Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:54, реферат
Выдающийся английский математик, философ, общественный деятель, ученый. Третий граф Рассел. Лауреат Нобелевской премии в области литературы, основатель аналитической философии.
Родился в Треллеке (Уэльс). Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931 г. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.
Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)
Выдающийся английский математик, философ, общественный деятель, ученый. Третий граф Рассел. Лауреат Нобелевской премии в области литературы, основатель аналитической философии.
Родился в Треллеке (Уэльс). Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931 г. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей.
Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам. Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Начала математики» (1910—1913 гг.) (в соавторстве с А. Уайтхедом) доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики.
Весьма значимыми являются работы Рассела в области философии. Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив ее основные построения в терминах логики. Самыми популярными работами Рассела в области философии являются «Наше знание о внешнем мире» и «История западной философии». Так же детальному анализу была подвергнута и психология (книга «Человеческое познание: его сфера и границы»).
Рассел всегда был активным общественным деятелем. Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. Сочетание великолепной иронии с авторским талантом породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, весьма актуальных как в момент написания, так и в наши дни. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда» ярки и метки. Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».
Во время Первой мировой войны он был заключен в тюрьму за свою пацифистскую деятельность.
Рассел был одним из первых членов Фабианского общества, избирался в парламент и с 1944 г. принимал активное участие в работе Палаты лордов. За выдающиеся литературные достоинства своих научных и публицистических сочинений философ был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1950 г. В 50-е и 60-е гг. Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни.
Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Известна декларация протеста Рассела —Эйнштейна, которая привела к организации Пагуошского движения ученых.
В 1962 г. во время Карибского кризиса он вел интенсивную переписку с Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта.
В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. На закате своей долгой жизни Бертран Рассел публикует свою трехтомную «Автобиографию», еще раз напоследок показав миру блеск своего выдающегося ума.
Умер 2 февраля 1970 г. в Уэльсе в возрасте 97 лет.
Философская сторона
Философия, по мнению Рассела,
занимает «ничейную» область между
наукой и теологией, пытаясь дать
соответствующие требованиям
Ранние взгляды
Рассел прошёл сложную эволюцию взглядов, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения гегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту абсолютного идеализма, а затем под влиянием Мура, Мейнонга, Уайтхеда к неореализму .Рассел был одним из создателей концепции логического атомизма, которая объясняет необходимость передачи логической структуры языка на реальность и для создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать... определённый вид логической доктрины и на основе этого... определённый вид метафизики» Сформулирована в работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918). Позже эта концепция была развита Витгенштейном
В этот период Рассел внёс огромный вклад в создание математической логики, написав (совместно с Уайтхедом) фундаментальный трехтомный труд «Principia Mathematica» (1910-1913), где Рассел доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Проблему существования Рассел решали при помощи разработанного им учения о дескриптивных определениях (близко номинализму). При этом Рассел попытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии «существование вообще»: «Существует только один „реальный“ мир, воображение Шекспира - его часть; аналогично реальны мысли, которые он имел, когда писал „Гамлета“. Точно также реальны мысли, которые мы имеем, читая эту трагедию».В 10-20-е гг.Рассел сформулировал концепцию логического атомизма, но не принял конвенционализма и физикализма, в их крайней, ведущей к солипсизму форме. Дальнейшая эволюция взглядов Рассел состояла во все большем ограничении областей реальности, которым приписывается онтологически самостоятельное существование: если вначале Рассел учил об особом бытии (subsisting) как бы «априорных» логических отношений, то в 20-30-х гг., сближаясь с неопозитивизмом, Рассел‚ после колебаний, признал реальность лишь за чувственными данными (sense-data, particulars), входящими в состав так называемых «нейтральных» фактов (events). Близость философии Рассела неопозитивизму выразилась в том, что для него важнейшей философской проблемой было обоснование научного знания в чувственном опыте субъекта. Это проявилось в пристальном внимании к исследованию содержания и структуры опыта. На раннем этапе Рассел считал, что в структуре опыта наряду с чувственными данными присутствуют универсалии. В дальнейшем главным предметом внимания стала для него проблема перехода от непосредственного опыта, имеющего индивидуальный, «личный» характер, к общезначимому естественно научному знанию. Поэтому в поздний период Рассел выдвигал и отстаивал взгляды, согласно которым для понимания естественнонаучного знания важны такие его скрытые элементы, как «принципы недемонстративного вывода» или «постулаты научного вывода».
В целом Рассел сыграл значительную роль в формировании британской разновидности неопозитивизма (логического позитивизма), с одной стороны, позитивистски истолковывая результаты своих логико-математических исследований, с другой стороны, исправляя своей критикой «чересчур» субъективистские выводы Венского кружка. В частности, он выступил против огульной характеристики проблем традиционно философии, как псевдопроблем.
Сложившаяся в его книгах «The analysis of mind» (N. Y.-L., 1924), «The analysis of matter» (N. Y. — L., 1927), «An outline of philosophy» (L., 1927) концепция нейтрального монизма усматривала в понятиях «дух» и «материя» лишь логические конструкции из чувственных данных и была близка к прагматизму Джемса и махизму. Она отличалась от последнего главным образом своеобразной терминологией: «Я верю,- писал Рассел, - что материя менее материальна, а дух - менее духовен, чем полагают...»
Развитие взглядов
В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Юмa. Рассел допускает существование «фактов», которые, в отличие от «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на «вере» в бытие внешнего мира. В работе «Человеческое познание. Его сфера и границы» (L.,1948, рус. пер., М., 1957) Рассел формулирует пять постулатов научного метода познания «физического мира», которые, по его мнению, образуют предварительные условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых познание осуществляется (Б. Рассел. Человеческое познание. М., 1957, с. 453-540). Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании настойчиво проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и позитивистском этапах его эволюции эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе (наравне с Муром, Рассел был основоположником логического анализа философии). В основном оформляется философия зрелого Рассела.
Теория познания Рассела
в значительной мере является попыткой
соединить два различных
Важнейшим элементом теории познания Рассела была концепция знания-знакомства — учение о непосредственном познании в опыте определённых объектов: чувственных данных и универсалий. Объекты, непосредственно познаваемые в опыте, сначала рассматривались Расселом также и в качестве онтологических единиц. Простые элементы опыта мыслились Расселом как своеобразные строительные блоки, из которых состоит весь корпус естественнонаучного знания. В поздних работах он частично отказался от учения о непосредственном познании в опыте таких объектов, как универсалии, считая подлинными объектами познания лишь «полные комплексы сосуществования», которые рассматривались как определённые совокупности качеств.
Свою позднюю философскую позицию Рассел определял как реализм и логический атомизм (отчасти под влиянием Витгенштейна), поскольку «картина мира» есть совокупность логических высказываний. Рассел принимает теорию внешних отношений, следствием которой было утверждение существования субстанциально-нейтральных элементов мира, при котором имеется функциональное различение субъективного и объективного. Сама теория была взаимосвязана с разделением бытия на «существующее» (физические вещи и содержание сознания) и «идеально существующее» (математические и логические объекты, отношения, прошлые и будущие события, заблуждения, иллюзии, кентавры, круглые квадраты).
Этика
В области этики Рассел стоял на позициях эмотивизма. В поздний период своей общественно-политической деятельности получил известность как критик западной цивилизации, видел её основной порок в гипертрофированном развитии науки производства при отсутствии подлинно гуманистических ценностей и идеалов. Выступил против противопоставления сферы разума и чувств, фактов и ценностей, а также за более тесную связь этики и политики. Призывал к отказу от принципа силы как средства решения международных политических проблем. Рассел был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ.
Антиклерикализм. Атеизм.
Большое место в творчестве Рассела занимала критика религии и христианской церкви, в которых он видел средство подавления человеческой личности. В атеистических кругах Рассел почитается как один из самых влиятельных атеистов. Рассел автор множества книг, посвящённых защите атеизма. Одна из самых известных его работ «Почему я не христианин»
Информация о работе Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)