Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:31, контрольная работа
Теория персонализма (на основе теории монад). Самая высокая ценность человека – его личность.
1. Религиозная ветвь персонализма – считает, что высшая ценность – личность, а это социальное качество. В этой ветви самая личность – Бог. В его личности сосредоточены всё многообразие мира. Личности людей в той или иной мере
отображают личность Бога.
2. Материалистическая ветвь – отражает существенную черту поведения людей. Люди в первую очередь видят (пытаются), свои жизненные интересы (монады видят мир), а других людей видят или не видят, в зависимости от того входят ли они в личные интересы.
13. Рационализм Лейбница
Философские теории Лейбница.
Теория персонализма (на основе теории монад). Самая высокая ценность
человека – его личность.
1. Религиозная ветвь
а это социальное качество. В этой ветви самая личность – Бог. В его личности
сосредоточены всё многообразие мира. Личности людей в той или иной мере
отображают личность Бога.
2. Материалистическая ветвь – отражает существенную черту поведения людей.
Люди в первую очередь видят (пытаются), свои жизненные интересы (монады видят
мир), а других людей видят или не видят, в зависимости от того входят ли они
в личные интересы.
Теодицея Лейбница (оправдание Бога). В своё время необычную теодицею
предложил Августин. У человека есть тело, душа, дух. Дух дается Богом
(с материалистических позиций:
душа – телом. Если бы так было, то не было бы зла. Но люди, совершили
грехопадение. Что привело к резкому сокращению их интеллекта, из-за чего дух
потерял контроль над душой. А душа, без духа, не может управлять телом. В
результате тело управляет душой. От этого и всё зло. Тем самым выгораживается
Бог (т.к. в зле виноваты сами люди). С точки зрения Августина видна суть
полемики между Юмом, Хори (может, Хорни?), Фрейдом
на то, что он (Фрейд) необычайно увеличивает влияние тела на социальные качества
человека. Лейбниц же выдвинул другую теодицею. Он считал, что человек
так устроен, что если человек не видел зла, то он не в состоянии оценить добро
(Человек не видевший грязи – не оценит чистоты). В основе этого принципа лежит
еще высказывания древних: “Чтобы судить о чем-то нужно иметь, хоть малейшее
представление об этом”. ”Не нужно помогать людям, которые ничего не делают,
т.к. они не в состоянии оценить”. Аристотель, говорил, что вещь,
доведенная до крайности, приводит к противоположности. “Храбрость – середина
между трусостью и безрассудством”. Гераклит говорил, что все есть война,
подчеркивая, что не видевший зла не может оценить добро, не болевший – не
оценит здоровье. Получается, по Лейбницу, что количество зла в мире меняется в
зависимости от человеческой тупости для того, чтобы они (люди) поумнели.
Эзотерическая философия Лейбница (опубликована им за месяц до смерти).
Кратко суть в следующем: “Выживает только то, что наилучшим образом согласуется
с действительностью и имеет наибольшее число связей с окружением”. По Лейбницу
получается, чтобы выжить, нужно иметь как можно более высокий интеллект. Для
того, чтобы согласовать своё поведение под окружающую действительность. С
человеком у которого большой интеллект больше людей дружит, а со слабым меньше.
Эзотерическая философия объясняет – один из уровней общественного сознания.
Феномен общественного сознания пребывает в двух основных видах и в каждом
уровне имеет три уровня.
1 . Вид: опредмеченные идеи людей (национальный дух диктует поведение
каждому индивидуальному сознанию). Представлен в виде материальной и
духовной культуры, а так же в системе отношений: материальных,
духовных и общественных.
2.
Вид непосредственного
свои проблемы, находится в процессе духовного производства. Все эти идеи –
носят личностный характер и никому другому, кроме самих себе не нужны, но есть
идеи которые нужны людям, поэтому люди друг за другом наблюдают. И как только
появляется что-то нужное, это подхватывается многими. В этом и есть
духовное (общественное) производство. Идеи принимают определённое
представление. Затем представления рождают идеи .
В духовном производстве и опредмечивании есть три уровня:
1 . Обыденное - основа общественной психологии.
2. Профессиональное.
– основа общественной
3. Конформистский уровень. (уровень приспособления людей к
окружающим людям и предметам (обстановке) – основа массового сознания).
Следует различать соответствующее поведение человека обстановке и
приспособленческая позиция. Это не одно и тоже. Приспособительский элемент
мышления направлен на стремление человека выжить.
Феномен в массового сознания появился не более 100 лет назад. Люди в
одинаковых ситуациях мыслят одинаково. Массовым приспособительное поведение
становится тогда, когда
масса людей находится в
обладает определёнными возможностями. Примерно одинаковость обстановки и
возможностей обладает урбанизация, либерализация. Чтобы
согласовать своё поведение с обстановкой нужно хорошо знать прошлое, настоящее
и ее перспективы. У людей, как подчеркивал Жан Буридан, есть две
важные проблемы: информация и выбор. У Лейбница
оказывается нужно знать не только обстановку, но и мнение людей, для этого и
делаются опросы общественного мнения.
Другими словами все философские взгляды Лейбница фактически имеют отклик в
современном естествознании (теория монад), а также по поводу организации этим
сознанием.