Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

Выдающийся английский математик, философ, общественный деятель, ученый. Третий граф Рассел. Лауреат Нобелевской премии в области литературы, основатель аналитической философии.
Родился в Треллеке (Уэльс). Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931 г. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.

Вложенные файлы: 1 файл

Рассел Бертран Артур Уильям.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)

Выдающийся английский математик, философ, общественный деятель, ученый. Третий граф Рассел. Лауреат  Нобелевской премии в области  литературы, основатель аналитической  философии.

Родился в Треллеке (Уэльс). Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931 г. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей.

Существенно важные результаты были получены Расселом в  области символической логики и  ее применения к философским и  математическим проблемам. Профессор  Рассел является автором множества  работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Начала  математики» (1910—1913 гг.) (в соавторстве  с А. Уайтхедом) доказывает соответствие принципов математики принципам  логики и возможность определения  основных понятий математики в терминах логики.

Весьма значимыми  являются работы Рассела в области  философии. Рассел считал, что философию  можно сделать наукой, выразив  ее основные построения в терминах логики. Самыми популярными работами Рассела в области философии  являются «Наше знание о внешнем  мире» и «История западной философии». Так же детальному анализу была подвергнута  и психология (книга «Человеческое  познание: его сфера и границы»).

Рассел всегда был  активным общественным деятелем. Его  аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать  очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. Сочетание  великолепной иронии с авторским  талантом породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, весьма актуальных как в момент написания, так и  в наши дни. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда» ярки и метки. Рассел написал множество  работ, посвященных религии и  церкви. Известна его лекция, позднее  изданная отдельной брошюрой «Почему  я не христианин».

Во время Первой мировой войны он был заключен в тюрьму за свою пацифистскую деятельность.

Рассел был одним  из первых членов Фабианского общества, избирался в парламент и с 1944 г. принимал активное участие в работе Палаты лордов. За выдающиеся литературные достоинства своих научных и  публицистических сочинений философ  был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1950 г. В 50-е и 60-е гг. Рассел стал все более активно  участвовать в обсуждении вопросов международной жизни.

Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал  имевшуюся у него в то время  монополию на ядерное оружие и  принудил СССР к сотрудничеству в  деле поддержания мира на планете. Известна декларация протеста Рассела —Эйнштейна, которая привела к организации  Пагуошского движения ученых.

В 1962 г. во время  Карибского кризиса он вел интенсивную  переписку с Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым, призывая к созыву конференции  глав государств, которая бы позволила  избежать ядерного конфликта.

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и  стран Варшавского договора в  Чехословакию в 1968 г. На закате своей  долгой жизни Бертран Рассел публикует  свою трехтомную «Автобиографию», еще  раз напоследок показав миру блеск  своего выдающегося ума.

Умер 2 февраля 1970 г. в Уэльсе в возрасте 97 лет.

Философская сторона

Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между  наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности  ответы на вопросы, в которых бессильна  теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую  значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими  и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций  выдающихся творческих личностей, оказывающих  своими системами существенное воздействие  на общественную жизнь. Наиболее плодотворными  традициями в истории философии  Рассел считает антиклерикализм  и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. Книги  Рассела «Проблемы философии» (1912) и «История западной философии» (1945) до сих пор считаются в англосаксонских  странах лучшим введением в философию.

Ранние взгляды

Рассел прошёл сложную  эволюцию взглядов, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения гегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту абсолютного идеализма, а затем под влиянием Мура, Мейнонга, Уайтхеда к неореализму .Рассел был одним из создателей концепции логического атомизма, которая объясняет необходимость передачи логической структуры языка на реальность и для создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать... определённый вид логической доктрины и на основе этого... определённый вид метафизики» Сформулирована в работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918). Позже эта концепция была развита Витгенштейном

В этот период Рассел внёс огромный вклад в создание математической логики, написав (совместно с Уайтхедом) фундаментальный трехтомный труд «Principia Mathematica» (1910-1913), где Рассел доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Проблему существования Рассел решали при помощи разработанного им учения о дескриптивных определениях (близко номинализму). При этом Рассел попытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии «существование вообще»: «Существует только один „реальный“ мир, воображение Шекспира - его часть; аналогично реальны мысли, которые он имел, когда писал „Гамлета“. Точно также реальны мысли, которые мы имеем, читая эту трагедию».В 10-20-е гг.Рассел сформулировал концепцию логического атомизма, но не принял конвенционализма и физикализма, в их крайней, ведущей к солипсизму форме. Дальнейшая эволюция взглядов Рассел состояла во все большем ограничении областей реальности, которым приписывается онтологически самостоятельное существование: если вначале Рассел учил об особом бытии (subsisting) как бы «априорных» логических отношений, то в 20-30-х гг., сближаясь с неопозитивизмом, Рассел‚ после колебаний, признал реальность лишь за чувственными данными (sense-data, particulars), входящими в состав так называемых «нейтральных» фактов (events). Близость философии Рассела неопозитивизму выразилась в том, что для него важнейшей философской проблемой было обоснование научного знания в чувственном опыте субъекта. Это проявилось в пристальном внимании к исследованию содержания и структуры опыта. На раннем этапе Рассел считал, что в структуре опыта наряду с чувственными данными присутствуют универсалии. В дальнейшем главным предметом внимания стала для него проблема перехода от непосредственного опыта, имеющего индивидуальный, «личный» характер, к общезначимому естественно научному знанию. Поэтому в поздний период Рассел выдвигал и отстаивал взгляды, согласно которым для понимания естественнонаучного знания важны такие его скрытые элементы, как «принципы недемонстративного вывода» или «постулаты научного вывода».

В целом Рассел сыграл значительную роль в формировании британской разновидности  неопозитивизма (логического позитивизма), с одной стороны, позитивистски истолковывая результаты своих логико-математических исследований, с другой стороны, исправляя своей критикой «чересчур» субъективистские выводы Венского кружка. В частности, он выступил против огульной характеристики проблем традиционно философии, как псевдопроблем.

Сложившаяся в его книгах «The analysis of mind» (N. Y.-L., 1924), «The analysis of matter» (N. Y. — L., 1927), «An outline of philosophy» (L., 1927) концепция нейтрального монизма усматривала в понятиях «дух» и «материя» лишь логические конструкции из чувственных данных и была близка к прагматизму Джемса и махизму. Она отличалась от последнего главным образом своеобразной терминологией: «Я верю,- писал Рассел, - что материя менее материальна, а дух - менее духовен, чем полагают...»

Развитие взглядов

В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Юмa. Рассел допускает существование «фактов», которые, в отличие от «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на «вере» в бытие внешнего мира. В работе «Человеческое познание. Его сфера и границы» (L.,1948, рус. пер., М., 1957) Рассел формулирует пять постулатов научного метода познания «физического мира», которые, по его мнению, образуют предварительные условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых познание осуществляется (Б. Рассел. Человеческое познание. М., 1957, с. 453-540). Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании настойчиво проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и позитивистском этапах его эволюции эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе (наравне с Муром, Рассел был основоположником логического анализа философии). В основном оформляется философия зрелого Рассела.

Теория познания Рассела  в значительной мере является попыткой соединить два различных принципа — принцип эмпиризма, согласно которому все наше знание происходит из опыта, и убеждение, традиционно считающееся рационалистическим, что логика составляет сущность философии. Одним из первых результатов применения логического аппарата к решению философских проблем стала теория дескрипций (описаний).

Важнейшим элементом теории познания Рассела была концепция  знания-знакомства — учение о непосредственном познании в опыте определённых объектов: чувственных данных и универсалий. Объекты, непосредственно познаваемые в опыте, сначала рассматривались Расселом также и в качестве онтологических единиц. Простые элементы опыта мыслились Расселом как своеобразные строительные блоки, из которых состоит весь корпус естественнонаучного знания. В поздних работах он частично отказался от учения о непосредственном познании в опыте таких объектов, как универсалии, считая подлинными объектами познания лишь «полные комплексы сосуществования», которые рассматривались как определённые совокупности качеств.

Свою позднюю философскую  позицию Рассел определял как реализм и логический атомизм (отчасти под влиянием Витгенштейна), поскольку «картина мира» есть совокупность логических высказываний. Рассел принимает теорию внешних отношений, следствием которой было утверждение существования субстанциально-нейтральных элементов мира, при котором имеется функциональное различение субъективного и объективного. Сама теория была взаимосвязана с разделением бытия на «существующее» (физические вещи и содержание сознания) и «идеально существующее» (математические и логические объекты, отношения, прошлые и будущие события, заблуждения, иллюзии, кентавры, круглые квадраты).

Этика

В области этики Рассел стоял на позициях эмотивизма. В поздний период своей общественно-политической деятельности получил известность как критик западной цивилизации, видел её основной порок в гипертрофированном развитии науки производства при отсутствии подлинно гуманистических ценностей и идеалов. Выступил против противопоставления сферы разума и чувств, фактов и ценностей, а также за более тесную связь этики и политики. Призывал к отказу от принципа силы как средства решения международных политических проблем. Рассел был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ.

Антиклерикализм. Атеизм.

Большое место в творчестве Рассела занимала критика религии  и христианской церкви, в которых  он видел средство подавления человеческой личности. В атеистических кругах Рассел почитается как один из самых  влиятельных атеистов. Рассел автор  множества книг, посвящённых защите атеизма. Одна из самых известных  его работ «Почему я не христианин»


Информация о работе Рассел Бертран Артур Уильям (1872 – 1970 гг.)