Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:10, реферат
Исходной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомнение. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины: Декарт полагал, что только путем постановки под сомнение любого знания, которое уже имеется, можно дойти до основ, которые могут служить отправной точкой для любых дальнейших рассуждений, поскольку первый принцип, базис для всего знания, не подлежит сомнению
1) Введение…………………………………………………………………..........2
2) Биография…………………………………………………………………........3
3) Философские основы физики Декарта………………………………….........4
4) Учение о методе………………………………………………………….........9
5) Метафизика и дуализм………………………………………………………..10
6) Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию 17-19вв… 12
7) Список используемой литературы………
Федеральное агенство по образованию
Университет
Реферат по учебной дисциплине «Философия»
Рационалистическая философия Рене Декарта
Выполнил студент группы:
Проверил преподаватель:
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание:
1) Введение…………………………………………………………
2) Биография………………………………………………………
3) Философские основы физики Декарта………………………………….........4
4) Учение о методе…………………………………………………………..
5) Метафизика и дуализм………………………………………………………..
6) Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию 17-19вв… 12
7) Список используемой литературы……………………............
Введение.
Исходной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомнение. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины: Декарт полагал, что только путем постановки под сомнение любого знания, которое уже имеется, можно дойти до основ, которые могут служить отправной точкой для любых дальнейших рассуждений, поскольку первый принцип, базис для всего знания, не подлежит сомнению. В этом выразился антитрадиционализм Декарта, полагавшего, что только освобождение от традиции может открыть новые возможности для познания и науки.
Биография.
Родившись в дворянской семье, Рене получил хорошее образование. В 1606 году отец отправил его в иезуитскую коллегию Ла Флеш. Учитывая не очень крепкое здоровье Декарта, ему делали некоторые послабления в строгом режиме этого учебного заведения, например, разрешали вставать позже других. Приобретя в коллегии немало познаний, Рене Декарт в то же время проникся антипатией к схоластической философии, которую он сохранил на всю свою жизнь.
После окончания коллегии Декарт продолжил образование. В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права. В 1617 Декарт поступает на службу в армию и много путешествует по Европе.
1619 год в научном
отношении оказался ключевым
для Декарта. Именно в это время,
как Рене сам писал в дневнике,
ему открылись основания новой
«удивительнейшей науки». Скорее
всего, Декарт имел в виду открытие
универсального научного
В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом.
В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства.
В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи.
В 1637 на французском языке выходит работа Рене Декарта «Рассуждение о методе», с которой, как многие считают, и началась новоевропейская философия.
В 1641 появляется главное философское сочинение Декарта «Размышления о первой философии» (на латинском языке), а в 1644 «Первоначала философии», работа, замышлявшаяся Декартом как компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора.
Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г. В том же году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.1
Философские основы физики Декарта.
Физика Декарта, в которой
он выступал как мыслитель материалистического
толка XVII века, занимает в его учении очень
важное место. В физике он рассматривал,
прежде всего, проблемы материи и движения,
и стремился дать с механистических материалистических
позиций всеобъемлющую систему природы.
Однако материализм в физике Декарта страдал
ограниченностью и непоследовательностью.
Материей он считал все то, что имеет объем
и занимает известную часть пространства,
то есть отождествлял ее с протяженностью,
наделяя исключительно механическими
свойствами и геометрическими. Материя
по Декарту, состоит из отдельных бесконечно
делимых частиц, различающихся только
величиной, фигурой и направлением движения.
Декарт как представитель механицизма
лишал материю качественного многообразия,
сводил ее к голому количеству. Такие объективные
качества, как теплота, цвет и т.п., он считал
не качествами самих материальных тел,
а лишь ощущениями человека, вроде щекотки
или боли.
Математика для Р. Декарта - идеал научности,
именно то, что недостает господствовавшим
в то время учениям о Боге, природе и человеческой
душе. Лишь она одна (математика) обладает
той степенью очевидности, до которой
другим разделам знания необходимо было
еще дорасти. Поэтому естественной для
Декарта будет точка зрения, согласно
которой, степень математизации того или
иного учения совпадает со степенью научности.
Поднять же человеческое знание на высоту
математического можно лишь тогда, когда
оно будет связано одним общим методом,
заимствованным от геометрии, к разработке
которого философия должна приступить,
опираясь на математическую дедукцию.
Противоположностью дедукции с ее синтезом,
как известно, является индукция, на которой
базировался эмпиризм Фрэнсиса Бэкона.
Достоверность знания является идеалом
как для Ф. Бэкона, так и для Рене Декарта.
Но для английского мыслителя эта достоверность
достигается за счет обращения к эмпирии,
к чувственной достоверности. Для Декарта
эмпиризм, напротив, не может свидетельствовать
в пользу непосредственной достоверности.
Последняя достижима лишь за счет интуиции
- простого и первичного акта души. Интуиция,
как ее определяет Декарт в «Правилах
для руководства ума», представляет собой
«простое и отчетливое... понятие ясного
и внимательного ума, порождаемое естественным
светом разума и благодаря своей простоте
более достоверное, чем сама дедукция».
Анализ, которому отводилось ведущее место
в рамках методологии Бэкона, не отвергается
и французским философом. Анализу отводится
предварительная роль при отыскании исходного
пункта, наиболее простого и элементарного,
с которого должен начинаться дедуктивный
синтез.
Декарт был одним из создателей новой
науки. В механике Декарту принадлежит
заслуга провозглашение законов сохранения
и инерции движения. Установленная Декартом
мера движения, как и сформулированный
им закон преломления света, были вскоре
оставлены позади дальнейшим развитием
науки, не уменьшает их значения как относительных
объективных истин, как необходимых ступеней
в движении познания.
Новым в законе инерции Декарта было понятие
инерции движения, наряду с инерцией покоя.
Это понятие было значительным шагом вперед
от учения о первичности покоя к учению
о покое как частном случае движения, ибо
Декарт впервые поставил здесь вопрос
о покое как о прекращении движения, как
о производном явлении, требующем нарушения
инерции движения.
Наконец, гениальное открытие аналитической
геометрии, основанное на понятии переменной
величины, рассматривающей линии и фигуры
в их становлении, вносило движение в математику,
подготовляло диалектическое дифференциальное
исчисление. Математических и физических
открытий Декарта вполне достаточно, чтобы
он занял достойное место в славной плеяде
великих естествоиспытателей XVII столетия.
Все же не одними этими открытиями, как
бы ни было велико их значение, определяется
место Декарта в истории познания и его
положение в ряду великих современников.
Не в этих открытиях своеобразие его исторического
значения. Специфическая заслуга Декарта
в истории научного мышления, обусловливающая
его особое историческое значение в развитии
познания, состоит прежде всего в том,
что он создал первую с и с те м у природы,
базирующуюся на принципах новой науки.
Именно он создал первую механистически-
Без активного участия в практической
и конкретной естественнонаучной работе
Декарт не мог бы в такой мере овладеть духом
нового «естественнонаучного образа мышления»,
чтобы впервые создать насквозь проникнутую
этим духом систему природы. Исключительное
значение его физики для распространения
и развития новой идеологии как раз и коренится
в том, что в ней обобщены и сформулированы
теоретические устои, на которых основывались
многообразные единичные открытия.
Физическое учение Декарта является материалистической
системой природы, хотя и непоследовательно
материалистической. В трех пунктах явственно
обозначаются границы материализма физики
Декарта, в трех пунктах отчетливо обнаруживается
ее теологическая непоследовательность.
Эта непоследовательность сказывается,
во-первых, в учении о происхождении материи.
Как правильно указывал в своей «Истории
новой философии» Людвиг Фейербах, Декарт
выводит материю из бога, а не из нее самой.
Эта непоследовательность выражена Декартом
в его учении о двойственном понятии субстанции,
в различении субстанции в собственном
смысле слова (бог и сотворенной, субстанции,
нуждающейся для своего существования
в содействии бога. Эта непоследовательность
была преодолена уже в материализме Спинозы,
учение которого о природе хотя и сохраняет
теологическую оболочку, но по существу
утверждает первичность материи.
Второй теологической границей материализма
картезианской физики является учение
о внедрении богом движения в материю,
учение о боге как общей причине движения.
Подобно тому, как признание сотворения
материи привело к различению двух видов
субстанции, признание сотворения движения
привело к различению двух видов причин.
Кроме частных физических причин отдельных
движений, Декарт допускает еще общую
причину всех движений, которой является
бог.
Следует, однако, отметить, что эта теологическая
непоследовательность связана с метафизическим
характером картезианского материализма.
Учение о материи как самопричине, как
абсолютной субстанции, связано с понятием
взаимодействия, превосходящим строго
механистическое учение о причинности.
Такое учение является шагом от метафизической
абстракции материи без движения по пути
к учению о самодвижении материи. Декарт
сводит материю к протяжению, вследствие
чего он вынужден ввести движение в материю,
а не вывести его из нее, так как движение
не выводимо из абстрактно геометрического
понятия протяжения. Внедрение богом движения
в материю является характерной для присущего
XVII веку абстрактно метафизического понимания
материи формой выражения того положения,
что протяжение само по себе не содержит
движения. Третьей границей материализма
картезианской физики является учение
о душе. Декарт, как известно, не только
не довел свой материализм доверху, т.
е. не распространил его на общественную
жизнь, но не довел его и до человека как
мыслящего существа. Человек как разумное
существо остается по ту сторону физики
Декарта. Исключение, человеческого мышления
из системы природы составляет границу
проведения Декартом важнейшего принципа
его физики — принципа материального
единства мира, имевшего огромное значение
в борьбе против схоластического мировоззрения.
Обратимся к некоторым специфическим
чертам обоснования и развития принципа
материального единства мира в физике
Декарта. Одним из отличительных признаков
картезианской физики является отрицание
пустоты. «Во всем мире существует одна
и та же материя»! Единая материальная
субстанция не допускает рядом с собой
в природе никакой другой материи и ничего
нематериального; причем материя эта -
однородна, гомогенна. Что же такое пространство?
Если оно нематериально, — ему не может
быть места в материалистической физике,
оно взорвало бы учение о материальном
единстве природы, кроме того, как иная
субстанция, пространство было бы несоизмеримо
с материей. Если пространство материально,
то в каком отношении оно находится к материальной
субстанции? Если это материя, отличная
от телесной,— в физику сразу вносится
несводимость, гетерогенность. Да и в чем
отличие этих двух видов материи? Бесконечная
делимость пространства и неделимость
материальных атомов? Но, по Декарту, вся
материя бесконечно делима, непрерывна,
и в этом отношении она не оставляет места
для двойственности. С другой стороны,
противопоставление пространства остальной
материи нелепо для последовательного
механистического материализма потому,
что пространство есть не что иное, как
субстанциализированное протяжение, между
тем, материя как раз и есть протяженная
субстанция. «Протяжение..., составляющее
пространство, совершенно тождественно
с тем, которое составляет тело». Пространство,
понимаемое как материальная субстанция,
в рамках материалистической системы
тождественно с материей, трактуемой строго
механически. Таким образом, Декарта побуждает
к отрицанию пустого пространства, — т.
е. пространства как чего-то отличного
от остальной материи и независимого от
нее, — последовательное проведение материального
единства природы и столь же последовательное
проведение механистического сведения
в понимании материи. Картезианское понятие
движения не наделяет движущиеся тела
дополнительными качествами или силами,
отличающими их от тел неподвижных. «Все
реальное и положительное в движущихся
телах, благодаря чему они и называются
движущимися, находится также в других,
соприкасающихся с первыми телах, хотя
последние рассматриваются как покоящиеся».
Понятие относительности движения сливается
здесь со стремлением Декарта систематически
выдержать строго механистическое понятие
материи. Именно вследствие элиминирования
понятия силы из механики Декарт может
одновременно заявлять: «Вся моя физика
есть не что иное, как механика» и: «Вся
моя физика есть не что иное, как геометрия».
Движение является «принципом индивидуации»
картезианской физики, им объясняет Декарт
все различия вещей. Для Декарта многообразие
вещей не дано изначально, а возникает,
благодаря движению тождественных частей
материи. Здесь мы видим еще один антисхоластический
аспект учения об относительности движения.
Физика Декарта не терпит иного движения,
как перемещение, иного качества, как протяжение,
иной субстанции, как протяженная. Вся
природа есть только система перемещений
частей единой и единственной протяженной
субстанции.
Таковы общие контуры физической системы
Декарта, классической системы механистического
материализма, в течение двух веков служившей
источником и прототипом всех материалистических
систем природы. Система природы Декарта
была антитезой схоластического миропонимания,
подрывающей его до самых корней, до основоположных
устоев. Физика Декарта дала развернутое
антисхоластическое понимание природы
как движения материи. Таково рациональное
зерно, определяющее объективное историческое
значение картезианской системы природы.
Материалистическая физика Декарта односторонне
развивает, универсализирует одну из форм
движения материи — механическое движение.
В этом ее революционная историческая
сила и вместе с тем— историческая граница
.2
Учение о методе.
Ко всем наукам Декарт
пытался применить особенности математического
метода познания. Он выдвинул идею всеобщей
математизации научного знания. В математике
Декарт более всего ценил то, что с ее помощью
можно прийти к твердым, точным, достоверным
выводам. К таким выводам, по его мнению,
не может привести опыт. Рационалистический
метод Декарта и представлял собой философское
осмысление и обобщение тех приемов открытия
истин, которыми оперировала математика.
Философия для Декарта предстает основой
всех наук. Практический метод Декарта
состоит в переходе от общего к частному,
основой которого всегда выступала математика
(дедукция).
Декарт стремился построить научное знание
в систематическом виде, а это возможно
только, если в его основе будет лежать
очевидное и достоверное утверждение.
Таким утверждением Декарт считал суждение
«Я мыслю, следовательно, существую». Ход
мысли Декарта таков: все необходимо подвергать
сомнению, так как во всем можно сомневаться,
кроме мышления. Даже если мысли мои ошибочны,
все равно я думаю, когда они приходят
ко мне. Декарт использует термин «мышление»,
чтобы охватить всю сознательную духовную
деятельность. Уверенность, что он есть
«мыслящая вещь», дает Декарту основу
для конструирования всей системы знания.
Он установил это посредством метода сомнения
и того, что называет «светом разума».
Однако, это не скепсис, который был в античной
философии, сомнение для Декарта лишь
средство построения прочного знания,
а не самоцель. Скепсис Декарта – скепсис
методологический, который должен привести
к первичной достоверности.
В «рассуждении о методе» Декарт описывает
те правила, которые дают способ достижения
наиболее истинного, достоверного познания.
Эти правила следующие:
1) исходить в своих рассуждения только
из таких положений, которые предстают
в уме ясными и отчетливыми не вызывают
никаких сомнений в своей истинности;
2) разделять каждую сложную проблему на
составляющие ее частные вопросы, чтобы
каждую часть в отдельности лучше разрешить;
3) в своих рассуждениях стараться переходить
от предметов самых простых и легко познаваемых
к познанию более сложных вещей, от известного
и доказанного – к менее известному и
недоказанному;
4) стараться не совершать никаких пропусков
в своих рассуждениях в процессе логического
хода мыслей;
Своим учением Декарт заложил основы дуализма
– противопоставления двух субстанций:
мышления и материи. Он признает, что мышление
и материя не зависят друг от друга. Субстанция
– это такая вещь, которая для своего существования
не нуждается ни в чем, а только в самой
себе. Поэтому Декарт приходил к выводу,
что совершенной субстанцией является
только Бог, который для него – лишь гарант
истинности познания. По Декарту, Бог не
способен обманывать человека, как это
случается сплошь и рядом в жизни. Возможность
истины обусловлена существованием врожденных
идей или истин (предрасположения ума
к известным аксиомам и положениям) к которым
он относит прежде всего математические
аксиомы.
Декарт придерживался принципа гносеологического
оптимизма, согласно которому возможности
познания безграничны.3
Метафизика и дуализм.
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.
Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии Бога», от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «Если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «Из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.
С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.
Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология, и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов.
Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.4
Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию 17-19вв.
Декарт очень силен в математике, не в последнюю очередь отсюда, надо полагать, развивается у него склонность к обобщениям максимально универсального философского характера. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. Реконструируем последовательно основные положения декартовской философии.
Философская проницательность Декарта требует от него прежде всего обоснования достоверности знания. Ему слишком хорошо известны доводы скептиков на этот счет. Сам Декарт стремится использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнение не только уместно, но и вообще является эффективным приемом в научных исследованиях. Впрочем, Декарт не останавливается на методическом сомнении, он ищет основания достоверности знания. Простое бэконовское утверждение относительно достоверной силы эксперимента Декарту — в силу уже указывавшихся оснований — не подходит. Искать надо не в области эксперимента, а где-то в другом месте. Где? В области человеческого интеллекта, конкретнее — с учетом недостоверности чувственных восприятий — в уме человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к человеческому интеллекту, есть настоятельная философская необходимость обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское: "Я мыслю, следовательно, существую". Основание всякой достоверности суждений — наличие размышляющего субъекта. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени — размышляющий субъект. Философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к концепции человека разумеющего.
Информация о работе Рационалистическая философия Рене Декарта