Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:16, доклад
Один из основоположников философии Нового времени Рене Декарт 1596-1650, французский философ, математик и физиолог принципиально иначе решал вопрос о том, каким образом человек постигает истину и получает достоверные знания о мире. В отличие от индуктивного метода Ф. Бэкона общие положения выводятся из частных фактов, метод Р. Декарта — дедуктивный, то есть он выводит частное из общего.
13. Рационализм Нового времени Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Один из основоположников философии Нового времени Рене Декарт 1596-1650, французский философ, математик и физиолог принципиально иначе решал вопрос о том, каким образом человек постигает истину и получает достоверные знания о мире. В отличие от индуктивного метода Ф. Бэкона общие положения выводятся из частных фактов, метод Р. Декарта — дедуктивный, то есть он выводит частное из общего. Для достоверности своего метода философ предъявляет к нему четыре требования:
1 допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, все остальные подвергать сомнению
2 расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее более простые
3 методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному
4 не делать никаких
пропусков в логических
Если у Ф. Бэкона критерий истины — достоверность опыта, то у Р. Декарта — это ясное и отчетливое представление сознания о предмете. Истинность этого представления, как считал Р. Декарт, гарантирована Богом, который вложил в человека естественный свет разума.
Итак, согласно Р. Декарту, в основе бытия лежит мышление. Это убеждение выражено в его знаменитой фразе: Cogito ergo sum — Я мыслю, следовательно, существую. Мыслитель считал также, что фундамент мышления и познания составляют так называемые априорные врожденные идеи, которые изначально присущи каждому человеку, но не как готовые, сформулированные истины, а лишь как задатки или предрасположения ума. К таким врожденным идеям философ относил идею Бога как совершеннейшего существа и аксиомы математики, например: если к равным величинам прибавить равные, результаты будут равны между собой. Все эти идеи он рассматривает как воплощение естественного света разума.
Итак, для Р. Декарта существование мышления более достоверно, чем существование материи. Но он ее не отрицал. Подход французского философа можно назвать дуалистическим. Он выделял в мире две самостоятельные субстанции — материю, для которой характерна протяженность, и мышление, для которого характерна непротяженность и неделимость.
Материалистическая
Учение Р. Декарта, в котором он большое внимание уделял мышлению, наложило большой отпечаток на его жизнь. Утром философ подолгу не вставал с постели, предаваясь размышлениям. После полудня отдыхал в саду, беседовал с друзьями. Но ленивым он не был — после четырех часов начинал работу, которая длилась до ночи. За год до смерти философ переехал в Стокгольм по приглашению шведской королевы Христины. Там он простудился и умер; по другой версии, был отравлен.
Бенедикт Спиноза 1632-1677 — нидерландский философ, еврей по происхождению. Настоящее его имя — Барух. За вольнодумство был отлучен от синагоги, эмигрировал во Францию, где умер в нищете.
Фундамент философских воззрений Б. Спинозы — учение о природе, в котором он был пантеистом: считал природу единственной субстанцией, которая является причиной самой себя. Природа делится на творящую Бог и сотворенную, которые находятся в неразрывном единстве. Другие ее свойства: вечность, бесконечность, неделимость и т. д. Эта субстанция обладает признаками, среди которых Б. Спиноза выделял необходимые и возможные признаки.
Необходимых признаков — атрибутов, как считал философ, бесконечное множество, человек же может постичь лишь два — протяженность и мышление. Возможные признаки — модусы. Основными модусами субстанции Б. Спиноза считал движение и покой. Субстанция и ее атрибуты и есть творящая природа, а модусы — сотворенная. Все единичные вещи относятся к этой субстанции как множество точек, лежащих на прямой, к самой прямой.
Другая характерная черта
учения Б. Спинозы — жесткий детерминизм.
В природе все подчинено
Философ считал, что необходимость не только не исключает свободы, а наоборот, предусматривает ее. Б. Спиноза рассуждал так: если бы в природе господствовал хаос и человек как ее часть не подчинялся необходимости, то тогда и природа, и, что еще хуже, человек, был бы сам для себя непредсказуем. Но, поскольку необходимость существует, то, познавая ее, человек становится свободным. Именно Спиноза был автором известного изречения: Свобода — осознанная необходимость.
Какую же необходимость должен познать человек, чтобы стать свободным Это, во-первых, познание природы мира и, во-вторых, познание собственной природы. Большее внимание Б. Спиноза уделял второму, так как считал, что человек свободен, когда действует по необходимости собственной природы, а не по принуждению. В чем же природа человека
Воззрения на нее философ изложил в своем этическом учении, в произведении Этика, доказанная в геометрическом порядке. Все многообразие психической жизни человека он сводил к двум простым составляющим:
1 к разуму, с которым отождествлял волю
2 к страстям, или аффектам:
а радость
б печаль
в вожделение.
Эти аффекты вырастают из стремления человека к самосохранению. Человек зависим от аффектов, которые он не осознает. Поэтому познание этих аффектов и есть путь к свободе. Для того, чтобы это познание было успешным, оно должно само стать аффектом, заглушив собой все остальные аффекты. Отсюда Б. Спиноза делал вывод, что самый свободный человек — это отрешенный от жизни мудрец, не имеющий никаких аффектов, кроме интеллектуальной любви к Богу, проявляющейся в познании природы путем ее созерцания.
Немецкий философ и
математик Готфрид Вильгельм
Лейбниц 1646-1716, так же, как и Б.
Спиноза, разрабатывал концепцию субстанции.
В этом учении он использовал давнюю
идею о единстве макрокосма и микрокосма.
Центром его философии было учение
о монадах — простых неделимых
субстанциях, духовных единицах мироздания.
Субстанций-монад бесконечное
По степени совершенства, запрограммированного Богом, существует три вида монад, различающихся разной способностью к представлениям:
1 низшие — характеризуются
темными представлениями, или
пассивной способностью
2 монады-души — могут иметь ощущения и более яркие представления
3 монады-духи — имеют сознание, способность к мышлению.
Соединение первых монад с материей порождает неодушевленные предметы, вторых — живых существ и третьих — людей.
С одной стороны, каждая монада — это отдельный мир в себе, а с другой — отображает и содержит в себе весь мир в целом.
Важнейшая черта всех монад — их целенаправленное развитие. Движущая сила этого развития — внутренняя программа, заложенная в каждой монаде Богом. Конечная цель этого саморазвития, или программа-максимум каждой монады — состояние Бога, бесконечное приближение к которому — природное стремление всех монад.
Значение философии Г.В.
Лейбница в том, что он первым из
философов Нового времени делает
попытку преодоления
Информация о работе Рационализм Нового времени Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц