Рациональное познание и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса: так понятие металл обозначает наличие специфических свойств всех элементов – металлов (например, их электропроводность). Именно понятия выступают как бы атомами мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете (например, медь - металл).

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант40.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Вариант40(12)

 

  1. Рациональное познание и его формы

 

 

 Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса: так понятие металл обозначает наличие специфических свойств всех элементов – металлов (например, их электропроводность). Именно понятия выступают как бы атомами мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете (например, медь - металл). Суждения фиксируют отношения между различными предметами, явлениями и их свойствами. И с помощью умозаключения устанавливается связь между разными суждениями и делается определенные выводы (все металлы проводят электрический ток). Следовательно, медь является проводником электрического тока.

Не смотря на кажущуюся простоту названых форм рационального познания, они являются достаточными и необходимы для различных мыслительных операций. С их помощью может быть выражено все богатство человеческих знаний. А уже в античности зародились два противоположных течения – Сенсуализм и Рационализм.

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, восприятие) отводит ведущею роль в познание органам чувств и считает, что из чувственных данных, логическим путем выводится все содержания наших знаний.

Так еще Эпикур говорил: «мы должны во всем держаться ощущений,… ибо это вернейшая опора для суждений».

Рационализм, напротив, полагает, что основным понятием познания является разум, абстрактное мышление.

Аристотель считал: « Чувственное  восприятия общо всем… и мудрости в нем нет никакой». 

 

2.Сущность закона отрицания отрицания

 

Закон отрицаний отрицания  раскрывает, необходимую связь старого  и нового в процессе развития которая  состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с  тем включает в себя в преобразованном  виде некоторые положительные его  стороны, моменты. На этой основе формулируется положение, выражающее суть закона отрицания отрицания: развитие носит противоречивый, спиралевидный характер, оно происходит таким образом, что на определенных его этапах повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных ступеней.

Данный закон диалектики также  в самых общих чертах был открыт и сформулирован Гегелем. Но и  этот закон выступал у него лишь как закон Развития абсолютной идеи, а не как наиболее общий закон, которому подчиняется развитие всех предметов и явлений реального мира.

Закон отрицания отрицания  имеет важное значение в практической и познавательной Деятельности людей. Как и другие законы диалектики, служит основой для разработки методов  научного исследования процессов изменения  и развития. Вместе с тем данный закон позволяет людям правильно подходить к решению важных вопросов общественной жизни. Это вопросы о том, как относиться к прежней культуре, к прежним методам, формам организации и руководства производством, к техническим достижениям и т. д. Закон отрицания отрицания предостерегает от нигилистического отношения к материальным и духовным ценностям прошлого. В. И. Ленин писал, что «нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем».

Марксизм-ленинизм выступает  как против правых реформистов, которые  не признают роли отрицания, преодоления  старого в процессе развития, так  и против анархистов, «левых», для которых отрицание — это полное уничтожение.

Какую бы сферу общества мы ни взяли, везде, расставаясь с  прошлым, выкорчевывая все, что отжило и мешает жить, люди вместе с тем  используют положительный опыт, накопленный  им предшественниками. Без этого невозможно создание нового.

 

 

3.Объяснить, в чем заключается проблема познавания мира

 

 

Познаваем ли мир? Способен ли человек составить  верную картину  действительности?

 Большинство философов,  такие Беркли и Гегель, французские  материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек способен познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый).Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

 Элементы агностицизма  содержались в релятивизме (от греч. – относительный) – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний, Протагор полагал, что знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного.

 Релятивизм софистов  послужил непосредственным источником  античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое-нибудь знание о них. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

 Таким образом,  ни софисты, ни скептики не  отрицали познания полностью,  они отрицали возможность истинного,  достоверного познания, его общезначимость.

Вместе с тем в  философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно, прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самого познавательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.09.2011                    ____________                    Потылицын Г. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

 

Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- Минск : Политиздат, 1981. - 445 с.

Основы философии : учеб. Пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовин, Х. С. Гофаров.-3-е изд. – Минск : выш. шк., 2009. – 268 с.




Информация о работе Рациональное познание и его формы