рассмотрение значения Библии для философии

                  Изучение развития христианства в период схоластики

Методами являются: изучение и анализ научной и научно-популярной литературы.

Данная работа включает в себя три части. Первая посвящена истокам христианства и его развитию (период апологетики, гностицизма, патристики). Во второй рассматривается философское значение Библии. В третьей исследуется проблема универсалий и основные взгляды на эту проблему – номинализм и реализм. В конце работы приведено заключение, которое обобщает изложенный выше материал.

 


I.                 Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты

1.                Греческие истоки христианства

Христианская религия в том виде, в каком она была пе­редана поздней Римской империей варварам, состояла из трех элементов: во-первых, некоторые философские воз­зрения, имевших своим источником в основном учения Пла­тона и неоплатоников, но отчасти также и стоиков; во-вторых, концепции морали и истории, заимствованные у евре­ев; и, в-третьих, некоторые теории (особо надо выделить теорию о спасении), которые в целом были нововведением христианства, хотя частично они могут быть обнаружены уже в орфизме и родственных культах Ближнего Востока. [6, с. 375]

На становление христианского мировоззрения существенное влия­ние оказала античная философская традиция.

С точки зрения влияния на христианство, наиболее сущест­венным направлением философского развития античности была платоновская метафизическая традиция, ко времени по­явления Нового завета ставшая едва ли не самой популярной схемой мироотношения.

Платон, сформулировав положение о безусловной, непре­ходящей ценности идеального и ничтожности материального, связал смысл человеческой жизни с разысканием сущностных содержаний мира — идей. Последние образуют духовно-божественную сферу, стремление к максимальному участию в ко­торой, по его мнению, составляет самую главную, самую важ­ную задачу человеческого существования.

Идея Платона указы­вала новый, жертвенный путь к абсолютному. Христианство отнеслось к мыслям Платона с явным сочувствием. Как и у Платона, мир в христианстве не может быть выведен из самого себя, доверие к чувственным данным, к показаниям опыта принимает минимальный характер, безусловным признается все «потустороннее».

Таким образом, платоновская линяя в философии дала христианству ряд существенных для него идейных проекций. К ним относится прежде всего мысль Платона о том, что существует особая превышающая эмпирическую жизнь сверхчувственная сфера, представления  о которой в христианстве развились до суждений о сверхъестественном аспекте бытия, о трансцендентной реальности, предельно удаленной от всего земного и являющейся «местом» обитания божества.

Платон, развивая свое учение об идеях, трактовал их в качестве безусловной причины и смысла всего сущего. В христианстве этот умозрительный пассаж был доработан до представлений о божественном как высшей духовной реальности, предписывающей существование и порядок всему эмпирическому.

Внутренний смысл жизни Платон связал с поиском путей приобщения к идеальному миру – обиталищу божественной сущности. Христианство использовало это учение для создания своей концепции цели бытия человека, согласно которой самое главное и существенное в жизни – восхождение к богу, послушание и преображение.

Несомненное влияние на христианство оказали представления Платона о душе. Душа заключается узами телесности, которые ее тяготят, побуждая вырваться из своей темницы – тела, чтобы вновь вознестись над бренностью земного. Эта философия души нашла широкое применение в христианстве. [5, с. 122-125]

2.                    Еврейские истоки христианства

Наиболее значительными еврейскими элементами в хри­стианстве представляются следующие:

1.                   Вера в существование небольшой части человеческого рода, особо излюбленной Богом. Для евреев этой частью был избранный народ, для христиан — избранники.

2.                   Закон. Христиане сохранили часть древнееврейского за­кона, например десять заповедей, отвергнув в то же вре­мя его обрядовую и ритуальную части

3.                   Мессия. По верованиям евреев, мессия принесет им временное благоденствие и победу над врагами здесь, на земле; помимо того, он оставался в грядущем. Для христиан мессия был историческим Иисусом, которого отождествляли также с логосом греческой философии; а торжество над врагами, которое мессия обеспечит своим последователям, произойдет не на земле, а на небе,

4.                   Царство небесное. Концепцию иного мира евреи и христиане в известном смысле разделяют с поздним платонизмом, но у них она принимает гораздо более конкретную форму, чем у греческих философов. Согласно гре­ческой доктрине (которую можно обнаружить во многих произведениях христианской философии, но не в распространенной форме христианства), чувственный мир, существующий в пространстве и времени, является ил­люзией; при помощи интеллектуальной и моральной дисциплины человек может научиться жить в вечном мире — единственно реальном. Напротив, в еврейской и христианской доктринах иной мир понимался не как нечто метафизически отличное от мира сего, а как будущее, когда добродетельные будут наслаждаться вечным блаженством, а уделом порочных явятся вечные муки. В этом веровании воплотилась психология мстительно­сти, и оно было понятно всем и каждому, тогда как доктрины греческих философов общепонятными не являлись.  [6, с. 375]

3.                Апологетика

Отцы-апологеты появляются во II веке хри­стианской эры; их называют так потому, что их главные произведения содержат апологию христианской религии. Первоначальный смысл слова «апология» — защитительная речь в суде; эти произведения и на самом деле являются как бы судебными речами; их про­износят с целью добиться от римских импе­раторов признания законного права христи­ан на существование в империи, где офици­альная религия — язычество. В апологиях можно найти изложение некоторых аспектов христианской веры и попытки оправдать ее перед лицом греческой философии. [3, с. 14]

Мысль о том, что каждая отдельная истина так или иначе принадлежит хри­стианству, составила одно из генеральных направлений апологетики. Выдвинув и осознав ее религиозно-практическую целесообразность, апологеты ак­тивнейшим образом взялись за освоение идейных достояний предыдущих эпох, открыто заговорили о превосходстве их ре­лигии над философским знанием, о том, что философское раз­витие было подготовительной ступенью к христианскому благовестию. [5, с. 169]

Исходной идеей своих рассуждений апологеты объявили спасение. Они стали подчеркивать, что творец тождествен богу-спасителю, что Иисус Христос лишь потому спаситель, что он бог, воплощенный в человеке. Познание этой истины начи­нается не иначе как с веры. Только вера позволяет постичь учение о единстве бога и принять основной догмат о воплоще­нии, согласно которому Иисус Христос «сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т. е. чело­века с Богом» (Ириней. Против ересей IV, 20, 4). [5, с. 170]

Наиболее заметной фигурой среди апологетов был св. Юстин (Иустин) Мученик. Из его сохранившихся произведений самые важные — «Первая апология» (150), обра­щенная к императору Адриану, за которой вскоре последовало дополнение, — адресо­ванная императору Марку Аврелию «Вторая апология» и «Диалог с Трифоном», написан­ный ок. 160 г. [5, с. 168]

Юстин утверждает, что если душа бессмертна и живет вечно, то это не потому, что она есть жизнь, как учит Платон, а потому, что она получает ее, как учат христиане: душа живет, потому что того желает Бог, и живет так долго, как Он жела­ет. Такое утверждение кажется нам сейчас слишком простым, почти банальным, но он резко про­черчивает демаркационную линию, отделя­ющую христианство от платонизма.

Рядом с Юстином стоит Татиан — прототип и ро­доначальник мыслителей, чье христианство, замкнутое в самом себе, вызывает скорее желание отвернуться от него, нежели сколь­ко-нибудь глубоко его осваивать. Татиан был учеником Юстина. Его главный труд, «Речь, обращенная к гре­кам», историки датируют периодом меж­ду 166 и 171 гг. В нем провозг­лашаются преимущественные права варва­ров, то есть христиан и христианства, по от­ношению к эллинам и их культуре. Татиан настаивал на том, что гре­ки вообще ничего не изобрели, в частности не изобрели они и философию.

Теология Татиана в сущности не отлича­ется от теологии Юстина Бог у Татиана не имеет при­чины, но у всего остального она есть, и эта причина — Бог. Так как все своим бытием обя­зано Богу, мы можем познать Творца исходя из творения, утверждает Татиан.

До создания мира Бог был один, но вся сила видимых и невидимых вещей была уже в Нем заключена. Остается под вопросом, как произошло само порождение. Произведение Слова словно светильник, зажженный от другого светильника, или слово, услышанное учени­ками от учителя. Бог изрек Свое Слово, не отделяя его от Себя, в виду творения.

Можно увидеть в Татиане тип христианского темпе­рамента, противоположный темпераменту Юстина. Вся «Речь, обращенная к грекам» — это произведение варвара, сражающегося про­тив эллинского натурализма, не делающего никакого различия между здоровыми и нездо­ровыми его элементами и, следовательно, не пытающегося что-либо из него воспринять. Нельзя не увидеть глубокий исторический смысл в том, на первый взгляд парадоксаль­ном, факте, что неумолимый противник гре­ческого натурализма окончил жизнь еретиком, а тот, кто любую красоту, пусть даже гречес­кую, считал озаренной Словом, и сегодня по­читается Церковью как святой Юстин. [3, с.14 – 21]

Появление многочисленных апологий, авторы которых смело защищали христианство и даже нападали на само язычество, показывало, что христианство, до этого мало заметное и пассивно переносившее всякие притеснения, теперь стало уже сознавать себя как силу, уверенную в себе до такой степени, что она может не только искать равноправности с язычеством, но и говорить о своем превосходстве над ним. Менее уловимое, но все же не подлежащее сомнению значение апологетики для язычества можно увидеть и в другом отношении. Апологии давали возможность язычникам узнать христианство не в том искаженном виде, каким его рисовала молва, а в его настоящем свете, как содержащее богооткровенное учение и отличающееся высоконравственною жизнью своих последователей. Это должно было рассеивать то предубеждение, какое питали язычники к христианству, будучи недостаточно ознакомлены с ним, и в конечном результате подготовлять путь к переходу в христианство.

4.                Гностицизм и антигностицизм

Термин «гностицизм» берет начало от греческого «gnosis». Это слово, обозначавшее знание, но не научное, а мистическое, достигаемое путем участия в жизни божества, непосредственного соединения с ним, уже встречает­ся в Новом завете (I Кор. 1—2). [5, с. 171]

Очистив гностическое учение от его мифологической мишуры, мы обнаруживаем в нем абсо­лютный дуализм. В это время в христианстве возникает понятие конфликта между добром и злом, между светом и тьмой, между ду­хом и материей, и именно с ним связана сущность гностицизма II в. Человек — пленник мира зла, и он меч­тает освободиться из этого плена. Гностицизм указывает человеку путь к спасению, открывая ему его подлинную природу. [2, с. 129]

Информация о работе Раннее христиантсво