Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:13, контрольная работа
Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса: так понятие металл обозначает наличие специфических свойств всех элементов – металлов (например, их электропроводность). Именно понятия выступают как бы атомами мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете (например, медь - металл).
Вариант40(12)
Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса: так понятие металл обозначает наличие специфических свойств всех элементов – металлов (например, их электропроводность). Именно понятия выступают как бы атомами мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете (например, медь - металл). Суждения фиксируют отношения между различными предметами, явлениями и их свойствами. И с помощью умозаключения устанавливается связь между разными суждениями и делается определенные выводы (все металлы проводят электрический ток). Следовательно, медь является проводником электрического тока.
Не смотря на кажущуюся простоту названых форм рационального познания, они являются достаточными и необходимы для различных мыслительных операций. С их помощью может быть выражено все богатство человеческих знаний. А уже в античности зародились два противоположных течения – Сенсуализм и Рационализм.
Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, восприятие) отводит ведущею роль в познание органам чувств и считает, что из чувственных данных, логическим путем выводится все содержания наших знаний.
Так еще Эпикур говорил: «мы должны во всем держаться ощущений,… ибо это вернейшая опора для суждений».
Рационализм, напротив, полагает, что основным понятием познания является разум, абстрактное мышление.
Аристотель считал: « Чувственное восприятия общо всем… и мудрости в нем нет никакой».
2.Сущность закона отрицания отрицания
Закон отрицаний отрицания раскрывает, необходимую связь старого и нового в процессе развития которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя в преобразованном виде некоторые положительные его стороны, моменты. На этой основе формулируется положение, выражающее суть закона отрицания отрицания: развитие носит противоречивый, спиралевидный характер, оно происходит таким образом, что на определенных его этапах повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных ступеней.
Данный закон диалектики также в самых общих чертах был открыт и сформулирован Гегелем. Но и этот закон выступал у него лишь как закон Развития абсолютной идеи, а не как наиболее общий закон, которому подчиняется развитие всех предметов и явлений реального мира.
Закон отрицания отрицания имеет важное значение в практической и познавательной Деятельности людей. Как и другие законы диалектики, служит основой для разработки методов научного исследования процессов изменения и развития. Вместе с тем данный закон позволяет людям правильно подходить к решению важных вопросов общественной жизни. Это вопросы о том, как относиться к прежней культуре, к прежним методам, формам организации и руководства производством, к техническим достижениям и т. д. Закон отрицания отрицания предостерегает от нигилистического отношения к материальным и духовным ценностям прошлого. В. И. Ленин писал, что «нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем».
Марксизм-ленинизм выступает как против правых реформистов, которые не признают роли отрицания, преодоления старого в процессе развития, так и против анархистов, «левых», для которых отрицание — это полное уничтожение.
Какую бы сферу общества мы ни взяли, везде, расставаясь с прошлым, выкорчевывая все, что отжило и мешает жить, люди вместе с тем используют положительный опыт, накопленный им предшественниками. Без этого невозможно создание нового.
3.Объяснить, в чем заключается проблема познавания мира
Познаваем ли мир? Способен ли человек составить верную картину действительности?
Большинство философов, такие Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек способен познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.
Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый).Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Элементы агностицизма содержались в релятивизме (от греч. – относительный) – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний, Протагор полагал, что знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного.
Релятивизм софистов
послужил непосредственным
Таким образом,
ни софисты, ни скептики не
отрицали познания полностью,
они отрицали возможность
Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.
Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно, прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самого познавательного процесса.
10.09.2011
____________
Список Литературы
Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- Минск : Политиздат, 1981. - 445 с.
Основы философии : учеб. Пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовин, Х. С. Гофаров.-3-е изд. – Минск : выш. шк., 2009. – 268 с.