Ранний меркантилизм (XV — XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Основные положения:
• всестороннее ограничение импорта товаров;
• вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
• установление высоких цен на импортируемые товары;
• главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса;
• в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров

Вложенные файлы: 1 файл

reshenie-1.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

1.

Ранний меркантилизм (XV — XVI вв.)

Основные положения:

  • всестороннее ограничение импорта товаров;
  • вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
  • установление высоких цен на импортируемые товары;
  • главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса;
  • в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

Поздний меркантилизм (2ая пол. XVI — XVII вв.)

Основные положения:

  • снятие жёстких ограничений по импорту товара и вывозу денег
  • доминирует идея торгового баланса
  • появляется протекционизм экономической политики государства
  • характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу
  • появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой
  • как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли.

2.

а) В классической политической экономии под «капиталом»  обычно подразумевается физический (реальный, производственный) капитал — используемые для производства товаров и услуг средства производства: машины, оборудование, здания, сооружения. Чтобы товар считался капиталом, он должен обладать следующими характеристиками:

  • его можно использовать при производстве других товаров (это делает его фактором производства);
  • он является результатом переработки (к земле относятся необработанные природные ресурсы, например, полезные ископаемые);
  • не используется целиком в процессе производства (что отличает капитал от сырья или полуфабрикатов).

б) Особенностью австрийской экономической школы является анализ экономических явлений с субъективный позиции личного потребления. Так как капитал не предназначен для непосредственного потребления, у представителей австрийской экономической школы не было единого определения данному понятию.

Бём-Баверк, один из основателей австрийской экономической школы, считал, что «Капитал есть не что иное, как совокупность промежуточных продуктов, которые созданы на каждом этапе долгого производственного цикла».

в) В марксистской политэкономии:

Маркс не отождествлял капитал с определённым видом имущества. Он подчёркивал значение комплекса общественных отношений, которые рассматривал необходимым условием «самовозрастания» стоимости.

По мнению Маркса, средство труда может стать капиталом (принесёт стоимости больше, чем  его собственная стоимость) только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакой новой стоимости. Использование станка лично владельцем не превращает станок в капитал. Даже если продукцию владелец не потребляет сам, а продаёт, то часть выручки будет амортизацией оборудования, а вторая часть — оплатой труда работавшего хозяина станка, которая не является прибылью. «Капиталом» станок становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду, так как лишь в этой ситуации полученное сверх амортизации разделяется на выплаченную заработную плату и прибыль владельца станка. Следовательно, капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами

3.

По мере увеличения количества рабочих, например в цеху, и все более полного использования оборудования, растет и выпуск продукции. Но как только оно начинает работать на полную мощность, при дальнейшем увеличении числа рабочих отдача от их работы снижается.

4.

В западной идеологии, по крайней мере начиная с сороковых годов, идет борьба двух направлений — государственников и рыночников. Самыми характерными фигурами тут являются соответственно Кейнс и Хайек. Оба направления признают роль рынка и роль государства. Но каждое из них делает упор на то или на другое, причем так, что фактически получается их противопоставление.

Роль государства  в функционировании рынка общеизвестна и очевидна. И дело не в том, слишком  велико или слишком мало участие  государства в работе рынка. Дело в том, что государство является не просто охранителем и регулировщиком (в какой-то мере) рынка, а в том, что оно само есть фактор экономики и крупнейший участник рынка. Обычно в государстве выделяют лишь один его аспект, а именно — власть и управление обществом как целым. Но государство одновременно есть гигантское предприятие, дело которого заключается в том, чтобы выкачивать средства для своего существования. А это средства для 10–15 % работающих граждан и их семей.

Государство распоряжается  колоссальными денежными суммами. Оно является самым крупным покупателем на рынке, размещая заказы бесчисленным фирмам и предоставляя им кредиты. А образование наднациональных рынков и мирового рынка с необходимостью превращает государственную власть "национальных государств" в участников рынка наряду с гигантскими концернами и банками.

5.

Под денежно-кредитной  политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в  денежно-кредитной сфере с целью  регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с  конечными выделяют промежуточные  цели. Ими являются объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет  денежно-кредитную политику центральный  банк страны.

Мероприятия центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объёма денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков "биржевой горячки". Кредитная рестрикция в условиях повышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание "перегрева" конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии наоборот используется для "взбадривания" конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.

При осуществлении  мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное  противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться сколь-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

 

6.

Для решения данной задачи рассчитаем прибыль во всех шести  случаях:

П=P*V-(FC+VC), где:

P - цена

V - объем

FC - постоянные издержки

VC - переменные издержки

 

П1 = 100000*10-(100000+50000) = -50000 руб.

П2 = 25000 руб.

П3 = 10000 руб.

П4 = -20000 руб.

П5 = -70000 руб.

П6 = -90000 руб.

Ответ: оптимальная цена - 8000 руб., объем - 25 штук.

 

7.

Рыночная цена акций АО "Спектр 4" составляет:

Рц = 10000*0,4/0,8 = 5000 руб.

Курс акций АО "Спектр 4" составляет:

Курс = 5000/10000*100 = 50%

 

8.

Объем ВНП по потоку доходов  составляет:

ВНП = 12+218+113+22+20+50+21+260=716 млрд. руб.


Информация о работе Ранний меркантилизм (XV — XVI вв.)