Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа
Данная работа включает в себя три части. Первая посвящена истокам христианства и его развитию (период апологетики, гностицизма, патристики). Во второй рассматривается философское значение Библии. В третьей исследуется проблема универсалий и основные взгляды на эту проблему – номинализм и реализм. В конце работы приведено заключение, которое обобщает изложенный выше материал.
Введение 3
I. Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты 5
1. Греческие истоки христианства 5
2. Еврейские истоки христианства 6
3. Апологетика 7
4. Гностицизм и антигностицизм 10
5. Патристика 12
II. Философское значение Библии 15
III. Проблема универсалий. Генезис номинализма и реализма. 26
1. Реализм 26
2. Номинализм 27
Заключение 30
Список использованной литературы: 31
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра философских наук
Специальность
Государственное управление и экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Раннее христианство и философия»
Студентки 1 курса, группы ГУЭ-3 Макаровой Елены Алексеевны
Руководитель Касперович Г. И.
(учёная степень, звание) (профессор, кандидат философских наук,
Минск 2010
Оглавление
Введение
I. Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты
1. Греческие истоки христианства
2. Еврейские истоки христианства
3. Апологетика
4. Гностицизм и антигностицизм
5. Патристика
II. Философское значение Библии
III. Проблема универсалий. Генезис номинализма и реализма.
1. Реализм
2. Номинализм
Заключение
Список использованной литературы:
Данная работа посвящена развитию христианства в период раннего средневековья. История раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. О возникновении христианства, становлении его вероучения написано огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене – христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
Объектом данной работы являются философские аспекты христианства. Предметом – развитие христианского мировоззрения в период раннего средневековья.
Целью моей курсовой работы является анализ влияния христианства на раннесредневековое мировоззрение, анализ философского значения Библии. Задачи моей работы следующие:
Изучение мировоззренческих истоков христианства
Исследование первоначального развития философских аспектов христианства
Рассмотрение значения Библии для философии
Изучение развития христианства в период схоластики
Методами являются: изучение и анализ научной и научно-популярной литературы.
Данная работа включает в себя три части. Первая посвящена истокам христианства и его развитию (период апологетики, гностицизма, патристики). Во второй рассматривается философское значение Библии. В третьей исследуется проблема универсалий и основные взгляды на эту проблему – номинализм и реализм. В конце работы приведено заключение, которое обобщает изложенный выше материал.
I. Генезис христианства и его первоначальное развитие - философские аспекты
1. Греческие истоки христианства
Христианская религия в том виде, в каком она была передана поздней Римской империей варварам, состояла из трех элементов: во-первых, некоторые философские воззрения, имевших своим источником в основном учения Платона и неоплатоников, но отчасти также и стоиков; во-вторых, концепции морали и истории, заимствованные у евреев; и, в-третьих, некоторые теории (особо надо выделить теорию о спасении), которые в целом были нововведением христианства, хотя частично они могут быть обнаружены уже в орфизме и родственных культах Ближнего Востока. [6, с. 375]
На становление христианского мировоззрения существенное влияние оказала античная философская традиция.
С точки зрения влияния на христианство, наиболее существенным направлением философского развития античности была платоновская метафизическая традиция, ко времени появления Нового завета ставшая едва ли не самой популярной схемой мироотношения.
Платон, сформулировав положение о безусловной, непреходящей ценности идеального и ничтожности материального, связал смысл человеческой жизни с разысканием сущностных содержаний мира — идей. Последние образуют духовно-божественную сферу, стремление к максимальному участию в которой, по его мнению, составляет самую главную, самую важную задачу человеческого существования.
Идея Платона указывала новый, жертвенный путь к абсолютному. Христианство отнеслось к мыслям Платона с явным сочувствием. Как и у Платона, мир в христианстве не может быть выведен из самого себя, доверие к чувственным данным, к показаниям опыта принимает минимальный характер, безусловным признается все «потустороннее».
Таким образом, платоновская линяя в философии дала христианству ряд существенных для него идейных проекций. К ним относится прежде всего мысль Платона о том, что существует особая превышающая эмпирическую жизнь сверхчувственная сфера, представления о которой в христианстве развились до суждений о сверхъестественном аспекте бытия, о трансцендентной реальности, предельно удаленной от всего земного и являющейся «местом» обитания божества.
Платон, развивая свое учение об идеях, трактовал их в качестве безусловной причины и смысла всего сущего. В христианстве этот умозрительный пассаж был доработан до представлений о божественном как высшей духовной реальности, предписывающей существование и порядок всему эмпирическому.
Внутренний смысл жизни Платон связал с поиском путей приобщения к идеальному миру – обиталищу божественной сущности. Христианство использовало это учение для создания своей концепции цели бытия человека, согласно которой самое главное и существенное в жизни – восхождение к богу, послушание и преображение.
Несомненное влияние на христианство оказали представления Платона о душе. Душа заключается узами телесности, которые ее тяготят, побуждая вырваться из своей темницы – тела, чтобы вновь вознестись над бренностью земного. Эта философия души нашла широкое применение в христианстве. [5, с. 122-125]
2. Еврейские истоки христианства
Наиболее значительными еврейскими элементами в христианстве представляются следующие:
1. Вера в существование небольшой части человеческого рода, особо излюбленной Богом. Для евреев этой частью был избранный народ, для христиан — избранники.
2. Закон. Христиане сохранили часть древнееврейского закона, например десять заповедей, отвергнув в то же время его обрядовую и ритуальную части
3. Мессия. По верованиям евреев, мессия принесет им временное благоденствие и победу над врагами здесь, на земле; помимо того, он оставался в грядущем. Для христиан мессия был историческим Иисусом, которого отождествляли также с логосом греческой философии; а торжество над врагами, которое мессия обеспечит своим последователям, произойдет не на земле, а на небе,
4. Царство небесное. Концепцию иного мира евреи и христиане в известном смысле разделяют с поздним платонизмом, но у них она принимает гораздо более конкретную форму, чем у греческих философов. Согласно греческой доктрине (которую можно обнаружить во многих произведениях христианской философии, но не в распространенной форме христианства), чувственный мир, существующий в пространстве и времени, является иллюзией; при помощи интеллектуальной и моральной дисциплины человек может научиться жить в вечном мире — единственно реальном. Напротив, в еврейской и христианской доктринах иной мир понимался не как нечто метафизически отличное от мира сего, а как будущее, когда добродетельные будут наслаждаться вечным блаженством, а уделом порочных явятся вечные муки. В этом веровании воплотилась психология мстительности, и оно было понятно всем и каждому, тогда как доктрины греческих философов общепонятными не являлись. [6, с. 375]
3. Апологетика
Отцы-апологеты появляются во II веке христианской эры; их называют так потому, что их главные произведения содержат апологию христианской религии. Первоначальный смысл слова «апология» — защитительная речь в суде; эти произведения и на самом деле являются как бы судебными речами; их произносят с целью добиться от римских императоров признания законного права христиан на существование в империи, где официальная религия — язычество. В апологиях можно найти изложение некоторых аспектов христианской веры и попытки оправдать ее перед лицом греческой философии. [3, с. 14]
Мысль о том, что каждая отдельная истина так или иначе принадлежит христианству, составила одно из генеральных направлений апологетики. Выдвинув и осознав ее религиозно-практическую целесообразность, апологеты активнейшим образом взялись за освоение идейных достояний предыдущих эпох, открыто заговорили о превосходстве их религии над философским знанием, о том, что философское развитие было подготовительной ступенью к христианскому благовестию. [5, с. 169]
Исходной идеей своих рассуждений апологеты объявили спасение. Они стали подчеркивать, что творец тождествен богу-спасителю, что Иисус Христос лишь потому спаситель, что он бог, воплощенный в человеке. Познание этой истины начинается не иначе как с веры. Только вера позволяет постичь учение о единстве бога и принять основной догмат о воплощении, согласно которому Иисус Христос «сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т. е. человека с Богом» (Ириней. Против ересей IV, 20, 4). [5, с. 170]
Наиболее заметной фигурой среди апологетов был св. Юстин (Иустин) Мученик. Из его сохранившихся произведений самые важные — «Первая апология» (150), обращенная к императору Адриану, за которой вскоре последовало дополнение, — адресованная императору Марку Аврелию «Вторая апология» и «Диалог с Трифоном», написанный ок. 160 г. [5, с. 168]
Юстин утверждает, что если душа бессмертна и живет вечно, то это не потому, что она есть жизнь, как учит Платон, а потому, что она получает ее, как учат христиане: душа живет, потому что того желает Бог, и живет так долго, как Он желает. Такое утверждение кажется нам сейчас слишком простым, почти банальным, но он резко прочерчивает демаркационную линию, отделяющую христианство от платонизма.
Рядом с Юстином стоит Татиан — прототип и родоначальник мыслителей, чье христианство, замкнутое в самом себе, вызывает скорее желание отвернуться от него, нежели сколько-нибудь глубоко его осваивать. Татиан был учеником Юстина. Его главный труд, «Речь, обращенная к грекам», историки датируют периодом между 166 и 171 гг. В нем провозглашаются преимущественные права варваров, то есть христиан и христианства, по отношению к эллинам и их культуре. Татиан настаивал на том, что греки вообще ничего не изобрели, в частности не изобрели они и философию.
Теология Татиана в сущности не отличается от теологии Юстина Бог у Татиана не имеет причины, но у всего остального она есть, и эта причина — Бог. Так как все своим бытием обязано Богу, мы можем познать Творца исходя из творения, утверждает Татиан.
До создания мира Бог был один, но вся сила видимых и невидимых вещей была уже в Нем заключена. Остается под вопросом, как произошло само порождение. Произведение Слова словно светильник, зажженный от другого светильника, или слово, услышанное учениками от учителя. Бог изрек Свое Слово, не отделяя его от Себя, в виду творения.
Можно увидеть в Татиане тип христианского темперамента, противоположный темпераменту Юстина. Вся «Речь, обращенная к грекам» — это произведение варвара, сражающегося против эллинского натурализма, не делающего никакого различия между здоровыми и нездоровыми его элементами и, следовательно, не пытающегося что-либо из него воспринять. Нельзя не увидеть глубокий исторический смысл в том, на первый взгляд парадоксальном, факте, что неумолимый противник греческого натурализма окончил жизнь еретиком, а тот, кто любую красоту, пусть даже греческую, считал озаренной Словом, и сегодня почитается Церковью как святой Юстин. [3, с.14 – 21]
Появление многочисленных апологий, авторы которых смело защищали христианство и даже нападали на само язычество, показывало, что христианство, до этого мало заметное и пассивно переносившее всякие притеснения, теперь стало уже сознавать себя как силу, уверенную в себе до такой степени, что она может не только искать равноправности с язычеством, но и говорить о своем превосходстве над ним. Менее уловимое, но все же не подлежащее сомнению значение апологетики для язычества можно увидеть и в другом отношении. Апологии давали возможность язычникам узнать христианство не в том искаженном виде, каким его рисовала молва, а в его настоящем свете, как содержащее богооткровенное учение и отличающееся высоконравственною жизнью своих последователей. Это должно было рассеивать то предубеждение, какое питали язычники к христианству, будучи недостаточно ознакомлены с ним, и в конечном результате подготовлять путь к переходу в христианство.
4. Гностицизм и антигностицизм
Термин «гностицизм» берет начало от греческого «gnosis». Это слово, обозначавшее знание, но не научное, а мистическое, достигаемое путем участия в жизни божества, непосредственного соединения с ним, уже встречается в Новом завете (I Кор. 1—2). [5, с. 171]
Очистив гностическое учение от его мифологической мишуры, мы обнаруживаем в нем абсолютный дуализм. В это время в христианстве возникает понятие конфликта между добром и злом, между светом и тьмой, между духом и материей, и именно с ним связана сущность гностицизма II в. Человек — пленник мира зла, и он мечтает освободиться из этого плена. Гностицизм указывает человеку путь к спасению, открывая ему его подлинную природу. [2, с. 129]