Рационализм в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:20, реферат

Краткое описание

Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.

Содержание

1. Введение 3

2. Эмпиризм в философии Нового времени 4

3. Рационализм в философии Нового времени 4

3.1 Рене Декарт (1596-1650) 5

3.2 Бенедикт Спиноза (1631 - 1677) 9

3.3 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) 10

4. Заключение 11

5. Литература: 12

Вложенные файлы: 1 файл

Философия2.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

1. Введение 3

2. Эмпиризм в философии Нового времени 4

3. Рационализм в философии Нового времени 4

3.1 Рене Декарт (1596-1650) 5

3.2 Бенедикт Спиноза (1631 - 1677) 9

3.3 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) 10

4. Заключение 11

5. Литература: 12

  1. Введение

     1.1 Проблема метода познания: эмпиризм и рационализм

     Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального  развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция  переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации  оказывается отброшенной с переднего  края общественного развития. Общее  движение от феодализма к капитализму  носило противоречивый характер и часто  принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.

     Разложение  феодализма, зарождение и развитие капитализма связано с прогрессом в экономике, технике, преобразованиями в социальной сфере и политике. В эпоху Нового времени блестящие  европейские учёные и мыслители  в свете новых представлений  осмысливали различные проблемы, волновавшие умы современников- это проблемы смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и  мира. Человеческий опыт был провозглашён главным источником знания о природе (Ф.Бэкон), человек был признан  главным орудием познания мира (Р.Декарт). Мир был объявлен познаваемым  с помощью тех средств, которые  были доступны человеческому разуму. Наука стала считаться той  силой, которая способна изменить природу  и человека, а научное знание стало  восприниматься как коллективное общественное достояние.

     XVII век иногда называют "веком  гениев", имея в виду плеяду  прекрасных учёных и философов  (Галилей, Кеплер, Декарт, Паскаль,  Лейбниц, Ньютон и др.), естественнонаучные  и математические открытия которых  определили содержание научной  революции. Дело, однако, не только  в больших научных открытиях.  Принципиально важным было то, что были сформулированы идеалы  и нормы научной деятельности, процедуры исследования и доказательств,  которые впоследствии получили  название классических и которые  в некоторых областях науки действуют и сегодня.

     Крупный шаг в развитии теории познания был  сделан европейской философией XVII в., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Меняется сознание людей, происходит дискуссия  о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет  свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о  методе познания и критериях истинности знания.

     В силу всего перечисленного, философия  Нового времени не является тематически  и содержательно однородной, она  представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма  (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

     Успешное  освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо  без развития наук о природе, а  претворение в жизнь новых  социально-политических идеалов предполагало иную, по сравнению с теоцентризмом, модель человеческого участия в  переустройстве мира. Новое время  входило в жизнь и развивалось  под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием  реализации этих лозунгов явилось рациональное знание.

     Один  из классиков философии Нового времени, Ф.Бэкон, выразил это в ставшем  знаменитым утверждении: "Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным".

     2. Эмпиризм в философии Нового времени

     ЭМПИРИЗМ (от греч . empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк - представители материалистического эмпиризма. Для него характерно признание того, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Дж. Беркли, Д. Юм - представители идеалистического эмпиризма. Он ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

     Основные  черты эмпиризма  философии Нового времени, заключаются в следующем:

     - исключительная значимость и  необходимость наблюдений и опыта  в обнаружении истины;

     - путем, ведущим к знанию, является  наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;

     - исключительно все знания черпаются  из опыта, ощущений.

     3. Рационализм в философии Нового времени

     РАЦИОНАЛИЗМ (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское  направление, признающее разум основой  познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной  причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и  критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии  Просвещения.

     3.1 Рене Декарт (1596-1650)

     Самый яркий представитель рационалистического  направления - Рене Декарт - французский  философ, математик, физик и физиолог. Самой совершенной наукой признавал  математику и считал необходимым  все остальные науки построить  по её образцу. В соответствии с этим главную роль в познании истины он отводил не опыту, а теоретическому мышлению, разуму. Заложил основы аналитической  геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие  импульса силы. Автор теории, объясняющей  образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление  о рефлексе (дуга Декарта). Основные сочинения: "Геометрия" (1637), "Рассуждение  о методе..." (вышедшее в 1637 г. как введение к его трактату о геометрии ), "Начала философии" (1644).

     Естествознание XVI-XVII в. еще не формулирует новые  принципы познания, скорее реализует  их в процессе овладения своим  предметом. Если философия Бэкона - предвестник нового, симпатизирует  естествознанию, создает для него философское обоснование, то в философии  Декарта уже закладываются общие  основания новой теории света, в  которой не только обобщены, но и  философски разработаны и оценены  все полученные к тому времени  научные результаты. Поэтому философия  Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, соответствующий актуальному  состоянию естествознания и определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и изменения в развитие философского мышления, новую ориентацию в философии.[6]

     Материалистическое  мировоззрение изложено в "Физике" Декарта. Оно основывалось на механистическом понимании материи и движения. Согласно его теории, материя состоит из делимых частиц (корпускул) трёх родов: элементов огня, воздуха и земли. Корпускулы различаются размером и формой и сплошь заполняют пространство. Свойством материи является протяжённость. Движение материи есть перемещение её частиц. Количество движения равно произведению массы на скорость.

     В учении о познании Декарт - родоначальник  рационализма и сторонник  учения о врожденных идеях. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает никакого сомнения. Основные принципы логики и математики Декарт считал врождёнными людям и не имеющими опытного происхождения.

     Наиболее  выдающиеся из его философских трудов - это работы, посвященные (как и  у Бэкона) методологической проблематике. К ним принадлежат "Правила  для руководства разума", написанные в 1628-1629 гг., и "Рассуждения о методе" в которых Декарт излагает методологию научного познания- способ конкретного достижения наиболее истинного, достоверного знания. В "Рассуждении о методе" Декарт говорит, что его "умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум". Правила, которых он придерживается и которые считает важнейшими, он формулирует следующим образом:

     не  принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как  истинную с очевидностью;

     избегать  всякой поспешности и заинтересованности;

     не  включать в свои суждения ничего, кроме  того, что предстало как ясное  и видимое перед моим духом, чтобы  не было никакой возможности сомневаться  в этом;

     разделить каждый из вопросов; которые следует  изучить, на столько частей, сколько  необходимо, чтобы эти вопросы  лучше разрешить;

     свои  идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших  и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая  порядок даже среди тех, которые  естественно не следуют друг за другом;

     совершать везде такие полные расчеты и  такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.

     Правила Декарта, как и все его "Рассуждения  о методе", имели исключительное значение для развития философии  и науки Нового времени[12]. Правила  Декарта представляют собой распространение  на все достоверное знание тех  рациональных способов и приемов  исследования, которые эффективно применяются в математике (в частности, в геометрии). Повторим, что это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования.

     Продуктивным  методом декартовской философии  и гносеологии являются: формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными  нормами и ряд других.

     Первую  и исходную определенность философии  Декарт видит в определенности сознания - мышления. Требование к мышлению Декарт выражает словами: "во всем должно сомневаться" - это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает отвержение всех определений. Декартово  сомнение и "отвержение всех определений" исходит не из невозможности существования  этих определений. Принцип Декарта  выдвигает сомнение не как цель, а как средство.

     В основе всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания ("мыслю, следовательно, существую").

Информация о работе Рационализм в философии Нового времени